город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2014 г. |
дело N А53-18502/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Донской государственной инспекции пробирного надзора ФКУ "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 08.10.2014 по делу N А53-18502/2014, принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кириленко Дины Александровны
к Донской государственной инспекции пробирного надзора
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кириленко Дина Александровна (далее - предприниматель Кириленко Д.А.) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Донской государственной инспекции пробирного надзора ФКУ "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2014 N 466 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением суда от 08.10.2014 постановление от 21.07.2014 N 466 признано незаконным и отменено в части назначения административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Донская государственная инспекция пробирного надзора обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что с учетом смягчающих ответственность обстоятельств административным органом назначено наказание в минимальном размере.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Таганрога совместно со специалистами Инспекции в период с 23.05.2014 по 20.06.2014 проведена проверка исполнения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем в отношении предпринимателя Кириленко Д.А., в ходе которой выявлены нарушения закона N 115-ФЗ, а именно: по операциям, подлежащим обязательному контролю в период с 01.08.2013 по 23.05.2014 предпринимателем Кириленко Д.А. не были направлены 12 сообщений в уполномоченный орган.
В связи с выявленными нарушениями заместителем прокурора города Таганрога вынесено постановление от 26.06.2014 о возбуждении в отношении предпринимателя Кириленко Д.А. дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
В постановлении указано, что предприниматель осуществляет производство и оптовую торговлю ювелирными изделиями.
Постановление вынесено с участием предпринимателя.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Донской государственной инспекции пробирного надзора вынесено постановление от 21.07.2014 N 466 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Дело рассмотрено с участием предпринимателя.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, предприниматель оспорила его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 5 Закона N 115-ФЗ в целях названного Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" под действие закона подпадают организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в том числе, к получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115 -ФЗ определены сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым клиентами организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые указанные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции. В установленный перечень сведений входит, в том числе дата совершения операции.
В силу п. 4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждается нарушение предпринимателем Кириленко Д.А. приведенных норм закона, выразившееся в ненаправлении в уполномоченный орган сообщений по операциям, подлежащим обязательному контролю.
Таким образом, наличие в действиях предпринимателя объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, является доказанным.
Предприниматель Кириленко Д.А., будучи лицом, осуществляющим продажу ювелирных изделий, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленного порядка представления сообщений о проводимых операциях, предприниматель не приняла необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
Предприниматель признает вину в совершении вменяемого правонарушения и просит суд уменьшить размер административного наказания.
В обоснование ходатайства о снижении размера штрафа предпринимателем приведены следующие сведения о финансовом состоянии.
Кириленко Д.А. одна воспитывает несовершеннолетнего ребенка - дочь 09.11.1997 года рождения, имеет кредитные обязательства перед Номос-Банком в размере 2500000 рублей, которые были получены в мае 2008 года для приобретения жилья, со сроком погашения 29.10.2018 (договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от 21.05.2008, зарегистрированный в установленном законом порядке), предприниматель имеет открытую кредитную линию в Акционерном коммерческом банке содействия коммерции и бизнесу на сумму 1130000 рублей. Все имеющиеся кредитные обязательства предусматривают ежемесячное погашение.
Пунктом 5 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П определен порядок исполнения данного постановления, в соответствии с которым до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций КС РФ, выраженных в настоящем постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
По смыслу пункта 5 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П применение административного наказания не должно повлечь за собой избыточного использования административного принуждения, примененное наказание должно быть сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица с целью индивидуализации административной ответственности.
Таким образом, суду при применении правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П надлежит учитывать ряд обстоятельств: характер административного правонарушения; степень и форму (умысел, неосторожность) вины нарушителя; субъективное отношение лица, совершившего правонарушения, к самому проступку, а также к наступившим последствиям; наступившие последствия; постделиктное поведение лица (пункты 1 - 7 части 1 статьи 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Все указанные обстоятельства должны быть оценены в совокупности.
Судом первой инстанции учтены все приведенные заявителем доводы в части наличия оснований для снижения суммы штрафа. Руководствуясь принципами справедливости и соразмерности назначения наказания, а также в соответствии с правовой позицией и указанием Конституционного Суда в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суд первой инстанции обоснованно счел возможным снизить размер подлежащего наложению на предпринимателя административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (200 000 рублей) до 50 000 рублей.
Позиция суда при рассмотрении настоящего дела обусловлена характером нарушения, его последствиями, признанием вины и совершением правонарушения впервые. Кроме того, наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах, в данном случае, не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав предпринимателя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 08.10.2014 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08 октября 2014 года по делу А53-18502/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18502/2014
Истец: Кириленко Дина Александровна
Ответчик: Донская государственная инспекция приборного надзора