город Омск |
|
11 декабря 2014 г. |
Дело N А46-10737/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11832/2014) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее - ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска, Управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 06.10.2014 по делу N А46-10737/2014 (судья Яркова С.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ГУ УПФ РФ в САО г. Омска
к товариществу собственников жилья "Сибирь" (далее - ТСЖ "Сибирь", товарищество, заинтересованное лицо, страхователь)
о взыскании штрафа,
при участии в судебном заседании представителей:
от ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от ТСЖ "Сибирь" - Сатлер А.И. по доверенности от 30.12.2012 сроком действия до 31.12.2014 (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к товариществу собственников жилья "Сибирь" о взыскании штрафа в размере 645 руб. 86 коп. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, за 9 месяцев 2013 года.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.10.2014 в удовлетворении требования Управления отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что первоначально сведения для осуществления персонифицированного учёта за 9 месяцев 2013 года представлены заинтересованным лицом в Управление 15.11.2013, то есть в установленные законом сроки. Суд первой инстанции указал, что в соответствии с действующим законодательством орган пенсионного фонда обязан принять сведения персонифицированного учета, при этом предоставление недостоверных сведений не свидетельствует об их несвоевременном предоставлении, и что представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта, образует другой состав правонарушения, за совершение которого товарищество к ответственности не привлекалось. Кроме того, суд первой инстанции отметил, что при предоставлении сведений персонифицированного учёта, содержащих недочёты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может принять решение о корректировке этих сведений и исправить их самостоятельно.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании штрафа, указывая при этом на то, что судом первой инстанции неправомерно указано на то, что в рассматриваемом случае заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с заинтересованного лица штрафных санкций за непредставление соответствующих сведений в установленный срок, в то время как в действительности штрафные санкции с товарищества взыскиваются за представление недостоверных сведений, что следует из содержания акта об обнаружении фактов и из решения о привлечении к ответственности.
При этом факт предоставления товариществом недостоверных сведений, используемых для индивидуального (персонифицированного) учета, по мнению заявителя, подтверждается надлежащими доказательствами и не опровергнут страхователем.
Товарищество в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявляло, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие указанного лица, участвующего в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителя ТСЖ "Сибирь", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
15.11.2013, то есть в срок, установленный Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ТСЖ "Сибирь" представило в ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска сведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период - 9 месяцев 2013 года.
В ходе изучения представленных сведений, ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска выявило ошибки, касающиеся суммы начисленных страховых взносов по двум застрахованным лицам, о чём было сообщено ТСЖ "Сибирь".
02.12.2013 ТСЖ "Сибирь" представило в ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска исправленные индивидуальные сведения о работающих застрахованных лицах за отчетный период (9 месяцев 2013 года), которые Управлением приняты без замечаний.
Вместе с тем 15.01.2014 N 9 ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска в отношении товарищества составило акт N 9 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д.8-9).
Из указанного акта усматривается, что объективную сторону правонарушения, по мнению Управления, составляет наличие расхождений между сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, представленного товариществом 15.11.2013 и 02.11.2013.
По результатам рассмотрения названного акта ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска вынесло решение от 20.02.2014 N 9 о привлечении ТСЖ "Сибирь" к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) за представление неполных и (или) недостоверных сведений, в виде наложения финансовых санкций в размере 645 руб. 86 коп. (л.д.12-15).
24.03.2014 в адрес заинтересованного лица направлено требование N 9, которым товариществу предложено в добровольном порядке в срок до 21.04.2014 уплатить штрафные санкции в указанном размере (л.д.17).
Поскольку в установленный срок в добровольном порядке требование исполнено не было, ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с ТСЖ "Сибирь" суммы финансовой санкции в указанном выше размере.
06.10.2014 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Товарищество в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) названный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В преамбуле Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ определено, что данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах. Этим же правовым актом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Согласно частям 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, процитированная выше норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как следует из решения о привлечении ТСЖ "Сибирь" к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете от 20.02.2014, финансовые санкции в размере 645 руб. 86 коп. назначены товариществу именно за представление неполных и (или) недостоверных индивидуальных сведений о застрахованных лицах.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что товарищество неправомерно привлечено к ответственности за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений о застрахованных лицах за 9 месяцев 2013 года, является ошибочным и не основано на материалах дела.
Вместе с тем, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, по существу заявленного Управлением требования, а также оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наличие в обжалуемом решении указанных выше выводов не повлекло принятие судом первой инстанции неправильного судебного акта, по следующим основаниям.
Так, в соответствии с указанным выше решением о привлечении к ответственности основанием для признания представленных товариществом сведений неполными и (или) недостоверными послужило наличие ошибок, а именно несовпадение сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части сумм начисленных и уплаченных страховых взносов и в части периодов работы в отношении двух застрахованных лиц, представленных страхователем 15.11.2013, со сведениями, представленными страхователем и принятыми Управлением 02.12.2013.
Вместе с тем, несовпадение сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части сумм уплаченных страховых взносов и периодов работы в отношении двух застрахованных лиц, представленных страхователем 15.11.2013, со сведениями, представленными страхователем и принятыми Управлением 02.12.2013, само по себе не свидетельствует о наличии события правонарушения, предусмотренного абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации также имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Согласно статье 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция), территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными на-логовых органов и органов Федерального казначейства. По запросу территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное на-значение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Пунктом 35 Инструкции установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальные орган уточненные данные.
В силу положения пункта 41 Инструкции, если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
При этом с учетом разъяснений Пенсионного Фонда Российской Федерации, изложенных в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые могут быть откорректированы органом пенсионного фонда на основании достоверных данных, представленных страхователем в более поздний срок, санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к страхователю не применяются.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что 15.11.2013 Общество представило неполные (недостоверные) сведения об уплаченных страховых взносах и периодах работы в отношении двух застрахованных лиц согласно списку, приложенному к акту от 15.01.2014 (л.д.10).
Вместе с тем, 02.12.2013 страхователем были представлены исправленные сведения об уплаченных страховых взносах и периодах работы в отношении соответствующих лиц, которые приняты Управлением без замечаний.
Таким образом, товариществом при устранении выявленных в ходе проверки несоответствий в сведениях, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, не допущено нарушений требований, содержащихся в пунктах 36 и 41 Инструкции, и своевременно предприняты все необходимые и достаточные меры для приведения указанных сведений в соответствие с первичными документами, поэтому на момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении страхователем законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.01.2014 N 9, событие правонарушения уже отсутствовало.
Следовательно, оснований для применения к Учреждению санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, не имеется.
При этом ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска, принимая решение от 20.02.2014, необоснованно не учло положения вышеуказанных норм и не приняло во внимание указанное выше обстоятельство, и как следствие, необоснованно наложило на ТСЖ "Сибирь" финансовые санкции в размере 645 руб. 86 коп.
Изложенные выше выводы согласуются с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.11.2014 N 303-КГ14-4516 по результатам рассмотрения аналогичного спора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному по существу выводу о невозможности удовлетворения в рассматриваемом случае требований Управления.
В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы заявителя и все представленные участвующими в деле лицами доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как при ее подаче ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска не уплачивало государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.10.2014 по делу N А46-10737/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10737/2014
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска
Ответчик: ТСЖ "Сибирь"