г. Чита |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А19-9711/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2014 года по делу N А19-9711/2014 по заявлению Закрытого акционерного общества "СТРОЙКОНСАЛТ" (ОГРН 1023801548506, ИНН 3811074143, место нахождения: 664007, Иркутская область, г.Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 88) к Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271; место нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1) о признании недействительным ненормативного правового акта в части (суд первой инстанции: Габескирия М.Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Башенхаевой В.А., представителя по доверенности от 01.01.2014, Бояновой О.Н., представителя по доверенности от 20.01.2014,
от заинтересованного лица - Васильевой М.И., представителя по доверенности от 12.09.2014,
установил:
Закрытое акционерное общество "СТРОЙКОНСАЛТ" (далее - общество, ООО "СтройКонсалт") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11 в части установления красной линии по земельному участку общей площадью 2877 кв.м., расположенному по адресу: г.Иркутск, уч.10/1, кадастровый номер 38:36:000022:977.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2014 года требования заявителя удовлетворены. Постановление Администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11 "Об утверждении проекта планировки Октябрьского округа г. Иркутска" в оспоренной части признано недействительным как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Суд признал, что утвержденный проект планировки в части установления красных линий по земельному участку, принадлежащему заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает право владения, пользования и распоряжения заявителем указанным земельным участком.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из того, что представленными по делу доказательствами подтверждается то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977 является собственностью общества, поставлен на кадастровый учет; установление красных линий осуществлено без учета фактического землепользования и существующей застройки.
Доказательств планирования строительства объектов, перечисленных в части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке, Администрацией города Иркутска в материалы дела не представлено.
Отклоняя доводы Администрации города Иркутска относительно того, что проект планировки в части установления спорных красных линий соответствует Генеральному плану города Иркутска, поскольку на территории расположения спорного земельного участка планируется размещение магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения, суд первой инстанции указал, что генеральный план отражает возможность использования территории в будущем и не является решением органа власти о начале соответствующего строительства.
При этом в случае принятия решения о строительстве магистрали на территории спорного участка, указанный земельный участок подлежит изъятию путем в порядке, предусмотренном статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции признал соблюденным срок на обжалование постановления, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что заявитель о нарушении прав оспариваемым постановлением узнал не ранее 05.06.2014, с момента получения письма ООО "Центр землеустройства, недвижимости и оценки "Дело", с приложением Схемы расположения спорного земельного участка, на которой отображены границы земельного участка и граница красной линии, координаты которой получены в Комитете по градостроительной политике Администрации города Иркутска.
Администрация города Иркутска, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке, поставив в апелляционной жалобе и дополнении к ней вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя, по мотивам неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Администрации города Иркутска, оспариваемый проект планировки Октябрьского округа г.Иркутска в части нахождения земельного участка заявителя в границах территории общего пользования, обозначенной красными линиями, не нарушает прав и законных интересов ЗАО "СтройКонсалт" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не содержит положений об изъятии в границах этих красных линий части земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, и не свидетельствует об утрате заявителем правомочий собственника по пользованию, владению и распоряжению данным земельным участком.
Исходя из понятия красных линий, определенного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии могут обозначать как существующие, так и планируемые границы территорий общего пользования, размещение которых планируется в будущем.
Не основан на нормах права, регулирующих разработку и утверждение проекта планировки, вывод суда, со ссылкой на Инструкцию о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденную постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, о том, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Положения Инструкции не подлежали применению, поскольку не соответствуют положениям статей 41, 42, 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции относительно того, что администрация обязана была обосновать необходимость строительства планируемых объектов (дороги, улицы и другое) также неправомерен. Исходя из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и указанной Инструкции, Администрация должна была обосновать, что установление спорных красных линий основано на Генеральном плане города Иркутска, утвержденного решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 N 004-20-390583/7. В подтверждение данного обстоятельства Администрацией в материалы дела представлены соответствующие доказательства.
Судом первой инстанции оценка доводам Администрации и представленным в их обоснование доказательствам не дана. Установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения определяется генеральным планом городского округа и, соответственно, отражается в разрабатываемых на его основании и для его развития проектах планировки территории. Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий. Необходимость размещения по улице Ширямова магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения обоснована проектом планировки Октябрьского округа г.Иркутска и обусловлена несоответствием существующих улично-дорожных сетей нормативным показателям, слабым развитием сети магистральных улиц, их низкой пропускной способностью, высокой интенсивностью движения по основным магистральным улицам.
Обществом не приведены доводы о несоответствии оспариваемого проекта планировки территории Генеральному плану города Иркутска. Сам по себе факт разработки красных линий с их наложением на границы земельного участка, принадлежащего заявителю, не свидетельствует о незаконности их установления в оспариваемом проекте планировки территории, поскольку установление красных линий в таких границах Администрацией города Иркутска обосновано, осуществлено в пределах предоставленных администрации полномочий, при отсутствии со стороны общества доказательств возможности иного установления границ красных линий с целью определения разумного и справедливого баланса публичных интересов муниципального образования и частных интересов ЗАО "СтройКонсалт".
Проект генерального плана г. Иркутска в установленном порядке получил все необходимые согласования, в том числе положительное заключение государственной экспертизы проекта генерального плана о соответствии проекта генерального плана г.Иркутска требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории.
По смыслу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации в проекте планировки определяется, какие именно объекты могут быть размещены на той или иной территории. При этом проект планировки не определяет, кто обладает правами собственности или аренды на те или иные участки, и не является актом распоряжения данными земельными участками, в том числе, не является актом об изъятии земельного участка.
Проект планировки Октябрьского округа г. Иркутска в оспариваемой части не нарушает прав и законных интересов ЗАО "СтройКонсалт" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявителем не представлено доказательств того, что в результате издания данного правового акта ЗАО "СтройКонсалт" не может использовать принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Ширямова, 10/1, 10/2, в соответствии с установленным видом разрешенного использования, то есть для эксплуатации существующих зданий складов.
ЗАО "СтройКонсалт" не представлено доказательств того, что общество намеревалось или намеревается в будущем использовать принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977 в целях строительства в соответствии с утвержденным градостроительным регламентом. Доводы общества относительно невозможности использования земельного участка для строительства не подтверждены доказательствами.
До настоящего времени вид разрешенного использования земельного участка заявителя не изменен, то есть не приведен в соответствие с градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки. ЗАО "СтройКонсалт" за разрешением на строительство на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:977 не обращалось, доказательств отказа в выдаче разрешения на строительство на данном земельном участке именно в связи с наличием красных линий обществом не представлено.
ЗАО "СтройКонсалт" не оспаривает того обстоятельства, что оно не обращалось в порядке статьи 40 Градостроительного кодекса РФ за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, который применяется, в том числе, и в случае, если характеристики земельных участков неблагоприятны для застройки.
В обоснование своей позиции Администрация города Иркутска ссылается на судебные акты по делам N А19-17635/2012, А33-1077/2013.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства Администрации города Иркутска о привлечении в качестве специалиста сотрудника ОАО "Иркутскгражданпроект", являющегося разработчиком проекта планировки территории; отказано в назначении экспертизы с целью установления факта соответствия либо несоответствия проекта планировки территории в части установления оспариваемых красных линий Генеральному плану города Иркутска; а также в нарушение частей 1, 3 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привлечено к участию в деле ОАО "Иркутскгражданпроект", являющееся разработчиком оспариваемого проекта, при этом судом сделан вывод о его правах и обязанностях по отношению к стороне спора.
Суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы Администрации города Иркутска о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании проекта планировки. По мнению ответчика, с 16.12.2013 ЗАО "СтройКонсалт" достоверно стало известно о том, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977, как сообщено в письме Департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 13.12.2013 N 957-74-5695/13, полученного ЗАО "СтройКонсалт" 16.12.2013, находится большей частью в зоне общего пользования, которая, в свою очередь, обозначается красными линиями, утвержденными проектом планировки территории. При этом, оспариваемое в части постановление администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11 было опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 22.11.2011 N 54/1 (381/1), а также размещено на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска (www.admirk.ru) для всеобщего сведения. В данном случае ЗАО "СтройКонсалт" оспаривает сам факт прохождения красной линии по принадлежащему ему земельному участку, а не конкретную площадь земельного участка, находящуюся в границах красных линий. И все его обращения с целью установить координаты таких красных линий к предмету спора не относятся и не свидетельствуют о соблюдении срока на обращение в суд.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнение к ней ЗАО "СтройКонсалт" указывает на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 01.11.2014.
