г. Санкт-Петербург |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А56-46115/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Омельченко И.Ю. - доверенность N 11/07 от 11.07.2014
от ответчика (должника): предст. Плохотнюк М.А. - доверенность N 04-10/15381 от 21.04.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23796/2014) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2014 по делу N А56-46115/2014 (судья Пасько О.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Наутилус"
к Балтийской таможне
о признании незаконным бездействия по невозврату излишне уплаченных таможенных платежей и обязании возвратить таможенные платежи
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Наутилус" (ОГРН: 1127847006000; адрес: Санкт-Петербург, 17-я линия В.О., д. 60, литер. А; далее - ООО "Наутилус", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) о признании незаконным бездействия Балтийской таможни, выразившегося в не возврате по заявлению ООО "Наутилус" от 25.06.2014 N 25/06 излишне уплаченных таможенных платежей, а также об обязании Балтийскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата на его расчетный счет излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1213964 руб. 22 коп.
Решением суда от 18.08.2014 требования общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Балтийская таможня (далее - таможня), ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 18.08.2014 отменить и отказать в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель жалобы полагает законным и обоснованным принятые таможней решения о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по спорным ДТ, ссылаясь на непредставление обществом документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости. Податель жалобы также указывает на то, что обществом к заявлению о возврате таможенных платежей от 25.06.2014 N 25/06 не были приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, в связи с чем указанное заявление в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возвращено заявителю без рассмотрения.
В судебном заседании представитель Балтийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ООО "Наутилус" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 18.08.2014 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Наутилус" на основании контрактов N SWI-12 от 11.06.2012 с фирмой "SINO-WORLD INTERNATIONAL CO. LIMITED" (Китай) и N JTT-08/1 от 26.08.2013 с фирмой "JIANGMEN (Китай), ввезло на территорию Российской Федерации и представило к таможенному оформлению по ДТ NN 10216022/130113/0000279, 10216022/140113/0000326, 10216022/140113/0000327, 10216022/160113/0000558, 10216022/190413/0009519, 10216022/131013/0026649, 10216022/131013/0026652, 10216022/060114/0000041 (далее - спорные ДТ) товар различных наименований. Таможенная стоимость товаров определена обществом по первому методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение). При подаче деклараций на товары декларант представил комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 ТК ТС и Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376), в том числе: контракты N SWI-12 от 11.06.2012, N JTT-08/1 от 26.08.2013 с дополнительными соглашениями, паспорта сделки приложения N RUS_SWE-12-4-1 от 30.08.2012, N RUS_SWE-12-4-3 от 03.09.2012, N RUS_SWE-12-4-2 от 31.08.2012, N RUS_SWE-12-4-4 от 04.09.2012, NRUS_SWE-12-7-5 от 28.02.2013, инвойсы N RUS_SWE-12-4-1 от 30.08.2012, NRUS_SWE-12-4-3 от 03.09.2012, N RUS_SWE-12-4-2 от 31.08.2012, N RUS_SWE-12-4-4 от 04.09.2012, N RUS_SWE-12-7-5 от 28.02.2013 (к контракту N SWI-12 от 11.06.2012), спецификации N 9001 от 27.08.2013, N 9002 от 27.08.2013, N 49 от 18.11.2013, инвойсы N 9001 от 27.08.2013, N 9002 от 27.08.2013, N 49 от 18.11.2013 (к контракту N JTT-08/1 от 26.08.2013) и др. (л.д.32-38, 42-48, 52-58, 62-68, 72-77, 81-96, 101-119,124-132).
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость была откорректирована таможней по резервному методу на основании статьи 10 Соглашения (КТС-1, ДТС-2, л.д. 39-41, 49-51, 59-61, 69-71, 78-80, 97-100, 120-123, 133-136). По результатам корректировки таможенной стоимости товаров по спорным ДТ обществом были дополнительно уплачены таможенные платежи в размере 1312964 руб. 22 коп., что таможней не оспаривается (КТС-1, акт сверки расчетов, л.д.155).
Полагая, что дополнительно уплаченные обществом в результате корректировки таможенной стоимости товара таможенные платежи являются излишне уплаченными, общество обратилось в таможню с заявлением от 25.06.2014 N 25/06 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ (входящий номер таможни 31127 от 02.07.2014, л.д.4). Указанное заявление возвращено обществу таможенным органом без рассмотрения письмом от 08.07.2014 N 15-10/26248 (л.д.1-2).
