город Омск |
|
11 декабря 2014 г. |
Дело N А46-10790/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10556/2014) индивидуального предпринимателя Немчиновой Надежды Владимировны на решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2014 по делу N А46-10790/2014 (судья Л.А. Крещановская), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Немчиновой Надежды Владимировны (ОГРНИП 304550122500315 ИНН 550309861106)
к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области
о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Воропаевой Я.В., выразившегося в нарушении установленных законом сроков по исполнению поступившего в службу судебных приставов исполнительного листа Арбитражного суда Омской области,
при участии в деле: Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области, должника по исполнительному производству - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Немчиновой Надежды Владимировны - Багаутдинова А.Р. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 55 АА 0731049 от 13.03.2013 сроком действия 3 года);
от Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области - представитель не явился, извещено;
судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Воропаева Я.В. - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области - представитель не явился, извещено;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области - Усько М.П. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 34-Д от 15.01.2014 сроком действия по 31.12.2014),
установил:
индивидуальный предприниматель Немчинова Надежда Владимировна (далее по тексту - предприниматель, ИП Немчинова Н.В., заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, МРО по ОИП УФССП по Омской области) о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП по Омской области Воропаевой Я.В. (далее по тексту - судебный пристав-исполнитель), выразившегося в нарушении установленных законом сроков по исполнению поступившего в службу судебных приставов исполнительного листа Арбитражного суда Омской области.
Решением по делу Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что предпринимателем не представлено доказательств того, каким образом принятие постановления о взыскании исполнительского сбора не сразу по окончании срока для добровольного исполнения и отсутствие доказательств его оплаты повлияло на права и интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ИП Немчинова Н.В. обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает, что согласно постановлению судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2014 N 31600/14/07/55 срок для добровольного исполнения установлен до 15.06.2014, однако, требование о передаче проекта договора аренды подготовлено и направлено судебным приставом-исполнителем и получено должником уже после обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным. Сам же проект договора аренды, датированный 18.06.2014, был передан судебному приставу-исполнителю только 15.08.2014.
При этом, как отмечает податель жалобы, судебным приставом-исполнителем неправомерно не было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора сразу по окончании срока для добровольного исполнения, т.е. 16.06.2014, и не было предпринято мер ко взысканию исполнительского сбора по постановлению от 14.08.2014. Кроме того, как указывает предприниматель в апелляционной жалобе, судебным приставом-исполнителем не был вынесен протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон N 229-ФЗ), что, по мнению заявителя, также является нарушением действующего законодательства об исполнительном производстве.
К тому же, по мнению ИП Немчиновой Н.В., представленный в службу судебных приставов "Проект договора" является ненадлежащим исполнением со стороны должника.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
МРО по ОИП УФССП по Омской области, судебный пристав-исполнитель, Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее по тексту - Управление), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании, открытом 02.12.2014, в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 04.12.2014. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
После перерыва в судебном заседании от Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
МРО по ОИП УФССП по Омской области, судебный пристав-исполнитель, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции, возобновленное после перерыва, также не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, возобновленном после перерыва, представитель ИП Немчиновой Н.В. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ТУ ФАУГИ в Омской области просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей предпринимателя и должника по исполнительному производству, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Омской области от 11.02.2014 по делу N А46-13243/2013 ТУ ФАУГИ в Омской области обязали в десятидневный срок подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 06:125, местоположение которого установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. Б. Хмельницкого, д. 226.
Решение суда вступило в законную силу 24.04.2014.
Ввиду неисполнения ТУ ФАУГИ в Омской области в добровольном в порядке вышеуказанного решения арбитражного суда, ИП Немчинова Н.В. обратилась в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительный лист в МРО по ОИП УФССП по Омской области поступил 29.05.2014.
02.06.2014 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 31600/14/07/55.
Поскольку проект договора аренды не был представлен заявителю, полагая, что судебным приставом - исполнителем нарушены положения части 2 статьи 36 Закона N 229-ФЗ, ИП Немчинова Н.В. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.08.2014 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое предпринимателем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу положений статьи 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов-исполнителей в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее по тексту - Закона N 118-ФЗ).
Согласно статье 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно пункту 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 36 Закона N 229-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закон N 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с указанными выше нормами судебным приставом - исполнителем было возбуждено исполнительное производство N 31600/14/07/55. В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2014 должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, как в настоящем случае, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.
Как следует из решения Арбитражного суда Омской области от 11.02.2014 по делу N А46-13243/2013, арбитражный суд обязал ТУ ФАУГИ в Омской области в десятидневный срок со дня вступления решения по делу N А46-13243/2013 в законную силу подготовить проект договора аренды части 5 (площадью 13 089 кв.м.) земельного участка площадью 550 968 кв.м. с кадастровым номером 55:36:12 03 06:125, местоположение которого установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица Богдана Хмельницкого, дом 226.
Согласно пункту 13 статьи 30 Закона N 229-ФЗ если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.
Как верно отмечает суд первой инстанции, в рассматриваемом случае заявитель обратился в службу судебных приставов за пределами срока, установленного в решении суда по делу N А46-13243/2013, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судебный пристав-исполнитель правомерно установил в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2014 для добровольного исполнения исполнительного документа пятидневный срок со дня получения должником постановления об исполнительном производстве.
Поскольку в установленный срок добровольно должник не исполнил требований, содержащихся в исполнительном документе, 14.08.2014 заинтересованным лицом принято постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В тот же день было направлено требование должнику о необходимости подготовки проекта договора аренды спорного земельного участка до 14 часов 00 минут 18.08.2014. Проект договора аренды N ТУ-02/14-2014 находящегося в федеральной собственности части земельного участка с кадастровым номером 55:36:120306:125 от 18.06.2014 был предоставлен в службу судебных приставов 15.08.2014, что подтверждается материалами исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в нарушении установленных законом сроков по исполнению поступившего в службу судебных приставов исполнительного листа Арбитражного суда Омской области, предприниматель конкретизировал в жалобе, что незаконным бездействием судебного пристава-исполнителя является не вынесение заинтересованным лицом постановления о взыскании исполнительского сбора сразу по окончании срока для добровольного исполнения, не принятие судебным приставом-исполнителем мер ко взысканию исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора, а также не вынесение протокола об административном правонарушении в соответствии со статьей 105 Закона N 229-ФЗ.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, заявитель, в нарушение требований 198, 199, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не обосновал и не доказал того, каким образом принятие постановления о взыскании исполнительского сбора не сразу по окончании срока для добровольного исполнения, отсутствие доказательств оплаты исполнительского сбора, равно как и не составление протокола об административном правонарушении в соответствии со статьей 105 Закона N 229-ФЗ, нарушило его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит позицию суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания указанного бездействия судебного пристава - исполнителя незаконным правомерной.
Довод подателя жалобы о том, что представленный в службу судебных приставов "Проект договора" является ненадлежащим исполнением со стороны должника, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, как не относящийся к предмету спора, поскольку в рамках настоящего спора судом первой инстанции на предмет законности оценивалось конкретное вышеуказанное бездействие судебного пристава-исполнителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении требований ИП Немчиновой Н.В. в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на определения арбитражного суда об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2014 по делу N А46-10790/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10790/2014
Истец: ИП Немчинова Надежда Владимировна
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области, судебный пристав-итсполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Воропаева Я. В.
Третье лицо: Судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Воропаевой Я. В., Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области