В судебном заседании представитель Администрации города Иркутска доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представители заявителя доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней оспорили по мотивам, приведенным в возражениях, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и возражений на них, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.10.2010 серии 38 АД N 317479 ООО "СтройКонсалт" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2877 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:36:000022:977, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, ул.Ширямова, уч.10/1, 10/2, для эксплуатации существующих зданий складов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 27.05.2009 N 38/130/09-71644 в государственный кадастр недвижимости 29.12.2008 внесены сведения о земельным участка в кадастровым номером 36:36:000022:977, из земель населенных пунктов, площадью 2877 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Иркутская область, г.Иркутск, ул.Ширямова, 10/1, 10/2.
В полученном 27.03.2014 вх.N 956-57-1836/14 Департаментом обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска письме от 25.03.2014 N 102/2014-Д ЗАО "СтройКонсалт" просило указать расположение "красной линии" в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:977, основания ее установления, а также просило сообщить, что значит "Находится большей частью в зоне общего пользования" (письмо от 13.12.2013 N 957-74-5695/13), если данный участок является собственностью с 2009 года, указать правовые основания.
Кроме того, ЗАО "СтройКонсалт" просило выдать схему по соответствию городской планировке.
Департамент обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска в письме от 09.04.2014 N 95774-1762/14 в ответ на письмо 25.03.2014 N 102/2014-Д сообщил ЗАО "СтройКонсалт" о том, что:
- в разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности "Документация по планировке территорий" схемы по соответствию городской планировке отсутствуют;
- в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности", департамент обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска может предоставить сведения в формате копии из раздела "Документация по планировке территорий" информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в составе Постановление администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11 "Об утверждении проекта планировки Октябрьского округа г.Иркутска"; План красных линий (основной чертеж) в электронном виде; разбивочный чертеж красных линий в электронном виде;
Для подготовки ответа на запрос в части: "указать расположение "красной линии" в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:977; указать правовые основания отнесения земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:977 к территории общего пользования, если данный участок является частной собственностью с 2009 г.", направлен запрос в управление архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска. После получения на него ответа, указанная информация будет направлена дополнительно.
Департамент обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска в письме от 29.04.2014 N 95774-2262/14 в ответ на письмо 25.03.2014 N 102/2014-Д, сообщил ЗАО "СтройКонсалт" о том, что в соответствии с проектом планировки Октябрьского округа г.Иркутска, утвержденного постановлением администрации г.Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977, расположен в границах красных линий (территории общего пользования).
При разработке проекта планировки Октябрьского округа г.Иркутска на чертеже планировки территории были отображены красные линии, которые подлежат корректировке на основании долгосрочной муниципальной программы "Градостроительная политика на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением администрации г.Иркутска от 15.10.2012 N 031-06-2049/12-1. В соответствии с данной программой корректировку проекта планировки Октябрьского округа г.Иркутска планируется осуществить в 2015 году.
ЗАО "СтройКонсалт" в полученном 14.05.2014 вх.N 956-51-2934/14 Департаментом обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска письме от 13.05.2014 N 140/2014-Д просило указать основания планирования автомобильной дороги на земельном участке, основания ограничения прав собственника, а также просило принять меры к прекращению нарушения прав собственности ЗАО "СтройКонсалт", а именно: самостоятельно и за свой счет откорректировать красную линию.
ЗАО "СтройКонсалт" в полученном 20.05.2014 вх.N 943-51-1869/14 Комитетом по градостроительной политике администрации г.Иркутска письме от 13.05.2014 N140/2014-Д ссылаясь на то, что в ответ на запрос (вх.N958-05-1406/14 от 14.05.2014) о предоставлении сведений об утвержденных красных линиях относительно земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:977 представлены копии: Плана красных линий (основной чертеж) в электронном виде; Разбивочный чертеж красных линий в электронном виде, указанные материалы по проекту планировки Октябрьского округа г.Иркутска не дают представления о прохождении красной линии относительного границ данного земельного участка, просило предоставить сведения в бумажном носителе (наличие подписи и печати обязательно), с четким определением границ указанного земельного участка и местом прохождения красной линии относительно участка.
