г. Москва |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А40-100691/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Расторгуева Е.Б. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Касатиной Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2014 г. по делу N А40-100691/2014, принятое судьей Стрельниковым Е.В. по иску ООО "Еврологистик СПБ" (ОГРН 1106194006027, юр.адрес: 344022, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, пер. Журавлева, д. 61) к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, юр.адрес: г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2) о взыскании пени
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Еврологистик СПБ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу (ОАО) "Российские железные дороги" о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 294 197 руб. 67 коп.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 29.09.2014 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ОАО "Российские железные дороги" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что судом необоснованно не учтено увеличение срока доставки груза в связи с прохождением вагонов через станции Московского и Санкт-Петербургского узлов; в связи выгрузкой вагонов в пути следования, следовавших в одной рефрижераторной секции (пункт 5.2 Правил исчисления сроков доставки груза); суд необоснованно не применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Рассмотрев дело в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон, в порядке статей 123, 156, 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Из материалов дела следует, что в июне 2013 года истцом были отправлены груженые вагоны, которые ответчик доставлял в адрес грузополучателей с нарушениями установленных сроков доставки.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлена обязанность перевозчиков доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003 г., предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Статьей 97 Устава предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 (девяти) процентов от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Согласно абзацу третьему статьи 33 Устава, раздела III "Заполнение накладной перевозчиком на станции отправления" Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 39, расчетную дату исчисления срока доставки грузов, определенную исходя из Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашении сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии со статьей 33 Устава грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
В транспортных железнодорожных накладных в графе "Особые заявления и отметки отправителя" нет отметки о заключении договора, предусматривающего иные сроки доставки груза, чем Правила исчисления сроков доставки груза железнодорожным транспортом, также в накладных отсутствуют и штемпельные отметки о составлении актов общей формы о задержке вагонов.
Поскольку по спорным перевозкам отсутствует соглашение сторон об иных, чем в Правилах N 27 сроках доставки, перевозчик обязан соблюдать срок, указанный в договоре перевозки, в связи с чем является несостоятельной ссылка заявителя на то, что расчетная дата истечения срока доставки груза вносится перевозчиком в одностороннем порядке и не является договорным сроком.
Судом признается необоснованным довод ответчика о том, что истцом не учтено увеличение срока доставки вагонов по накладным N N ЭЬ806118, ЭЬ805970, ЭЬ806070 в связи с прохождением вагонов через Московский и Санкт-Петербургский узлы.
Из представленных в дело указанных железнодорожных накладных не следует, что спорные вагоны проходили станции Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов.
Кроме того, в накладных проставлен срок доставки грузов, который исчисляется перевозчиком, который не мог не знать, каким маршрутом будет отправлен вагон.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении судом пункта 5.2 Правил исчисления сроков доставки грузов, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку транспортные железнодорожные накладные подтверждают обстоятельство согласования грузоотправителем и перевозчиком сроков доставки, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Отклоняется также довод ОАО "РЖД" о наличии оснований для увеличения срока доставки груза на основании пункта 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, исходя из следующего.
Согласно пункту 6.7 указанных Правил сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки рефрижераторной секции грузоотправителем, грузополучателем сверх установленных норм при погрузке-выгрузке рефрижераторной секции на одной или нескольких станциях в попутном направлении одним или несколькими грузоотправителями в адрес одного или нескольких грузополучателей.
О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержке груза, об увеличении срока доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Между тем спорные накладные N N ЭЬ805970 и ЭЬ806070 не содержат отметок перевозчика о задержке груза и ее причинах. Акты общей формы к накладным не приложены.
При этом вывод суда первой инстанции о представлении в материалы дела актов общей форм не соответствует обстоятельствам дела, однако он не привел к принятию судом неправильного решения.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика; заявление ответчика о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть сделано исключительно при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что соответствующее заявление о снижении размера пени было сделано ответчиком в суде первой инстанции (л.д. 142-143) со ссылкой на несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
Однако указанный довод ответчика сам по себе не свидетельствует о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком.
При этом по требованию об уплате неустойки истец не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 81 от 22.12.2011 г. никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
В связи с этим, у суда апелляционной инстанции также не имеется правовых оснований для применения нормы статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2014 по делу N А40-100691/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100691/2014
Истец: ООО "Еврологистик СПБ"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала Забайкальская железная дорога
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33842/15
09.04.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2351/15
10.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49800/14
29.09.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-100691/14