Полагая незаконным бездействие таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены решения суда от 18.08.2014 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (пункт 2 данной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения и пункту 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Как установлено судом, общество для подтверждения заявленной в ДТ N N 10216022/130113/0000279, 10216022/140113/0000326, 10216022/140113/0000327, 10216022/160113/0000558, 10216022/190413/0009519, 10216022/131013/0026649, 10216022/131013/0026652, 10216022/060114/0000041 таможенной стоимости товаров представило таможенному органу документы, предусмотренные статьей 183 ТК ТС и Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376), в том числе: контракты N SWI-12 от 11.06.2012, N JTT-08/1 от 26.08.2013 с дополнительными соглашениями, приложения, спецификации и инвойсы в отношении каждой партии товара, экспортные декларации, прайс-листы, письма производителя и др. Представленные обществом в таможенный орган (а также в материалы дела) документы подтверждают заявленную обществом таможенную стоимость товара по стоимости сделки (по первому методу); использованные декларантом данные подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты.
Невозможность использования документов, представленных обществом в таможню в обоснование правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Непредставление либо неполное представление в таможню дополнительных документов также не может служить единственным основанием для корректировки таможенной стоимости ввозимого товара, а отсутствие у декларанта каких-либо документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются иными документами.
Таким образом, таможенный орган не представил доказательств наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения оснований, препятствующих применению заявленного обществом метода определения таможенной стоимости товаров по спорным ДТ по стоимости сделки. Кроме того, таможенным органом также не доказана обоснованность применения резервного метода определения таможенной стоимости товара (статья 10 Соглашения); не представлены доказательства, что использованная таможней при корректировке таможенной стоимости ценовая информация была сопоставлена с конкретными условиями осуществляемых обществом сделок; таможенным органом также не доказано, что используемая им информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного обществом.
Учитывая изложенное, таможенный орган в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ не представил доказательства правомерности произведенной им корректировки таможенной стоимости по спорным ДТ.
Следовательно, дополнительно уплаченные обществом при корректировке таможенной стоимости товара по резервному методу таможенные платежи в размере 1213964 руб. 22 коп. являются излишне уплаченными (статья 89 ТК ТС).
Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов
Согласно части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в таможню с заявлением от N 25/06 от 25.06.2014 (входящий номер таможни N 31127 от 02.07.2014) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ в размере 1213946 руб. 22 коп.
Возвращая без рассмотрения данное заявление, таможня в письме от 08.07.2014 N 15-10/26248 указала, что обществом не представлены документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, а именно: документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а также документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о таможенных платежей, заверенного нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала.
Однако, как следует из материалов дела, к заявлению были приложены копии спорных ДТ N N 10216022/130113/0000279, 10216022/140113/0000326, 10216022/140113/0000327, 10216022/160113/0000558, 10216022/190413/0009519, 10216022/131013/0026649, 10216022/131013/0026652, 10216022/060114/0000041, копии КТС, ДТС и платежные поручения; в качестве факта, в соответствии с которым возникла излишняя уплата, указано на незаконную корректировку таможенной стоимости товаров. К заявлению также были приложены учредительные документы, в том числе, копия решения учредителя от 21.12.2011 о создании ООО "Наутилус" и назначении генерального директора Сергея Александровича Гончарова. Кроме того, подлинность подписи генерального директора ООО "Наутилус" Гончарова Сергея Александровича на заявлении заверена нотариально (л.д.4 оборот).
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение обществом требований статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Факт дополнительной уплаты Обществом в результате корректировки таможенной стоимости товара таможенных платежей по ДТ N N 10216022/130113/0000279, 10216022/140113/0000326, 10216022/140113/0000327, 10216022/160113/0000558, 10216022/190413/0009519, 10216022/131013/0026649, 10216022/131013/0026652, 10216022/060114/0000041 в размере 1213946 руб. 22 коп. таможней не оспаривается (акт сверки, л.д.155).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие таможни, выразившееся в невозврате по заявлению ООО "Наутилус" от 25.06.2014 N 25/06 излишне уплаченных таможенных платежей и обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата на его расчетный счет излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1213964 руб. 22 коп.
Ошибочные ссылки в решении суда на нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и Приказа ФТС России от 25.04.2007 N 536, утратившие силу на момент ввоза обществом товара по спорным ДТ и обращения с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, не привели к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда от 18.08.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Балтийской таможни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 августа 2014 года по делу N А56-46115/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46115/2014
Истец: ООО "Наутилус"
Ответчик: Балтийская таможня