г. Санкт-Петербург |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А56-14340/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца представителя Дагирова З.И., паспорт, решение N 9 от 18.02.2014
от ответчиков: 1-9. не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25742/2014) Общества с ограниченной ответственностью "СПБ Спец Строй" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2014 по делу N А56-14340/2014 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "СПБ Спец Строй"
ответчики: 1. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
2. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
3. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
4. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
5. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
6. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 100 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
7. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 127 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
8. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 116 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
9. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 115 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга,
10. Закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов"
о взыскании
установил:
Истец - общество с ограниченной ответственностью "СПБ Спец Строй", обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании:
1. с государственного дошкольного учреждения детский сад N 3 Невского района Санкт-Петербурга в качестве необоснованного обогащения денежные средства в сумме 320062 (триста двадцать тысяч шестьдесят два) руб. 33 коп.;
2. с государственного дошкольного учреждения детский сад N 15 Невского района Санкт-Петербурга в качестве необоснованного обогащения денежные средства в сумме 227 211 (двести двадцать семь тысяч двести одиннадцать) руб. 62 коп.;
3. с государственного дошкольного учреждения детский сад N 39 Невского района Санкт-Петербурга в качестве необоснованного обогащения денежные средства в сумме 196 071 (сто девяносто шесть тысяч семьдесят один) руб. 87 коп.;
4. с государственного дошкольного учреждения детский сад N 90 Невского района Санкт-Петербурга в качестве необоснованного обогащения денежные средства в сумме 201 050 (двести одну тысячу пятьдесят) руб. 98 коп.;
5. с государственного дошкольного учреждения детский сад N 25 Невского района Санкт-Петербурга в качестве необоснованного обогащения денежные средства в сумме 170 603 (сто семьдесят тысяч шестьсот три) руб. 93 коп.;
6. Взыскать с государственного дошкольного учреждения детский сад N 100 Невского района Санкт-Петербурга в качестве необоснованного обогащения денежные средства в сумме 179 648 (сто семьдесят девять тысяч шестьсот сорок восемь) руб. 94 коп.;
7. с государственного дошкольного учреждения детский сад N 127 Невского района Санкт-Петербурга в качестве необоснованного обогащения
денежные средства в сумме 209 537 (двести девять тысяч пятьсот тридцать семь) руб. 79 коп.;
8. с государственного дошкольного учреждения детский сад N 116 Невского района Санкт-Петербурга в качестве необоснованного обогащения денежные средства в сумме 505 821 (пятьсот пять тысяч восемьсот двадцать один) руб. 64 коп.;
9. с государственного дошкольного учреждения детский сад N 115 Невского района Санкт-Петербурга в качестве необоснованного обогащения денежные средства в сумме 458 694 (четыреста пятьдесят восемь тысяч шестьсот девяносто четыре) руб. 69 коп.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика было привлечено закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов".
Решением от 03.09.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с нарушением судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Истец ссылается на то, что все заявки были рассмотрены и признаны дефектными в один и тот же день, что свидетельствует об однократности допущенного истцом нарушения, кроме того, истец считает, что поскольку его вина в совершении правонарушения не доказана, он не должен нести ответственности на основании части 14 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ.
В заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы жалобы, настаивая на отмене решения.
Ответчики 1-9. извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, своих представителей в заседание апелляционного суда не направили, дело рассмотрено в их отсутствие в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В письменном отзыве на жалобу ответчики 1-9 поддержали решение, считая его законным и обоснованным.
Закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" возражало против удовлетворения жалобы, считая решение законным и обоснованным по изложенным в отзыве на жалобу основаниям.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона N 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью ООО "СПб-Спец Строй" в четвертом квартале 2012 года принимало участие в открытых аукционах в электронной форме, проводившихся в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ.
По результатам рассмотрения первых частей поданных заявок истец был допущен к участию в аукционах.
По итогам проведения аукционов, при рассмотрении вторых частей заявок, комиссиями заказчиков приняты решения о несоответствии двадцати восьми заявок данного участника требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ.
Данное обстоятельство явилось основанием для оператора электронной площадки для блокирования денежных средств истца, внесенных в обеспечение заявки.
