город Москва |
|
10 декабря 2014 г. |
дело N А40-98951/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 10.12.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2014
по делу N А40-98951/2014, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению ОАО "РЖД" (107174. Москва, улица Новая Басманная, дом 2)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Московский территориальный отдел (107140, Москва, Комсомольская площадь, дом 3/9)
об отмене постановления;
при участии:
от заявителя: |
Масейкина С.С. по доверенности N 90 от 25.04.2014; |
от заинтересованного лица: |
Тритенко Е.А. по доверенности N 99 от 13.10.2014; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2014 в удовлетворении заявления ОАО "РЖД" о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Московский территориальный отдел Ивлева Н.В. N 189 от 10.06.2014 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители общества и управления в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 06.05.2014 прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на защиту прав пассажиров с ограниченными возможностями и другими маломобильными группами населения на Рижском вокзале Московской региональной Дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" и прилегающей территории по адресу: Москва, Рижская площадь, дом 1, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 2.5 1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 N 12, СП 2.5.2598-10 "Изменения и дополнения N 1 к СП 2.5.1198-03", СП 2.5.2647-10 "Изменения и дополнения N 2 к СП 2.5.1198-03": в нарушение п. 3.1.18 СП 2.5.1198-03 не обеспечена непрерывная информативность всех путей движения инвалидов различных категорий; в нарушение п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 ступени центрального входа не выполнены в единообразной геометрии; в нарушение п. 3.1.18 СП 2.5.1198-03 информация о порядке размещения в Хостеле инвалидов отсутствует; в нарушение п. 3.1.17 СП 2.5 1198-03 ширина дверей центрального входа и дверей для выхода на платформы менее 90 см; в нарушение п. 3.1.19 СП 2.5.1198-03 пониженный прилавок пригородной кассы отсутствует.
26.05.2014 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направлено в Московский территориальный отдел Территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.
10.06.2014 заместителем начальника Московского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ивлевым Н.В. вынесено постановление N 189 о назначении ОАО "РЖД" административного наказания на основании ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 15.000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований.
Изучив материалы дела, в том числе с участием представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене исходя из следующего.
В соответствии с положениями ст. ст. 24.6, 25.11, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры вправе проводить проверки на предмет соблюдения любыми лицами требований действующего законодательства; при обнаружении данных для привлечения к административной ответственности прокуроры вправе возбуждать дело об административном правонарушении на основании указанных данных.
Согласно ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении, если обнаружил факт такого правонарушения в ходе проверки.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По смыслу данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5, ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Объективная сторона правонарушения, ответственность, за которое установлена ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется действием или бездействием юридического лица, нарушающего права, установленные в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к эксплуатации зданий и помещений.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" на территориальные органы социальной защиты населения возложена координация работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта.
Согласно "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте 2.5.1198-03", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 04.03.2003 N 12 (СП 2.5.1198-03) установлено, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо обеспечить непрерывную информативность всех путей движения инвалидов различных категорий; ступени центрального входа должны быть выполнены в единообразной геометрии; обеспечить информацией в Хостеле инвалидов; ширина дверей центрального входа и дверей для выхода на платформы должна быть соответствующей; в наличии должен иметься пониженный прилавок пригородной кассы.
Из материалов дела следует, что указанные нормы закона обществом выполнены в полном объеме.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие изложенные в оспариваемом постановлении обстоятельства, в том числе, материалы проведенной транспортной прокуратурой проверки по факту не соблюдения обществом законодательства об обеспечении прав инвалидов на доступное пользование железнодорожным транспортом на железнодорожном вокзале.
Доказательств того, что в ходе проверки прокуратурой установлены нарушения обществом требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которого организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обязаны обеспечить оборудование специальными приспособлениями вокзалов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами, не представлено.
Таким образом, неправомерное вменение обществу нарушений, которые фактически отсутствуют, повлекло принятие административным органом незаконного решения о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а изложенные в решении суда первой инстанции выводы не основаны на материалах дела и были сделаны судом без исследования всех значимых для дела обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2014 по делу N А40-98951/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Московский территориальный отдел Ивлева Н.В. N 189 от 10.06.2014 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98951/2014
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: Московский Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Московский территориальный отдел