г. Санкт-Петербург |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А26-5160/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Кривоносовой О.Г.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24475/2014) ФКУ "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2014 по делу N А26-5160/2014 (судья Цыба И.С.), принятое
по иску (заявлению) ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегеже Республики Карелия
к ФКУ "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия"
о взыскании 180 452 руб. 92 коп.
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегеже Республики Карелия (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" (далее - ответчик) о взыскании 180 452 руб. 92 коп., в том числе 130 233 руб. 47 коп. недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, 24 172 руб. 76 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии и 26 046 руб. 69 коп. штраф за неуплату страховых взносов.
Решением суда от 27.08.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу заявителя 154 906 руб. 23 коп., в том числе 130 233 руб. 47 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, 24 172 руб. 76 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии и 500 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, просит отменить решение.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 102100092087 и является плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а также в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования. Пунктом 2 статьи 14 указанного закона установлена обязанность страхователей представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта, а также для назначения (перерасчёта) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Из материалов дела усматривается, что Фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. По результатам проверки составлен акт от 17.02.2014 N 1 (л.д. 16-22), в котором установлено, что заявитель не включил в базу для начисления страховых взносов суммы начисленной заработной платы в пользу временно пребывающих иностранных граждан, осуждённых к лишению свободы и привлечённых к труду на срок более 6 месяцев в 2012 году. Фондом 28.03.2014 вынесено решение N 2 о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начислении пеней и привлечении Учреждения к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для страховых взносов в виде взыскания штрафа. На основании принятого решения Фонд направил Учреждению требование от 05.05.2014 N 00901440026422 (л.д. 42), в котором предложил в срок до 23.05.2014 уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 130 233 руб. 47 коп., пени, исчисленные по состоянию на дату выставления требования, в сумме 24 172 руб. 76 коп. и штраф в сумме 26 046 руб. 69 коп. Указанные акт, решение и требование направлены в адрес ответчика по почте заказными письмами.
Поскольку в добровольном порядке Учреждение требование не исполнило, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части взыскания с ответчика 154 906 руб. 23 коп., в том числе 130 233 руб. 47 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, 24 172 руб. 76 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии и 500 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 15 статьи 9 Закона 212-ФЗ).
Лица, подлежащие обязательному пенсионному страхованию, установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Иностранные граждане, находящиеся в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, подлежат постановке на учёт по месту пребывания (пункт "д" части 2 статьи 20 Федерального закона от 17.08.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
В соответствии с главой IV Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" по прибытии иностранного гражданина в учреждение, исполняющее уголовное или административное наказание, администрация учреждения обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днём его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина путём направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учёт по месту пребывания.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь".
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности, организации.
Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с которыми в соответствии с законодательством ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры не заключаются, за выполнение ими трудовой функции, работ, услуг, подлежат обложению страховыми взносами. При этом уплата страховых взносов производится по тем видам обязательного социального страхования, по которым данные лица являются застрахованными.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (часть 1 статья 47 Закона N 212-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений процедуры привлечения к ответственности, в том числе тех, которые могли бы привести к нарушению возможности ответчика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представить свои объяснения, либо к принятию неправомерного решения.
Факт неполной уплаты сумм страховых взносов в размере 130 233 руб. 47 коп. и пени в размере 24 172 руб. 76 коп. в результате занижения базы для страховых взносов подтверждён совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (пункт 2 части 1 статьи 29 Закона). Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ названные органы проводят, в частности, выездные проверки плательщиков страховых взносов.
В статье 35 Закона N 212-ФЗ определён порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов - территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации выездных проверок плательщиков страховых взносов, а в статье 39 - порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
Нормы перечисленных статей Закона N 212-ФЗ, регламентирующие проведение выездных проверок и порядок вынесения решений, вступили в силу с 01.01.2010 (статья 62 Закона N 212-ФЗ), поэтому с этой даты проведение территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации выездных проверок и принятие решений по ним осуществляется в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Как указано в статье 39 Закона N 212-ФЗ, акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, проводившего проверку. Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливает: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, а также выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно части 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении страхователя к ответственности. Перечень обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими ответственность за совершение правонарушений, приведенный в статье 44 Закона N 212-ФЗ, является открытым. Поэтому суд или орган контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающий дело, могут признать смягчающими ответственность страхователя иные, не перечисленные в названной статье, обстоятельства.
Из решения Фонда от 06.02.2014 усматривается, что при его вынесении руководитель Фонда не учитывал наличие смягчающих ответственность Учреждения обстоятельств.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость соблюдения при привлечении лица к ответственности установленных статьей 19 (часть 1) и статьей 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности ответственности конституционно значимым целям. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба.
Принимая во внимание приведённые выше положения, суд первой инстанции правомерно признал сумму наложенного на ответчика штрафа несоразмерной характеру и существу выявленного нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и признав в качестве смягчающего ответственность обстоятельства факт совершения Учреждением правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, впервые, а также отсутствие умысла на совершение правонарушения (подтверждается письмом УФСИН по Республике Карелия от 30.05.2012 N11/ТО-15-5075), суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым уменьшить сумму предъявленного к взысканию штрафа до 500 руб.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная ответчиком при подаче апелляционной жалобы госпошлина в размере 1 000 руб., подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2014 по делу N А26-5160/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ФКУ "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" излишне уплаченную госпошлину в размере 1 000 руб., перечисленную по платежному поручению N27757 от 16.09.2014.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5160/2014
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегеже Республики Карелия
Ответчик: федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия"