город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2014 г. |
дело N А53-3221/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А.,Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии:
от заявителя: представителя Мещеряковой О.В. по доверенности от 04.03.2014;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на определение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.10.2014 о прекращении производства по делу N А53-3221/2014
по заявлению ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Ростовскому межрайонному отделу Административной инспекция Ростовской области
при участии третьего лица открытого акционерного общества "Славянка"
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области N Р-0203 от 06.02.2014 (далее - административная инспекция) о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N273-ФЗ) в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Славянка".
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2014 производство по делу прекращено. Суд пришел к выводу о неподведомственности спора арбитражному суду, поскольку требования общества не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.
Административная инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции определения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Административная инспекция и ОАО "Славянка" своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Представитель учреждения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя учреждения, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.01.2014 сотрудником административной инспекции, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, были непосредственно обнаружены признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Закона N 273-ФЗ, а именно: в 10 час. 00 мин. по адресу: Ростовская область, Аксайское городское поселение, ул. Садовая, 24, 24/2 ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не организовало и не осуществило надлежащий контроль за организацией работ по ликвидации твердых бытовых отходов от многоквартирных домовладений, не заключило договор на вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов с лицензированной организацией, не организовало место временного хранения отходов, не установило на придомовой территории контейнерную площадку, что является нарушением п.27.1, п. 27.3, п.27.6 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования Аксайское городское поселение, принятых решением собрания Депутатов Аксайского городского поселения N 63 от 18.06.2013.
Наличие события правонарушения зафиксировано актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 27.01.2014 и фотоматериалом съемки.
28.01.2014 в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N Р-0203 по статье 5.1 Закона N 273-ФЗ.
06.02.2014 уполномоченным лицом административной инспекции вынесено постановление о привлечении учреждения к административной ответственности за выявленное правонарушение по статье 5.1 Закона N 273-ФЗ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Повторно изучив материалы дела, оценив фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции признал правомерным прекращение судом первой инстанции производства по делу ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Частью 1 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2 и 3 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется главой 25 АПК РФ.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Таким образом, подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом юридического лица, но и наличием связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.02.2014 N 261-О дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.
В пункте 33 Постановления N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40) Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". При этом необходимо учитывать, что жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения учреждения в суд с настоящими требованиями послужил факт привлечения его к административной ответственности за нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов, ответственность за которое установлена статьей 5.1 Закона N 273-ЗС.
Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области благоустройства.
Доказательств того, что указанное административное правонарушение было вменено учреждению в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, в материалах дела не имеется.
Таким образом, исходя из требований статей 27, 29, 207 АПК РФ и позиции Верховного Суда РФ, изложенной в вышеназванном постановлении, к характеру спорных правоотношений, суд апелляционной инстанции и приходит к выводу о том, что основания для обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении за нарушение в области благоустройства территорий в порядке главы 25 АПК РФ у учреждения отсутствовали.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данное дело об административном правонарушении не подведомственно арбитражному суду, при этом правомерно указал, что дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
При вынесении обжалуемого определения суд первой инстанции также правомерно руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлениях Верховного Суда РФ по делу N А53-1790/2014 и N А53-28769/13.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для рассмотрения настоящего спора по существу, производство по делу обоснованно прекращено.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционным судом, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся лишь к несогласию с оценкой судом фактических обстоятельств дела, что не может свидетельствовать о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого определения у суда апелляционной инстанции не имеется, апелляционная жалоба учреждения отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2014 по делу N А53-3221/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3221/2014
Истец: ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Административная инспекция Ростовской области
Третье лицо: ОАО "Славянка"