г. Саратов |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А12-29996/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "На Брестской" (г. Волгоград, ИНН 3448045360, ОГРН 1083461004440)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 октября 2014 года по делу N А12-29996/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению Товарищества собственников жилья "На Брестской" (г. Волгоград, ИНН 3448045360, ОГРН 1083461004440)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3448202020, ОГРН 1043400590001)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "На Брестской" (далее заявитель, ТСЖ "На Брестской") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Волгоградской области (далее инспекция, административный орган) от 08.08.2014 N 31 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ "На Брестской", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 15 ноября 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Товарищества собственников жилья "На Брестской", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, сотрудниками налоговой службы 24.07.2014 на основании поручения от 27.06.2014 N 109 проведена проверка товарищества собственников жилья "На Брестской" по вопросам соблюдения платежным агентом обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежным агентом специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей и обязанностей поставщика по использованию специального банковского счета при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей физических лиц за период с 01.01.2011 по июнь 2014 года, в результате которой установлены нарушения требования пункта 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", выразившиеся в незачислении денежных средств в сумме 122969507,00 рублей на специальный банковский счет.
При проверке соблюдения платежным агентом обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежным агентом специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей, полученных с применением ККТ, за период с 01.01.2011 по 27.07.2014 выявлено нарушение пункта 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", выразившееся в неперечисление денежных средств, полученных от физических лиц, на специальный банковский счет.
Размер суммы денежных средств, полученных по безналичному расчету за период 01.01.2012 по 27.06.2014 по данным выписки банка 122969507,00 рублей, специальный банковский счет - 0,00 рублей.
Денежные средства, полученные от физических лиц и не перечисленные на специальный банковский счет в проверяемом периоде согласно выписке по операциям по специальному банковскому счету за период с 01.01.2011 по 27.06.2014 составили: 17.06.2014 - не перечислено 549150,45 рублей, 18.06.2014 не перечислено 68179,67 рублей, 19.06.2014 не перечислено 552049,00 рублей, 20.06.2014 не перечислено 77693,69 рубле, 23.06.2014 не перечислено 195434,21 рублей, 24.062014 не перечислено 81877,49 рублей, 25.06.2014 не перечислено 116174,16 рублей, 26.06.2014 не перечислено 136714,63 рублей, 27.06.2014 не перечислено 48034,91 рублей.
Таким образом, за период с 01.01.2011 по 24.06.2014 товарищество собственников жилья не имеет специального банковского счета; за период с 01.01.2011 по 27.06.2014 денежные средства не перечислены на специальный банковский счет в сумме 122969507,00 рублей.
По установленному проверкой факту старшим государственным налоговым инспектором в отношении товарищества собственников жилья "На Брестской" в присутствии законного представителя - председателя правления товарищества Клычева В.Ю. составлен протокол от 24.07.2014 N 028 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Волгоградской области по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 08.08.2014 вынесено постановление N 31, которым товарищество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, товарищество обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не установлено.
В апелляционной жалобе товарищество ссылается на то, что действие Федерального закона N 103-ФЗ от 03.06.2009 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее Закон N 103) на него не распространяется, поскольку ТСЖ "На Брестской" не является платежным агентом, по смыслу придаваемому Законом N 103-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а выводы суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, является нарушение обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), либо неиспользование специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Субъектами правонарушения являются платежные агенты, поставщики, банковские платежные субагенты и другие.
Согласно статье 2 Закона N 103-ФЗ в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: 1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; 2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; 3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; 4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу частей 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а также сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 103-ФЗ деятельность по приему платежей осуществляется оператором по приему платежей на основании заключенного им с поставщиком договора, по условиям которого оператор по приему платежей обязан осуществлять по платежам, принятым им от плательщиков в рамках указанной деятельности, последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названным Законом предусмотрено право оператора по приему платежей привлекать платежного субагента для приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре (часть 7 статьи 4), а также установлена обязанность платежного субагента для приема платежей заключить с оператором по приему платежей соответствующий договор, по условиям которого платежный субагент обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 9 статьи 4).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оказывая услуги по управлению многоквартирным домом и получая оплату за коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также на основании п. 3 ст. 2 вышеуказанного закона ТСЖ "На Брестской" является платежным агентом, так как осуществляет деятельность по приему платежей от физических лиц в счет оплаты коммунальных услуг.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Платежный агент, то есть юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, является согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ оператором по приему платежей-организаций, предоставляющих коммунальные услуги.
В рассматриваемом случае таким лицом является ТСЖ "На Брестской".
В соответствии с п. 14 ст.4 Закона платежный агент (субагент) при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов.
Из материалов дела следует, что в период с 01.01.2011 по 27.06.2014 ТСЖ "На Брестской" - платежный агент получало денежные средства, принятые в качестве платежей, на расчетный банковский счет 40703810083300000295, не являющимся специальным банковским счетом.
Кроме того, ТСЖ "На Брестской" в период с 01.01.2011 по 24.06.2014 вообще не имело специального счёта, что также указывает на сознательное неисполнение законодательства и характеризует нарушение как виновное.
В соответствии п.4 ст.8 Закона и со дня вступления в силу с 29.09.2011 г. Федерального закона от 27.06.2011 г. N 162-ФЗ "О национальной платежной системе" прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет и на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются.
В рассматриваемом случае объективной стороной вмененного заявителю административного правонарушения является неиспользование ТСЖ "На Брестской", являющимся поставщиком коммунальных услуг, специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей за жилые помещения и коммунальные услуги.
Нарушение Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" влечет ответственность в соответствии с главой 15 КоАП РФ, за административные правонарушения в области финансов.
Следовательно, вина ТСЖ "На Брестской" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности заявитель, ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона, мог и должен был обеспечить выполнение требований действующего законодательства и надлежащим образом выполнить обязательные требования, однако не исполнил таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В данном случае заявителем не представлены реальные документарные доказательства, свидетельствующие о том, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, по своей конструкции является формальным, поэтому наступление негативных последствий для других юридических лиц, общества и государства не является обязательным условием для применения этой статьи. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Таким образом, в рассматриваемом случае, общественная опасность данного правонарушения заключается в пренебрежительном отношении организации к своим обязанностям по надлежащему ведению кассовых операций, использованию специальных банковских счетов.
Доказательств невозможности соблюдения ТСЖ "На Брестской" требований действующего законодательства о порядке работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, использование специального банковского счета в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено.
Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной частью 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в минимальном размере. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 октября 2014 года по делу N А12-29996/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "На Брестской" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29996/2014
Истец: ТСЖ "На Брестской"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области