г. Челябинск |
|
12 декабря 2014 г. |
Дело N А76-14926/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.09.2014 по делу N А76-14926/204 (судья Костылев И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Алси" - Зыкова Е.И. (доверенность N 12/ал от 15.05.2014);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области - Никитюк А.Л. (доверенность N 15/29-073 от 29.08.2014).
19.06.2014 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Алси" (далее - банк, заявитель, ООО "Алси") с заявлением о признании незаконным и отмене предписания N 45 от 12.05.2014, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - административный орган, Управление, Роспотребнадзор), содержащего требования устранить нарушения прав покупателей и положения "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 55 от 19.01.1998 (далее - Правила продажи).
Предписание незаконно, т.к. нарушений прав потребителей в ходе проверки не было установлено - книга отзывов и предложений находилась в уголке покупателя, она изучалась проверяющими, жалобы в ней отсутствовали.
Неясно, о каких потребительских свойствах ювелирных изделий должна доводиться информация до покупателей, т.к. согласно справочников ювелирные изделия имеют экономические и технические свойства.
На ярлыках к ювелирным изделиям имелись сведения об изготовителе товаров, иная необходимая информация содержалась в ценниках, прикрепленным к ювелирным изделиям (т.1 л.д.3-7, 54).
Управление возражало против заявленных требований, ссылалось на нарушения Правил продажи, установленные в ходе проверки (т.1 л.д.57-60, 70-73).
Решением суда первой инстанции от 20.09.2014 заявленные требования удовлетворены, предписание признано незаконным.
Суд установил, что в магазине ведется книга отзывов, что соответствует требованиям п.8 Правил продажи, но в ней отсутствуют жалобы покупателей на нарушения прав, а содержатся только положительные отзывы. Обязанность давать ответы в этом случае отсутствует.
Выставленные для продажи ювелирные изделия (в том числе жемчуг) имеют ярлыки с необходимой информацией, нет доказательств того, что она неполна или недостоверна, скрывалась от покупателей (т.1 л.д.121-125).
31.10.2014 от Управления поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Доказательствами допущенных нарушений являются фотографии, выполненные в ходе проверки. Из имеющихся на ценниках и товарных ярлыках записей неясно, какое наименование, класс имеет товар, не ясны характеристики и происхождение жемчуга, отсутствует цена.
Ценники во время проверки не находились на видном месте (были спрятаны в специальный карман за изделием).
Суд первой инстанции не принял во внимание доказательства, подтверждающие нарушения.
Общество возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные в судебном акте.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства.
ООО "Алси" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 22.04.2009 (т. 1 л.д.10-22), занимается розничной торговлей ювелирными изделиями.
18.04.2014 Управление вынесено распоряжение N 64 о проведении проверки (т.1 л.д.23).
Составлен акт проверки N 64 от 25.04.2014, при которой присутствовал представитель общества (т.1 л.д.29-30). В дело представлены копия книги отзывов (т.1 л.д.33-40), товарные ярлыки и ценники (т.1 л.д.41-47).
12.05.2014 в отношении общества составлен административный протокол N 65 и выдано предписание N 45 об устранении нарушений в срок до 25.05.2014 (т.1 л.д.9, 31-32, 48). Постановлением N 59 от 23.05.2014 общество привлечено к административной ответственности по ст. 14.15 Кодекса об Административных нарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ, Кодекс), взыскан штраф - 10 000 руб. (т.1 л.д.81-82). Данное постановление обжаловано в арбитражный суд, решением и постановлением по делу N А76-15485/2014 от 06.10.2014 и 02.12.2014 применение административной ответственности по 14.15 Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП РФ, Кодекс) признано законным - нарушением Правил продажи является расположением ценников в "кармане" за выложенным на витрине ювелирным изделием и предъявление его по просьбе покупателя.
По утверждению подателя жалобы - Управления суд первой инстанции не дал оценки представленным доказательствам, содержащим описание допущенных нарушений Правил продажи.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений, указанных в оспариваемом предписании.
На основании пункта 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным государственным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, которым является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
По ст. 40 Закона N 2300-1 государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе, выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, что также предусмотрено пунктом 68 Административного регламента.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений правил продажи, т.к. "книга отзывов" велась в установленном порядке, записи о нарушении прав покупателей в нее не были внесены, что исключало обязанность по даче ответов на замечания.
В товарных ярлыках и единообразных ценниках содержались информация о товаре, отсутствуют доказательства ее недостоверности.
По п.2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением по делу N А76-15485/2014 установлена вина общества в совершении административного правонарушения по ст. 14.15 КоАП РФ - не выставления ценника для обзора покупателя. Остальные указанные в предписании обстоятельства не признаны нарушениями правил продажи. Выводы оспариваемого судебного решения противоречат выводам вступившего в силу другого судебного акта и в силу этого являются неверными.
Доводы апелляционной жалобы в этой части нашли подтверждение, наличие нарушения является законным основанием для выдачи предписания для устранения нарушения.
Вместе с тем должны быть соблюдены к содержанию предписания - оно должно быть конкретным и исполнимым, в нем должны содержать действия, которые обязан совершить проверяемый субъект для устранения нарушений.
В оспариваемом предписании N 45 от 12.05.2014 указано о нарушении в ходе плановой проверки п.п.8, 11, 15, 19 Правил продажи, в связи, с чем предписывается до 25.05.2014 устранить отмеченные замечания (т.1 л.д.9), не указано, какие конкретные действия для этого необходимо произвести, нет ссылок как на нарушение на "нахождение ценника в "кармашке" за выложенным на витрине ювелирным изделием". Учитывая неконкретность предписания, не указание в нем мер по устранению нарушений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его незаконности.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.09.2014 по делу N А76-14926/204 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14926/2014
Истец: ООО "Алси"
Ответчик: ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в Карталинском, Варненском и Брединском районах, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области
Третье лицо: Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребительной и благополучия человека по Челябинской области в Карталинском, Варненском и Брединском районах, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребительной и благополучия человека по Челябинской области