Считая действия по удержанию денежных средств неправомерными, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
Обосновывая отказ в удовлетворении иска, суд указал, что по смыслу части 14 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ за несоблюдение участниками размещения заказов законодательства и требований аукционной документации, денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе перечисляются заказчику и не возвращаются участнику размещения заказа, то есть в данном случае для участника размещения заказа наступает финансовая ответственность.
Исключением является случай, если указанный участник размещения заказа обжаловал данные решения в соответствии с Законом о размещении заказов и по результатам обжалования вынесено решение о необоснованных решениях аукционной комиссии о несоответствии заявок на участие в открытом аукционе требованиям документации об открытом аукционе.
Суд пришел к выводу о том, что истец не обладает правом на предмет иска - денежные средства, поскольку это право принадлежит заказчикам на основании части 14 статьи 41.11 Закона 94-ФЗ; денежные средства не подлежат взысканию в качестве неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции находит правильным применение судом Закона N 94-ФЗ и данное им толкование части 14 статьи 41.11 названного Закона, в соответствии с которой в случае систематического нарушения по правилам части 12 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ наступает гражданско-правовая ответственность участника размещения заказа.
Согласно статье 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме (часть 1); заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей (часть 3); вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения, в том числе, фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика (часть 6).
В соответствии с частью 1 статьи 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 20 статьи 41.10 настоящего Федерального закона, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае: непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. (часть 6 статьи 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ).
Довод жалобы об отсутствии вины истца, что свидетельствует, по его мнению, об отсутствии оснований для применения к нему финансовой ответственности, подлежит отклонению.
Ни оператор электронной площадки, ни заказчик не имеет правовых оснований для установления наличия или отсутствия вины в действиях участника размещения заказа в соответствии с Законом 94-ФЗ, а лишь констатирует с использованием программных средств, наличие трижды допущенного в течение одного квартала нарушения в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона 94-ФЗ.
Ссылаясь на незаконность решения аукционной комиссии, выраженной в протоколе подведения итогов аукциона, заявитель апелляционной жалобы считает, что заказчики (ответчики) получили неосновательное обогащение в размере обеспечения 28 заявок в результате перечисления и блокировки денежных средств оператором электронной площадки.
Довод заявителя отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
Частью 20 статьи 41.8 Федерального закона N 4-ФЗ предусмотрено, что подача участником размещения заказа заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме является согласием такого участника размещения заказа на списание денежных средств, находящихся на его счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, в качестве платы за участие в открытом аукционе в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящей главой.
Согласно части 14 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданных одним участником размещения заказа, приняты решения о несоответствии таких заявок требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 41.11, в том числе наличие недостоверных сведений в документах об участнике размещения заказа на дату окончания срока подачи заявок, оператор электронной площадки, по указанным основаниям прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 настоящего Федерального закона блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме участника размещения заказа в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе и перечисляет эти денежные средства заказчику.
Истец в обеспечение заявок перечислил требуемую сумму.
В связи с тем, что заявки истца признаны не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, а также учитывая, что комиссиями заказчиков приняты решения о несоответствии двадцати восьми заявок данного участника требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ, оператор электронной площадки правомерно заблокировал денежные средства истца в размере обеспечения 28 заявок на участие в открытом аукционе.
При таких обстоятельствах отсутствует неосновательное обогащение заказчиков и оператора электронной площадки.
Действия оператора электронной площадки по перечислению денежных средств и их блокированию основаны на положениях Федерального закона N 94-ФЗ, в связи с чем не могут быть признаны противозаконными.
Довод жалобы об отсутствии в его действиях такого квалифицирующего признака как системность в связи с тем, что все заявки поданы в один и тот же день и признаны дефектными в один и тот же день, что, по мнению истца, свидетельствует об однократности нарушения, отклоняется, поскольку он противоречит части 14 статьи 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ, не устанавливающей каких-либо минимальных интервалов подачи заявок в течение квартала.
Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 сентября 2014 года по делу N А56-14340/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14340/2014
Истец: ООО "СПБ Спец Строй"
Ответчик: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 100 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 115 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 116 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 127 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга, ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов"