г. Вологда |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А05-10408/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севернефтегазфлот" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2014 года по делу А05-10408/2014 (судья Чурова А.А.),
установил:
Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1072901004230, ИНН 2901161840; город Архангельск, улица Поморская, дом 2; далее - Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Севернефтегазфлот" (ОГРН 1062901003978, ИНН 2901144562; город Архангельск, улица Серафимовича, дом 14, офис 2; далее - Общество, ООО "Севернефтегазфлот") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2014 заявленные требования удовлетворены, ООО "Севернефтегазфлот" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
ООО "Севернефтегазфлот" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки информации федерального государственного казённого учреждения "Администрация Северного морского пути" о фактах нарушений Правил плавания в акватории Северного морского пути судами под флагом Российской Федерации Управлением установлено, что в период с 18.10.2013 по 29.10.2013 Общество осуществляло буксировку баржи М-58 с нарушением района и сезона плавания, установленных классификационными документами, при выходе из морского порта Сабетта Обской губы Карского моря, что является нарушением требований пунктов 151, 21, 41, 240 - 250 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620 (далее - Технический регламент N 620).
По факту этого выявленного нарушения Управлением в отношении Общества составлен протокол от 18.08.2014 серии 006 N Фи-000019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (том 1, лист 30).
Общество уведомлено о времени и месте составления протокола извещением Управления от 30.07.2014 (том 1, лист 47.1), которое вручено Обществу 04.08.2014, что подтверждается почтовым уведомлением (том 1, лист 46).
Управление в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в суд с заявлением о привлечении ООО "Севернефтегазфлот" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя это заявление, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
Объективная сторона этого административного правонарушения выражается в нарушении в том числе требований технических регламентов.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон "О техническом регулировании") технический регламент - это документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В рассматриваемом случае Обществу в вину вменяется нарушение требований Технического регламента N 620, выразившееся в том, что буксирный теплоход "ОТ-2016" 18.10.2013 вышел из порта Сабетта Обской губы с баржей "М-58" и прибыл 24.10.2013 в морской порт Архангельск с нарушением правил плавания по акватории Северного морского пути и нарушением района и сезона плавания для буксируемых барж, без действующих судовых документов, свидетельства о классификации, удостоверяющего соответствие судна требованиям технического регламента.
Названный Технический регламент N 620 утверждён в соответствии с Законом "О техническом регулировании" и устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение предусмотренных этим Техническим регламентом целей. Действие данного Технического регламента распространяется на объекты технического регулирования и связанные с требованиями к объектам технического регулирования процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации объектов технического регулирования.
В пункте 4 Технического регламента N 620 определено, что в соответствии с Законом "О техническом регулировании" он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, от опасностей, источником которых может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура.
Согласно подпункту "а" пункта 5а Технического регламента N 620 к объектам регулирования в числе прочего относятся объекты морского транспорта, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, включающие морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям и внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, предусмотренные приложением 1.
Приложением 1 к таким объектам отнесены суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания, осуществляющие перевозки грузов, пассажиров и их багажа по морским путям и по внутренним водным путям с заходом в иностранный морской порт.
В рассматриваемом случае на основании договора от 12.11.2012 N 08-07-467 (том 1, лист 64) Общество приняло в аренду на период с 12.11.2012 по 31.03.2017 буксирный теплоход ОТ-2016, 1969 года постройки.
В соответствии с классификационном свидетельством на судно N 13.30044.190 (том 1, лист 71) данный буксирный тепоход ОТ-2016 имеет класс смешанного (река-море) плавания (том 1, лист 72).
Баржа-площадка "М-58" согласно свидетельству о классификации (том 1, лист 80) имеет класс М-СП 3,5 (лед 20), условия плавания: морские районы для судов класса М-СП на волнении с высотой волны 3%. Районы и сезоны плавания отражены в свидетельстве (том 1, лист 81). Безопасные условия плавания в Карском море установлены вдоль западного и северного побережья п-ова Ямал от п. Харасавэй до Обской губы и ограничены августом- сентябрём (том 1, лист 81).
Однако 18.10.2013 указанные буксирный теплоход ОТ-2010 с баржей "М-58" вышел из морского порта Сабетта Обской губы в порт Архангельск по акватории Северного морского пути в нарушение условий ограничения по району и сезону плавания баржи.
В соответствии с пунктом 151 Технического регламента N 620 плавание по трассам Северного морского пути осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоне.
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мысу Дежнёва в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждены приказом Минтранса России от 17.01.2013 N 7. Эти Правила устанавливают порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути, правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути, правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути, правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути, положение о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути, правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории Северного морского пути, требования к судам, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.
В акватории Северного морского пути действует разрешительный порядок плавания судов. Выдача данного разрешения осуществляется администрацией Северного морского пути на основании заявления судовладельца, представителя судовладельца или капитана судна (пункт 3 Правил).
В рассматриваемом случае в нарушение указанных выше требований ООО "Севернефтегазфлот" не получило разрешение администрации Северного морского пути и выпустило в рейс по Северному морскому пути буксирный теплоход "ОТ-2016" с баржей "М-58".
Кроме того, статьёй 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что на подлежащих регистрации судах должны находиться судовые документы.
В силу пункта 2.15.8.4 Правил освидетельствования судов в эксплуатации. Руководство Р.035-2010, утверждённых приказом Российского Речного Регистра от 02.07.2010 N 38-п, документы Речного Регистра (классификационное свидетельство, свидетельство о годности к плаванию) теряют силу при нарушении условий плавания, указанных в судовых документах.
Следовательно, имеющиеся на борту баржи "М-58" документы Речного Регистра утратили силу из-за указанных выше нарушений условий плавания при её буксировке.
Таким образом, буксировка баржи "М-58" из морского порта Сабетта в порт Архангельск по акватории Северного морского пути Обществом произведена с нарушением законодательства Российской Федерации, что, в свою очередь, является нарушением пункта 151 Технического регламента N 620.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что указанное нарушение требований Технического регламента N 620 свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы Общества о том, что данное деяние не может быть квалифицировано по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются необоснованными.
В рассматриваемом случае обществу в вину вменяется нарушение требований Технического регламента N 620, выразившееся в нарушении правил плавания по акватории Северного морского пути, нарушении района и сезона плавания для буксируемых барж, без действующих судовых документов, свидетельства о классификации, удостоверяющего соответствие судна требованиям технического регламента.
Как следует из указанного Технического регламента N 620, он утверждён в соответствии с Законом "О техническом регулировании".
При этом согласно Закону "О техническом регулировании" технический регламент о безопасности объектов морского транспорта применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, от опасностей, источником которых может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура.
К объектам технического регулирования относятся:
а) объекты морского транспорта, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, включающие:
морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям и внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, предусмотренные приложением 1;
материалы, изделия и оборудование для судов, предусмотренные приложением 1 к настоящему техническому регламенту;
б) процессы эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации, связанные с требованиями к объектам морского транспорта;
в) объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы;
г) процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации, связанные с требованиями к объектам инфраструктуры морского транспорта.
Пунктом 151 указанного Регламента установлены требования к безопасности процессов эксплуатации объектов морского транспорта, а именно плавание по трассам Северного морского пути осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоне.
Следовательно, Управлением правомерно вменяется в вину Обществу нарушение именно технического регламента, ответственность за несоблюдение которого установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу пункта 5а Технического регламента N 620 к объектам технического регулирования отнесены суда смешанного (река - море) плавания. Поэтому требования этого Технического регламента N 620 распространяются на рассматриваемую баржу "М-58".
Более того, данная баржа относится к объектам регулирования не только Технического регламента N 620, но и Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 (далее - Технический регламент N 623). Так, в силу пункта 5 и приложения 1 к объектам регулирования отнесены в том числе суда смешанного (река-море) плавания, а также баржи-площадки.
Согласно пункту 19 Технического регламента N 623 требования к безопасности объектов регулирования устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация объектов регулирования.
Пунктом 20 Технического регламента N 623 установлено, что объекты регулирования, указанные в пункте 19 настоящего Технического регламента, подлежащие разовому переходу (перегону) через водные бассейны, существенно отличающиеся от районов плавания, для эксплуатации в которых они предназначены, должны пройти внеочередное освидетельствование и получить свидетельство на разовый переход (перегон).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что Обществом не совершено действий, направленных на соблюдение указанного требования Технического регламента N 623.
На основании изложенного в деянии Общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
У Общества имелась возможность для соблюдения указанных требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, но им не были приняты все меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции правильно установил, что не имеется оснований считать, что рассматриваемое деяние совершено Обществом в состоянии крайней необходимости.
Никаких действий, направленных на получение необходимого разрешения у администрации Северного морского пути на плавание судна или разовый перегон в акватории Северного морского пути, Общество не предпринимало. К собственнику баржи с соответствующими запросами о необходимости получения разрешения не обращалось. Доказательств того, что ожидаемое появление начальных видов льда (согласно ледовой обстановке) является критическим для баржи, влекущим опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права, требующим безотлагательной её буксировки, материалы дела не содержат.
Также не имеется основания для признания правонарушения малозначительным с учётом того, что требования технического регламента направлены на безопасность судоходства и жизни людей.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
При назначении административного наказания суд, в соответствии с частями 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, обоснованно определил размер штрафа в сумме 20 000 руб.
Этот размер штрафа соответствует характеру и последствиям совершённого административного правонарушения, степени вины Общества, его имущественному и финансовому положению, конкретным обстоятельствам настоящего дела.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2014 года по делу N А05-10408/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севернефтегазфлот" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10408/2014
Истец: Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "Севернефтегазфлот"