В письме Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска от 30.05.2014 N 945-70-2820/14 указаны координаты характерных точек границ красной линии в системе координат МСК-38. Кроме того, Комитет по градостроительной политике Администрации города Иркутска сообщил, что предоставление сведений в бумажном носителе с четким определением границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:977 и местом прохождения красной линии относительно участка не представляет возможным.
Для получения информации о том, каким образом проходит красная линия по земельному участку с кадастровым номером 38:36:000022:977, заявитель обратился в ООО "Центр землеустройства, недвижимости и оценки "Дело", которое письмом от 05.06.2014 N 60 направило Схему расположения указанного земельного участка, на которой отображены границы земельного участка и граница красной линии, координаты которой получены в Комитете по градостроительной политике администрации города Иркутска.
Согласно схеме красная линия пересекает земельный участок в двух точках, координаты точек (МСК-38):
1. Х=383603.58 Y=3339918.54
2. Х=383603.91 Y=3339956.86
Земельный участок делится красной линией на два участка, площади которых соответственно равны 2722 кв.м. и 155 кв.м.
Администрацией города Иркутска представлены в материалы дела письма Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, содержащие информацию о границах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:977 с указанием территории общего пользования и красной линии, в соответствии с проектом планировки Октябрьского района г.Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11.
Общество, полагая, что указанное постановление в части утверждения им красных линий, проходящих через земельный участок, принадлежащий заявителю, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных обществом требований подлежащим отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя, исходя из следующего.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10, от 5 июля 2011 года N 651/11, от 26 июля 2011 года N 18306/10 и от 16 июля 2013 года N3372/13.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, заявленные ЗАО "СтройКонсалт" требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов общества оспариваемым актом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования удовлетворению не подлежат.
Как следует из статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании пунктов 1, 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 1 Протокола N 1 Конвенции о защите прав, каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своей собственностью. Никто не может быть лишен имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Постановлением Администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11 "Об утверждении проекта планировки Октябрьского округа г.Иркутска", утвержден проект планировки Октябрьского округа г.Иркутска в составе основной части: План красных линий (основной чертеж) (приложение N1); Разбивочный чертеж красных линий (приложение N2); Схема организации транспорта и улично-дорожной сети (приложение N3); Схема размещения инженерных сетей и сооружений (приложение N 5); Положение о размещении объектов капитального строительства местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территорий, в том числе плотности и параметрах застройки и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территорий (приложение N5).
Постановление администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11 было опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 22.11.2011 N 54/1 (381/1), а также размещено на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска (www.admirk.ru).
Учитывая представленные ответчиком в материалы дела документы, следует признать, что публичные слушания по проекту планировки Октябрьского округа г.Иркутска проведены в соответствии с утвержденным решением Думы города Иркутска от 31.08.2005 N 004-20-160180/5 Положением о публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в городе Иркутске и действующей по состоянию на тот момент статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, ссылка заявителя на неправомочность состава комиссии по публичным слушаниям и заключения о результатах публичных слушаний, является необоснованной.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
4. Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
5. Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат:
1) схему расположения элемента планировочной структуры;
2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;
3) схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории;
4) схему границ территорий объектов культурного наследия;
5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий;
6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;
7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары.
Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
Исходя из положений части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
В статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Указанные нормы права позволяют сделать вывод о том, что целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30.
Пункт 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150.
В силу пункта 1 данная инструкция обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы положений части 1 статьи 41, частей 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1, 3.1, 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, пришел к выводу о том, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки; в случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Как указал суд первой инстанции, утвержденные оспариваемым постановлением красные линии пересекают земельный участок, принадлежащий обществу на праве собственности, тем самым относя его часть к территориям общего пользования; это обстоятельство подтверждено самим проектом планировки и не оспаривается администрацией, однако доказательства того, что на спорном земельном участке планируется строительство объектов, поименованных в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют и администрацией не представлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции не основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вышеприведенные Инструкции применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно подпункту 1, 4 пункта 3.2.1 Инструкции N 150 проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений и включает: схему размещения проектируемой территории в структуре поселения; план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схему организации транспорта и улично-дорожной сети; схему размещения инженерных сетей и сооружений; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.
