г. Москва |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А40-110319/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2014года.
Полный текст постановления изготовлен 15.12. 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Н.О. Окуловой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2014 г.
по делу N А40-110319/14
вынесенное судьей О.Ю. Паршуковой
по заявлению ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ломохов И.Ю. по дов. N 25/05-13 от 12.02.2013
от заинтересованного лица - Горюнов А.И. по дов. N 56-05-08/61 от 17.06.2014, Стрельникова Е.Ю. по дов. N 55-05-08/72 от 05.12.2014
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат" (далее по тексту -налогоплательщик, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - Инспекция, ответчик, налоговый орган) от 10.02.2014 г. N56-20-11/59/1563/624 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2014 по делу N А40-110319/14 по заявлению в удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, а заявленные требования удовлетворить.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
24.07.2013 г. Обществом в адрес Инспекцию была представлена уточненная (корректировка N 1) налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 г.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией было вынесено решение от 10.02.2014 N 56-20-11/59/1563/624 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым применение налоговых вычетов в размере 23 716 359 руб. признано необоснованным. Указанная сумма сложилась из следующего:
1) 22 684 005 руб. - это сумма НДС уплаченного таможенным органам при приобретении у иностранной компании инжиниринговых услуг в 2008-2009 годах по контракту от 16.04.2008 N 04.030-08;
2) 1 032 353 руб. - это сумма НДС уплаченного таможенным органам при ввозе оборудования на таможенную территорию РФ в 2009 году.
Основанием для отказа в возмещении сумм НДС послужил вывод налогового органа о нарушении налогоплательщиком предусмотренного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) трехлетнего срока на правомерность принятия к вычету сумм НДС по счетам-фактурам и ГТД выставленным в 2008-2009 г.
Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ возмещение налогоплательщику суммы превышения налоговых вычетов над суммами исчисленного налога на добавленную стоимость в порядке и на условиях, установленных ст. 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания налогового периода.
Указанное решение инспекции было обжаловано налогоплательщиком путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган в рамках пункта 3 статьи 193 НК РФ. Решением ФНС России от 14.05.2014 N СА-4-9/9224R решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Инжиниринговые услуги.
В обоснование своей правовой позиции общество указывает, что "...именно в указанном налоговом периоде (1 кв. 2013 г.) было соблюдено обязательное условие, установленное nn.l n.l cm. 167 НК РФ для применения налогового вычета по инжиниринговым услугам, оказанным Комбинату в рамках Контракта N 04.030-08 от 16.04.2008 г..."
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом главы 21 НК РФ.
Налоговая база, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном 21 главой НК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно пункта 5 статьи 174 НК РФ, налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны
представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Обществом был заключен Контракт N 04.030-08 от 16.04.2008 с организацией Bateman International Projects BV (Нидерланды), в соответствии, с условиями которого иностранная компания оказывает инжиниринговые услуги.
Пунктом 4 указанного Контракта определен график исполнения Контракта, согласно Приложению N 15 к Контракту установлены этапы работ, сроки исполнения.
В соответствии с условиями Контракта Продавец обязуется выполнить, а покупатель обязуется принять и оплатить предоставление инжиниринговых услуг.
Покупатель проверит полноту и содержание Технической документации, как указано в Приложении 13 Технической спецификации, и затем Стороны должны подписать Протокол приемки Технической документации с указанием каждой присланной позиции. Если подписание протокола будет задержано без уважительных причин, то Техническая документация будет считаться условно принятой через 20 рабочих дней с Момента передачи Технической документации.
В соответствии с Приложением N 15 к Контракту Графиком исполнения предусмотрено оказание услуг инжиниринга на всех этапах реализации контракта в течение 2008, 2009 годов.
Из условий представленного Контракта и приложений к нему следует, что исполнение взаимных обязательств до технологических испытаний проходило в соответствии с графиком реализации контракта.
Согласно справке бухгалтера инжиниринговые услуги до постановки на учет оборудования, приобретенного по контракту N 04.030-08 от 16.04.2008 г отражались на счете 08.3.
