г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2014 г. |
Дело N А56-41407/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Овчинников А.А. - доверенность N 02-07-47/14 от 07.04.2014
от заинтересованных лиц: предст. Березин Н.Н. - доверенность от 20.08.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23297/2014) Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2014 по делу N А56-41407/2014 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по иску (заявлению) Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области
к 1) Государственному инспектору дорожного надзора Отдела ГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области майору полиции Кузнецову Д.В.,
2) Отделу ГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области (ОГРН 1027810355990; далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 17.06.2014 N 47АР535649, вынесенного государственным инспектором дорожного надзора Отдела ГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области майором полиции Кузнецовым Д.В, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 04.09.2014 суд изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания и снизил размер штрафа до 30000 руб.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение суда от 04.09.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. Податель жалобы полагает, что решение суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не содержит достаточных обоснований для вывода о наличии в действиях Комитета вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ. Податель жалобы полагает, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что в условиях недостаточного финансирования Комитетом в 2014 году были приняты все необходимые меры для нанесения дорожной разметки на перечисленные в оспариваемом постановлении участки автомобильных дорог.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ОГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения. Государственным инспектором дорожного надзора Отдела ГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области Кузнецовым Д.В. представлены в суд возражения на апелляционную жалобу Комитета (рег.N 14624/2014 от 26.11.2014).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.05.2014 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области Кузнецовым Д.В. в ходе обследования региональных автомобильных дорог на территории Гатчинского района Ленинградской области на предмет соответствия горизонтальной дорожной разметки требованиям ГОСТ Р52289-2004 было выявлено, что на автодорогах в Гатчинском районе Ленинградской области: Сиверский - Белогорка, км 0+000 -7+100, Елизаветино - Скворицы, км 0+000- 23+300, Елизаветино - Фьюнатово, км 0+000-10+560, Никольское - Шпаньково, км 0+000- 10+100, Низковицы - Переярово - Кипень, км 0+000- 8+300, М.Рейзино - Сокколово, км 0+000- 1+600, Сокколово - Мариенбург, км 0+000- 2+300, Озерешно-Чаща, км 0+000-10+500, Чаща - Кремнево, км 0+000-6+200, Кезелево - Ондрово, км 0+000- 11+440, Пудость - а/д Стрельна-Кипень-Гатчина, км 0+000- 2+400, Никольское-Воскресенское, км 0+000- 8+510, Семрино - Сусанино -Ковшово, км 0+000- 12+410, Мыза - Ковшово, км 0+000- 7+885, Никольское -Прибытково - Кобрино, км 0+000- 9+060, Ивановка - Замостье - Пижма, км 0+000-9+222, Орлино - Заозерье - Симанково, км 0+000-7+800, Выра - Ляды, км 0+000 -11+808, Лампово-Остров, км 0+000 - 0+920, Торфяное - Коргузи - Сабры - АБЗ, км 0+000- 1+900, Старосиверское - Лесничество, км 0+000- 2+800, Сяськелево - Тойворово - Акколово - Муттолово, км 0+000- 5+480, Спецподъезд N 1, км 5+474- 8+700, Спецподъезд N 2, км 0+000 - 1+020, Подъезд к сад. Строгоново, км 0+000- 6+000, Подъезд к д. Кобралово, км 0+000-1+590, Подъезд к д. Жабино, км 0+000- 1+143, Подъезд к ст. Карташевская, км 0+000- 2+338, Подъезд к д. Даймище, км 0+000- 4+700, Подъезд к НПО Белогорка, км 0+000- 3+412, Подъезд к д. Тихковицы, км 0+000-2+000, Подъезд к д. М.Колпаны, км 0+000- 1+578, Мины-Новинка, км 9+400- 37+700 отсутствует осевая и краевая горизонтальная дорожная разметка (л.д. 146-147).
По факту выявленного нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог - пункта 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области Кузнецовым Д.В. вынесено определение от 21.05.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 137).
При повторном осмотре 29.05.2014, проведенном с участием представителя Комитета, факт отсутствия горизонтальной дорожной разметки на вышеуказанных участках дорог подтвердился (л.д.144-145).
06.06.2014 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области Кузнецовым Д.В. в отношении Комитета составлен протокол N 47АР535649 об административном правонарушении и 17.06.2013 вынесено постановление N 47АР535649 о привлечении Комитета к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, которым заявителю назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, не установил нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания и снизил размер штрафа до 30000 руб.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 04.09.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета в связи со следующим.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды (раздел 1).
Пунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
В нарушение вышеприведенных требований ГОСТ Р 50597-93 на перечисленных в актах обследования от 21.05.2014 и 29.05.2014 региональных автомобильных дорогах на территории Гатчинского района Ленинградской области отсутствует горизонтальная дорожная разметка (указанное обстоятельство Комитетом не оспаривается), что является нарушением пункта 13 Основных положений и образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона N 196-ФЗ осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 07.09.2011 N 283 (далее - Положение), Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах компетенции, установленной Правительством Ленинградской области, полномочия и функции в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, включая полномочия по координации, регулированию и контролю дорожных организаций Ленинградской области (пункт 1.1 Положения).
Согласно пунктам 2.1, 2.3 и 2.7 Положения к полномочиям Комитета относится осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в порядке, предусмотренном статьей 13.1 Закона N 257-ФЗ, а также осуществление дорожной деятельности в отношении указанных дорог в части проектирования, содержания и ремонта; осуществление в установленном порядке полномочий главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на цели обеспечения дорожной деятельности. Комитет в рамках осуществления своих полномочий утверждает распределение средств по объектам капитального ремонта и ремонта, содержания автомобильных дорог (пункт 3.2); осуществляет мероприятия по выполнению программ, перспективных и текущих планов по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 3.9), осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области в части проектирования, ремонта и содержания автомобильных дорога, в том числе заключает государственные контракты и контролирует их исполнение подрядными организациями (пункт 3.11).
С учетом приведенных положений пункта 6 статьи 12 Закона N 257-ФЗ, пункта 3 статьи 6 Закона N 196-ФЗ, пунктов 2.3, 2.4, 2.7, 3.2, 3.9 Положения о Комитете, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что именно Комитет обязан осуществлять организацию содержания автомобильных дорог регионального значения Ленинградской области, а, следовательно, является ответственным за ненадлежащее содержание таких дорог и субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств объективной невозможности исполнения заявителем требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, судом не установлено.
В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено и заявителем не оспаривается, что нанесение горизонтальной разметки на участках автомобильных дорог Низковицы-Переярово-Кипень (0+000 км - 8+300 км), а также Мины-Новинка (9+400 км - 37+700 км) предусмотрено государственным контрактом от 26.05.2014 N 0077, заключенным Комитетом с ООО "РемСЭД" (л.д.118-212). Остальные перечисленные в актах обследования от 21.05.2014 и 29.05.2014 автомобильные дороги (32 участка) в указанном государственном контракте не поименованы; не внесены работы по нанесению горизонтальной разметки и в объем работ по государственному контракту от 04.02.2014 N 0006 с ГП "Гатчинское ДРСУ" (при том, что именно Комитет осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов на выполнение работ в части ремонта и содержания автомобильных дорог).
В рассматриваемом случае Комитет не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об отсутствии реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него обязанностей по содержанию дорог в надлежащем состоянии, а также доказательств принятия Комитетом всех зависящих от него мер по недопущению совершения правонарушения. Ссылки Комитета на отсутствие финансирования, а также отсутствие проектов организации дорожного движения обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для освобождения Комитета от исполнения возложенных на него обязанностей и не свидетельствуют об отсутствии его вины во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Комитета состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12.34 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений административным органом установленной процедуры привлечения к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П (далее - Постановление N 4-П), изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания и снизил размер штрафа до 30000 руб.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении N 4-П, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. При этом, судам необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, принимая во внимание, что заявитель принимает меры к устранению выявленных нарушений, противоправное поведение заявителя не сопряжено с умышленным игнорированием требований законодательства в регулируемой сфере, посчитал назначенное Комитету наказание (штраф в размере 300000 руб.) чрезмерным и не соответствующим тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания, в связи с чем снизил размер штрафа до 30000 руб., полагая, что наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру совершенного Комитетом правонарушения.
По мнению апелляционной коллегии, избранная судом первой инстанции мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности. Возражений относительно решения суда в указанной части административным органом в суде апелляционной инстанции не заявлено.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда от 04.09.2014 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 сентября 2014 года по делу N А56-41407/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41407/2014
Истец: Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области
Ответчик: Государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области майор полиции Кузнецов Д. В., Отдел ГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области