На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки (подпункт 6 пункта 3.2.1 Инструкции).
Пунктом 7 статьи 3.2.1 названной Инструкции определено, что на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохранные участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зелёных насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объёмно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.
План современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки (пункт 4 статьи 3.2.1 Инструкции N 150), что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться с учетом существующей застройки.
Не основан на нормах права, регулирующих разработку и утверждение проекта планировки, и вывод суда первой инстанции о том, что если красные линии обозначают планируемые к строительству дороги, улицы и другое, то администрация обязана была обосновать необходимость строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости общества.
Статья 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает цели подготовки проекта планировки территории: для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения.
В силу пункта 2 статьи 3.2.1 Инструкции N 150 проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землеустройства и застройки.
Как следует из пункта 5 статьи 3.2.1 Инструкции N 150, на схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.
Следовательно, администрация должна была документально обосновать, что установление спорных красных линий основано на Генеральном плане г. Иркутска, утвержденном решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 N 004-20-390583/7.
В подтверждение данного обстоятельства Администрацией в материалы дела представлены:
-схема 13 генерального плана города Иркутска (Схема планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа), согласно которой на территории расположения земельного участка заявителя планируется размещение магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения;
выкопировка из Генерального плана г. Иркутска, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977 находится в границах территории общего пользования - магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения и частично - в зоне ОД-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения);
выкопировка из проекта планировки Октябрьского округа г. Иркутска, согласно которой земельный участок ЗАО "СтройКонсалт" частично расположен в зоне ОД-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), и большей частью - в границах красных линий, обозначающих территорию общего пользования (И-1);
-схема организации транспорта и улично-дорожной сети проекта планировки Октябрьского округа г.Иркутска, которой также предусмотрено размещение магистральной улицы общегородского значения на территории, в границах которой расположен земельный участок заявителя;
- информация, содержащаяся в документах территориального планирования, документации по планировке территории, в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:977, в соответствии с которой земельный участок ЗАО "СтройКонсалт" частично расположен в зоне ОД-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), и большей частью - в границах красных линий, обозначающих территорию общего пользования (И-1);
информация, содержащаяся в правилах землепользования и застройки, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977 большей частью расположен в границах красных линий;
материалы по обоснованию внесения изменений в Генеральный план г.Иркутска (том 1), также предусматривающие размещение магистральной улицы общегородского значения на территории, в границах которой расположен земельный участок заявителя;
обосновывающие материалы проекта планировки Октябрьского округа г.Иркутска, предусматривающие размещение магистральной улицы общегородского значения на территории, в границах которой расположен земельный участок заявителя;
положение о размещении объектов капитального строительства, местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории (приложение к проекту планировки Октябрьского округа г.Иркутска), предусматривающие размещение магистральной улицы общегородского значения на территории, в границах которой расположен земельный участок заявителя.
Установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения определяется генеральным планом городского округа и, соответственно, отражается в разрабатываемых на его основании и для его развития проектах планировки территории. Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий.
Администрация города Иркутска в обоснование позиции по делу указывала на то, что необходимость размещения по улице Ширямова магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения обоснована проектом планировки Октябрьского округа г.Иркутска и обусловлена несоответствием существующих улично-дорожных сетей нормативным показателям, слабым развитием сети магистральных улиц, их низкой пропускной способностью, высокой интенсивностью движения по основным магистральным улицам.
Обществом не приведены доводы о несоответствии оспариваемого проекта планировки территории Генеральному плану города Иркутска, а также не подтверждено, что генеральный план допускает иное проектное предложение по проектируемым в настоящем проекте планировки красным линиям, исключающее нанесение красных линий на земельный участок, принадлежащий обществу.
Судом апелляционной инстанции оснований для вывода о том, что проект планировки в оспариваемой части не основан на Генеральном плане города, не установлено.
Доводы общества, приведенные в возражениях на апелляционную жалобу, относительно того, что Генеральный план города Иркутска не содержит красных линий, в связи с чем выявить соответствие красной линии в проекте планировки генеральному плану не представляется возможным, отклоняются, поскольку не основаны на вышеприведенных нормах и установленных по делу обстоятельствах.