Согласно Акту окончательной приемки инжиниринговых услуг от 15.01.2013 г. вся техническая документация была передана и принята в период с июня 2008 по июль 2009 года, что отражено в представленной заявителем книге покупок.
Таким образом, довод Общества о соблюдении необходимых условий, предусмотренных ст. 171, 172 НК РФ для предъявления сумм НДС к вычету, является неправомерным и необоснованным.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 N 06АП-4464/2012 по делу N А37-2377/2012 суд указал, что "...Обязательным условием принятия сумм налога к вычету в силу пункта 1 статьи 172 НК РФ является, помимо наличия первичных документов, подтверждение факта принятия на учет товаров (работ, услуг).
При этом, налоговое законодательство не устанавливает определенного перечня документов, которыми может быть подтвержден факт принятия товаров (работ, услуг) на учет.
Следовательно, принятие товаров на учет отражается налогоплательщиком, в том числе, в книге покупок.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что условие статьи 172 НК РФ в части оприходования товаров (работ, услуг) Общество выполнило...".
Дата подписания Акта окончательной приемки инжиниринговых услуг является датой оформления документа, а не датой оказания услуг инжиниринга и как следствие принятие их на учет.
Суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным услугам перечислены в бюджет Заявителем платежными поручениями в 2008, 2009 годах, о чем налогоплательщик сам указывает в заявлении.
Стоимость инжиниринговых услуг не менялась до 13.11.2012, когда в связи с заключением дополнительного соглашения N 04.030-08-0020 общая сумма Контракта изменена в сторону уменьшения.
К тому же, стоит отметить, что в контракте, а именно в графе "определения" дается понятие "Инжиниринговые услуги". Так в соответствии с контрактом, "инжиниринговые услуги" предоставляются в отношении технической документации. Соответственно, предоставление инжиниринговых услуг выражается в получении заявителем технической документации. Как указывалось выше, техническая документация была представлена и учтена Обществом в 2008-2009 году.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении ФАС МО от 29.01.2010 г N КА-А40/15544-09, "... Является необоснованным довод налогового органа о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС в сумме 13 702 165 рублей, уплаченного таможенным органам при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации технологической документации, необходимой для установки и эксплуатации дуговой сталеплавильной печи ДСП-120, до ввода в эксплуатацию дуговой сталеплавильной печи ДСП-120, поскольку, по мнению налогового органа, вычеты сумм налога в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.
Таким образом, довод налогового органа о том, что общество могло применить налоговый вычет только после ввода в эксплуатацию приобретенного оборудования (основного средства), был обоснованно отклонен судами, поскольку технологическая документация к дуговой сталеплавильной печи ДСП-120, не являющаяся оборудованием к установке и (или) нематериальным активом, указанным в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ..."
Таким образом, налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, если были соблюдены следующие условия:
-товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС;
-товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету);
-наличие надлежаще оформленных сетов-фактур поставщика и соответствующих первичных документов.
Обществом данные условия были соблюдены в 2008-2009 г., а именно:
инжиниринговые услуги осуществлялись в рамках контракта "на поставку оборудования, технологии и технической документации для плавильной установки для получения FeNi", то есть для операции в дальнейшем облагаемой НДС;
согласно Акту окончательной приемки инжиниринговых услуг от 15.01.2013 вся техническая документация была передана и принята в период с июня 2008 по июль 2009 года. Инжиниринговые услуги поставлены на учет в 2008-2009 гг., что нашло свое отражение в книге покупок за 1 квартал 2013 г. (выписка из книги покупок прилагается);
обществом для подтверждения налоговых вычетов представлены следующие счета-фактуры: N 1 0т 12.05.2008, б/н от 29.10.2008, N У-0045 от 04.08.2009, N У-0046 от 04.08.2009, N У-0047 от 04.08.2009, N У-0048 от 04.08.2009.
На основании п.2 ст. 173 НК РФ срок, в течение которого налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет сумм налога НДС, составляет три года после окончания соответствующего налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога.
Учитывая изложенное, право Общества на вычет сумм налога на добавленную стоимость возникло в соответствующих периодах 2008-2009 годов.
На основании вышеизложенного вывод Инспекции о неправомерном заявлении в представленной 24.07.2013 уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2013 года налоговых вычетов в размере 22 684 005 руб. является законным и обоснованным.
