г. Москва |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А41-22193/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Жилой комплекс "Жемчужина": Кучерук Ю.И. по доверенности от 24.09.2014, Абрамова Л.А. по доверенности от 30.04.2014,
от ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещено,
от Министерства имущественных отношений Московской области: Васильев С.А. по доверенности от 06.05.2014,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Жемчужина" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 августа 2014 года по делу N А41-22193/14, принятое судьей Л.В.Федуловой, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Жемчужина" (ОГРН 1035008364203; ИНН 5042007053) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340) третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 5030047703), Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; ИНН 7725131814), Правительство Московской области (ОГРН 1027739809460; ИНН 7710342058), межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N22 по Московской области (ОГРН 1115032000588; ИНН 5032233705) администрация Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004066966; ИНН 5032004222), администрация сельского поселения Никольское Московской области (ОГРН 1055006361475; ИНН 5032139533) об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Жемчужина" (далее - истец, ООО "Жилой комплекс "Жемчужина", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области, кадастровая палата), со следующими требованиями с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090103:53 в размере его рыночной стоимости - 94 900 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090206:55 в размере его рыночной стоимости - 1 000 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:70 в размере его рыночной стоимости- 2 300 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090302:67 в размере его рыночной стоимости - 5 200 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость:
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090103:53 в размере 94 900 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090206:55 в размере 1 000 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:70 в размере 2 300 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090302:67 в размере 5 200 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области, администрация Одинцовского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения Никольское Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Жилой комплекс "Жемчужина" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Жилой комплекс "Жемчужина" на основании акта на право пользования землей от 28.02.1992 N 433 является землепользователем земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 50:20:0090103:53, 50:20:0090206:55, 50:20:0090218:70, 50:20:0090302:67 (т.1, л.д. 34).
Согласно кадастровым выпискам, земельные участки относятся к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", с разрешенным использованием "для оздоровительного комплекса", расположены по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, с/п Никольское, в районе деревни Гигирево (т.1, л.д. 35-45).
Распоряжением Минэкологии от 14.11.2012 N 218-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельных участков установлена:
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090103:53 в размере 736 818 390 руб. 00 коп.;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090206:55 в размере 4 372 480 руб. 00 коп.;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:70 в размере 11 503 380 руб. 00 коп.;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090302:67 в размере 13 061 873 руб. 29 коп.
Полагая, что информация о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков содержащаяся в государственном кадастре недвижимости является недостоверной, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель и установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что в исковом заявлении просило об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости спорных земельных участков, а не признании кадастровой стоимости несоответствующей рыночной стоимости.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно постановлениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно пункту 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Распоряжением Минэкологии от 14.11.2012 N 218-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области, в соответствии с которым установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Согласно статье 12 указанного закона, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как усматривается из материалов дела, истцом представлен отчет, подготовленный ООО "Норматив" от 03.04.2014 N 031-03-14 "Об определении рыночной стоимости земельных участков", согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков определена на 01.01.2009 (т.1, л.д. 53-130).
Экспертным заключением, подготовленным НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" на отчет ООО "Норматив" от 03.04.2014 N 031-03-14 подтверждено соответствие указанной в отчете рыночной стоимости спорных земельных участков наиболее вероятной цены, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорных земельных участков определялась по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости - 01.01.2009, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимости в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу).
Принимая во внимание, что 01.01.2014 вступило в силу новое Распоряжение Минэкологии от 26.11.2013 N 562-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе особо охраняемых территорий и объектов Московской области", которым определена новая кадастровая стоимость земельного участка, а распоряжение Минэкологии от 14.11.2012 N 218-РМ признано утратившим силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости участка и на предыдущий период на основании решения суда не подлежат удовлетворению.
Требования общества об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно, кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель, а именно на 01.01.2013. Однако требования общества направлены на установление рыночной стоимости земельного участка на иную дату - 01.01.2009. От определения рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2013 общество отказалось.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 августа 2014 года по делу N А41-22193/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22193/2014
Истец: ООО "Жилой комплекс "Жемчужина"
Ответчик: ФБГУ " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по МО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Никольское, Администрация сельского поселения Никольское Одинцовского мун. р-на Московской области, Межрайонная ИФНС N 22 по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области