г. Красноярск |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А33-12870/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Грищенко Ю.А.,
при участии:
от Прокурора Красноярского края: Кулябовой Ю.А., служебное удостоверение ТО N 157925 от 12.08.2013;
от Администрации Манского района: Резникова С.Г., представителя по доверенности от 29.07.2014,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 9 сентября 2014 года по делу N А33-12870/2014, принятое судьёй Мальцевой А.Н.,
установил:
Прокурор Красноярского края обратился в Арбитражный суд Красноярского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального колекса Российской Федерации иском к Администрации Манского района (ИНН 2424000946, с.Шалинское) к обществу с ограниченной ответственностью Производственно-строительное объединение "СтройСинтез" (ИНН 2460243341, ОГРН 1122468071560 о признании недействительными в силу ничтожности пунктов 1.2 дополнительного соглашения от 27.02.2014 к муниципальному контракту N 0119300004413000011 от 15.07.2013 на строительство 26 квартир в многоквартирном жилом доме, заключенному администрацией Манского района Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью Производственно-строительное объединение "СтройСинтез", дополнительного соглашения от 27.02.2014 к муниципальному контракту N 0119300004413000012 от 15.07.2013 на строительство 8 квартир в многоквартирном жилом доме, заключенному администрацией Манского района Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью Производственно-строительное объединение "СтройСинтез".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 9 сентября 2014 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы истец привел следующие обстоятельства.
Продление срока выполнения строительных работ и получение необходимой документации, свидетельствующей об их завершении, не входит в число исключительных случаев для изменения муниципального контракта, предусмотренных частью 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ.
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-строительное объединение "СтройСинтез" в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительное объединение "СтройСинтез".
Администрацией Манского района заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: копии почтового уведомления от 20.10.2014, копий уведомлений об одностороннем отказе от исполнения договора N 158 от 20.10.2014, N 157 от 20.10.2014.
Суд определил: в удовлетворении заявленного ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов отказать, так как на момент принятия обжалуемого решения указанные документы не существовали.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
15.07.2013 между Администрацией Манского района (муниципальный заказчик, участник долевого строительства) и обществом с ограниченной ответственностью Производственно-строительное объединение "СтройСинтез" (застройщик) на основании результатов размещения заказа на долевое строительство 26-и квартир для переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных на территории Манского района, п.Жайма, ул.Вокзальная, дома N 1, 2, 3 (путем проведения открытого аукциона в электронной форме), протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0119300004413000011-2 от 03.07.2013 заключен муниципальный контракт N 0119300004413000011.
Пунктом 1.1 установлено, что застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок своими силами и м привлечением других лиц построить в многоквартирном жилом доме (многоквартирных жилых домах) объект долевого строительства - 26 квартир для переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных на территории Манского района, п.Жайма, ул. Вокзальная, дома N 1, 2 и 3, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию (многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) передать Участнику долевого строительства объект долевого строительства, определенный контрактом, а Участник долевого строительства обязуется оплатить обусловленную контрактом цену и принять объект долевого строительства (26 квартир для переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных на территории Манского района, п.Жайма, ул.Вокзальная, дома N1, 2 и 3) при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию построенного многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов).
15.07.2013 между Администрацией Манского района (муниципальный заказчик, участник долевого строительства) и обществом с ограниченной ответственностью Производственно-строительному объединению "СтройСинтез" (застройщик) на основании результатов размещения заказа на долевое строительство 28-и квартир для переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных на территории Манского района, п.Жайма, ул.Вокзальная, дома N 1, 2, 3 (путем проведения открытого аукциона в электронной форме), протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0119300004413000012-2 от 03.07.2013 заключен муниципальный контракт N 0119300004413000012.
По условиям муниципального контракта от N 0119300004413000012 застройщик обязался в предусмотренный контрактом срок своими силами и с привлечением других лиц построить в многоквартирном жилом доме (многоквартирных жилых домах) объект долевого строительства - 8 квартир для переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных на территории Манского района, п.Жайма, ул. Вокзальная, дома N 1, 2 и 3, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию (многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) передать Участнику долевого строительства объект долевого строительства, определенный контрактом, а Участник долевого строительства обязуется оплатить обусловленную контрактом цену и принять объект долевого строительства (8 квартир для переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных на территории Манского района, п.Жайма, ул.Вокзальная, дома N1, 2 и 3) при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию построенного многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) (пункт 1.1).
В соответствии с пунктами 5.1 указанных контрактов срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов (многоквартирного дома), в которых(ом) расположены объекты долевого строительства - не позднее 01.11.2013.
Срок передачи объектов долевого строительства - в течение 20 календарных дней после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (многоквартирных домов), в котором(ых) расположены объекты долевого строительства.
Как предусмотрено пунктами 6.5 контрактов сроком окончания работ считается дата подписания сторонами окончательного соглашения об исполнении контракта.
Согласно пунктам 10.1 контракты вступают в действие с момента государственной регистрации и действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств.
На основании пунктов 10.3 изменение и дополнение контракта возможны по соглашению сторон в рамках действующего законодательства в сфере размещения заказов. Все изменения и дополнения оформляются в письменном виде путем подписания сторонами дополнительных соглашений к контракту. Дополнительные соглашения к контракту являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания сторонами.
Как следует из иска, 27.02.2014 сторонами подписаны дополнительные соглашения к муниципальным контрактам.
Пунктами 1.2 указанных дополнительных соглашений в пункты 5.1 муниципальных контрактов внесены изменения: срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов, в которых расположены объекты долевого строительства, установлен не позднее 31.08.2014.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Исходя из положений части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок. Статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, сделки представляют собой действия, соответствующие требованиям законодательства, и направленные на достижение определенного правового результата.
Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, и иным правовым актам, действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Муниципальные контракты от 15.07.2013 N 0119300004413000011, N 0119300004413000012 по своей природе являются договорами подряда для государственных или муниципальных нужд, правоотношения по которым регламентируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В силу статьи 765 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы (пункт 2 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации (часть 3 статьи 29 Закона).
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 данной статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 Закона N 94-ФЗ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9, частью 26.1 статьи 65 Закона N 94-ФЗ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопрос об изменении срока выполнения работ по муниципальному контракту не входит в перечень условий, изменение которых пунктом 5 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ не допускается.
С учетом изложенного, оснований для признания пунктов 1.2 дополнительных соглашений к муниципальным контрактам от 15.07.2013 N 0119300004413000011, N 0119300004413000012 в части установления иного, чем предусмотренный муниципальным контрактом, срока получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов, не имеется, в связи с чем заявленные исковые требования отклонены правомерно.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 сентября 2014 года по делу N А33-12870/2014 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца, который в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 сентября 2014 года по делу N А33-12870/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12870/2014
Истец: Прокурор Красноярского края
Ответчик: Администрация Манского района, Муниципальное образование - Манский район, у лице администрация Манского района, ООО ПСО "СтройСинтез"