2. Налог, уплаченный при ввозе оборудования на таможенную территорию РФ.
Заявитель, в обосновании своей правовой позиции, указывает следующее: "...оборудование не могло быть принято на учет до момента подписания акта об окончательной приемке поставки оборудования от 15.01.2013, так как до указанного момента право собственности на оборудование не перешло...".
Обществом заключен Контракт от 16.04.2008 N 04.030-08 с иностранной компанией Bateman International Projects BV (Нидерланды), в соответствии, с условиями которого иностранная компания поставляет оборудование.
В соответствие с пунктом 4 Контракта определен График исполнения. Приложением N 15 к Контракту установлены этапы работ и сроки выполнения.
Согласно пункту 7.10 Контракта право собственности на оборудование и запчасти переходит от продавца к покупателю с момента оплаты по факту поставки, но не позднее даты подписания продавцом акта об окончательной приемке.
Согласно пункту 13 Контракта оплата стоимости оборудования производится в размере 20% в виде авансового платежа, 40% в течение 90 дней с даты вступления Контракта в силу, 30% по передаче технической документации с представлением Продавцом Покупателю счета и 10% по подписании Акта об окончательной приемке поставки оборудования и запасных частей.
Согласно представленным счетам-фактурам, грузовым таможенным декларациям (ГТД) оборудование было ввезено на территорию Российской Федерации и получено Обществом в 2009 году.
Общество в заявлении указывает, что не имело право на налоговые вычеты по вышеуказанному оборудованию, так как оно не было поставлено на учет.
Данные счета-фактуры и ГТД отражены налогоплательщиком в книге покупок. Именно в ней указано, что данные счета-фактуры и ГТД были приняты Организацией к учету в 2009 г.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402 каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Факт поставки оборудования подтверждается представленными Обществом грузовыми таможенными декларациями, а так же товаросопроводительными документами к ним, которые датированы 2009 г.
Таким образом, налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, если были соблюдены следующие условия:
-товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС;
-товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету);
-наличие надлежаще оформленных сетов-фактур поставщика и соответствующих первичных документов.
Из вышесказанного следует, что Обществом данные условия были соблюдены 2009 г., а именно:
1. поставка оборудования осуществлялась в рамках контракта "на поставку оборудования, технологии и технической документации для плавильной установки для получения FeNi", то есть для операции в дальнейшем облагаемой НДС.
2. вся документация (счета-фактуры, ГТД) были переданы и приняты в 2009 году и отражены в книги покупок в соответствующем году, соответственно дата принятия на учет товаров осуществилась так же в 2009 г. (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 N 06АП-4464/2012 по делуКА37-2377/2012);
3. обществом для подтверждения налоговых вычетов представлены следующие грузовые таможенные декларации ; ГТД N 5442 от 05.11.09, ГТД N 5759 от 20.11.09, ГТД N 6100 от 07.12.09, ГТД N 6363 от 21.12.09, ГТД N 6608 от 31.12.09;
Следовательно, право на вычет по НДС по приобретенному оборудованию возникло у Общества в 2009 году.
На основании вышеизложенного вывод Инспекции о неправомерном заявлении в представленной 24.07.2013 уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2013 года налоговых вычетов в размере 1 032 353 руб. является законным и обоснованным.
Позиция налогового органа подтверждается сложившейся судебной арбитражной практикой.
В соответствии с Письмом Минфина России от 23 июля 2012 г. N 03-07-08/211 "...налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации оборудования, требующего монтажа, подлежит вычету в налоговом периоде, в котором такое оборудование принято к бухгалтерскому учету на счете 07 "Оборудование к установке"..."
На основании п.2 ст. 173 НК РФ срок, в течение которого налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет сумм налога НДС, составляет три года после окончания соответствующего налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога.
Следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, все условия, необходимые для принятия к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе оборудования, были соблюдены ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат" в 2009 году.
На основании Налогового кодекса РФ, руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2014 г. по делу N А40-110319/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110319/2014
Истец: ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат"
Ответчик: МИФНС России N5, МИФНС РОССИИ ПО КН N5