Сам по себе факт разработки красных линий с их наложением на границы земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, не свидетельствует о незаконности их установления в оспариваемом проекте планировки территории, поскольку установление красных линий в таких границах Администрацией города Иркутска осуществлено в пределах предоставленных администрации полномочий, при отсутствии со стороны общества доказательств возможности иного установления границ красных линий с целью определения баланса публичных интересов муниципального образования и частных интересов ЗАО "СтройКонсалт".
Не опровергают вышеприведенные выводы апелляционного суда и доводы заявителя о том, что Администрацией, при наличии утвержденного в 2007 году Генерального плана города Иркутска, не было отказано в предоставлении рассматриваемого земельного участка обществу в собственность.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения приходит к выводу, что ЗАО "СтройКонсалт" не представлено доказательств в подтверждение того, что проект планировки Октябрьского округа г. Иркутска в оспариваемой части нарушает права и законны интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем не представлено доказательств того, что в результате издания данного правового акта ЗАО "СтройКонсалт" не может использовать принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Ширямова, 10/1, 10/2, в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
Доказательства в подтверждение того, что Общество намеревалось или намеревается использовать принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977 в целях строительства в соответствии с утвержденным градостроительным регламентом, а также невозможности такого использования, отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, в выдаче разрешения на строительство в связи с наличием в проекте планировки территории красных линий не представлены. Выдача и утверждение градостроительного плана спорного земельного участка сами по себе не подтверждают нарушение прав Общества оспариваемым в части проектом планировки территории.
Действующим законодательством, регулирующим решение вопросов обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, не предусмотрен запрет на установление красных линий в проекте планировки территории по существующим строениям, зданиям, сооружениям.
Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.
Красные линии, которые проходят по земельному участку, а также по зданиям, находящимся в собственности у заявителя, не нарушают права заявителя, как собственника, поскольку такое расположение красных линий не влечет изменения, прекращение либо ограничение прав собственности заявителя.
На основании пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с правилами пункта 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Поскольку в рамках настоящего спора заявитель в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвердил нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым постановлением, в силу положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции основания для удовлетворения требований общества отсутствовали. По данным основаниям решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы в данной части являются обоснованными.
Между тем судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания обоснованными иных доводов заявителя апелляционной жалобы, с учетом следующего.
По мнению суда апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и подлежащих применению норм права при рассмотрении настоящего спора, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения ходатайства Администрации города Иркутска о привлечении в качестве специалиста сотрудника ОАО "Иркутскгражданпроект", являющегося разработчиком проекта планировки территории; для назначения экспертизы с целью установления факта соответствия либо несоответствия проекта планировки территории в части установления оспариваемых красных линий Генеральному плану города Иркутска; а также для привлечения к участию в деле ОАО "Иркутскгражданпроект", являющегося разработчиком оспариваемого проекта. Из обстоятельств дела не усматривается, что судебный акт по делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Суд первой инстанции признал соблюденным срок на обжалование постановления, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что заявитель о нарушении прав оспариваемым постановлением узнал не ранее 05.06.2014, с момента получения письма ООО "Центр землеустройства, недвижимости и оценки "Дело", с приложением Схемы расположения спорного земельного участка, на которой отображены границы земельного участка и граница красной линии, координаты которой получены в Комитете по градостроительной политике Администрации города Иркутска.
Суд апелляционной инстанции считает возможным согласиться с судом первой инстанции, учитывая, что в полученных обществом письмах от 13.12.2013 N N 957-74-5695/13, 09.04.2014 N 957-74-1762/14, от 29.04.2014 N 957-74-2262/14 и приложенном к письму от 19.05.2014 N 957-74-2586/14 диске не содержится информации о том, каким образом проходит по земельному участку заявителя красная линия; такая информация получена обществом после обращения в ООО "Центр землеустройства, недвижимости и оценки "Дело", в связи с чем суд первой инстанции обоснованно рассмотрел требования заявителя по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2014 года по делу N А19-9711/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований Закрытого акционерного общества "СтройКонсалт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9711/2014
Истец: ