город Москва |
|
12 декабря 2014 г. |
дело N А40-126578/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.12.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента торговли и услуг г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2014
по делу N А40-126578/2014, принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению Департамента торговли и услуг г. Москвы (125009, Москва, ул. Тверская, д. 19, стр. 2)
к ООО Фирма "Вагран" (117534, Москва, ул. Чертановская, д. 54/1)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя: |
Дружинин Г.А. по доверенности от 05.02.2014; |
от заинтересованного лица: |
Ахвердиев И.А. паспорт; Губин О.Н. по доверенности от 03.09.2014; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2014 в удовлетворении заявления Департамента торговли и услуг г. Москвы о привлечении ООО Фирма "Вагран" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 18.02.2011 на основании распоряжения от 10.06.2014 N 547 Департаментом торговли и услуг г. Москвы проведены плановые мероприятия по лицензионному контролю в отношении ООО Фирма "Вагран", расположенного по адресу: Москва, ул. Марии Ульяновой, дом 19 (магазин), в ходе проверки выявлено не соблюдение ограничения мест розничной продажи алкогольной продукции, а именно: расстояние от входа в магазин до входа в детский клуб Московской школы танцев "Танцквартал" составляет 20 метров.
ООО Фирма "Вагран" выдана лицензия серия ДПРУ регистрационный номер 013708, код ВВ 4 сроком действия с 17.02.2011 по 17.02.2016 на розничную продажу алкогольной продукции в магазине по адресу: Москва, ул. Марии Ульяновой, дом 19.
18.07.2014 по результатам проведенной в отношении общества проверки по указанному адресу составлен акт N 547/2.
18.07.2014 по данному факту в отношении общества с участием законного представителя составлен протокол N 547/2 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. ст. 202 - 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, исходил из отсутствия правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Исходя из ст. ст. 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего 4 элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
ООО "Фирма "Вагран" вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предполагает наступление административной ответственности за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота данной продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований и условий.
Согласно п. 1 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Перечень сведений, которые в любом случае должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении, определен в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса; к ним относятся, в частности, событие административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ч. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, апелляционный суд соглашается с доводами общества и выводами суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела достаточных доказательств вменяемого обществу административного правонарушения.
Согласно положениям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции (п. 1 ст. 6 Закона).
Постановлением Правительства г. Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте торговли и услуг г. Москвы" функции по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере торговой деятельности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции возложены на Департамент торговли и услуг г. Москвы.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских организациях, на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Частью 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наступление административной ответственности за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Из диспозиции ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административная ответственность предусмотрена именно за осуществление оборота алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований. Следовательно, обязательным элементом состава данной нормы является осуществление оборота алкогольной продукции.
Административный орган, на который законодательно возложено бремя доказывания, должен располагать неопровержимыми доказательствами совершения хозяйствующим субъектом правонарушения и наличия в его деянии факта нарушения обязательных требований; собранные в ходе производства по делу об административном правонарушения и представленные суду доказательства должны объективно подтверждать наличие события правонарушения. При отсутствии таких доказательств, в случае имеющихся противоречий относительно наличия факта нарушения и при отсутствии у административного органа данных, исключающих такие противоречия, событие правонарушения нельзя признать доказанным.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Полинская И.Ю. арендует нежилое помещение общей площадью 219, 8 кв. м. по адресу: ул. Марии Ульяновой, дом 19 в соответствии с условиями договора аренды N 7-703 от 02.10.2006 под физкультурно-оздоровительный центр.
При рассмотрении апелляционной жалобы судом установлено, что документом, представленным в подтверждение события административного правонарушения, является акт проверки от 18.07.2014 N 547/2, из содержания которого следует, что замер расстояния от входа в магазин и клуб танцев производился измерительным прибором (рулеткой).
Вместе с тем, Департаментом не учтены сведения предпринимателя Полинской И.Ю. от 29.08.2014, согласно которым данное помещение планировалось использовать под студию танцев для совершеннолетних взрослых, впоследствии в связи с нерентабельностью, предприниматель обратилась в Департамент городского имущества с просьбой об изменении целевого использования помещения на "физкультурно-оздоровительный центр, офис, складские помещения" (л.д. 50).
Из письма Управы Ломоносовского района от 14.08.2014 следует, что в результате мониторинга указанного нежилого помещения выявлено, что занятия с детьми в нем не проводятся.
Приложенные фотоснимки рекламы школы танцев не позволяют определить то обстоятельство, что школа в реальности осуществляет свою деятельность.
Таким образом, Департаментом не доказан сам факт не соблюдения обществом спорных ограничений, как и тот факт, что на момент выдачи обществу указанной лицензии лицензирующим органом выявлены какие-либо нарушения или несоответствие общества лицензионным требованиям и условиям, равно как и наличия входа для посетителей с детьми в школу танцев и наличие самого детского образовательного учреждения по указанному адресу как такового.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2014 по делу N А40-126578/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-126578/2014
Истец: Департамент торговли и услуг г. Москвы
Ответчик: ООО Фирма "Вагран"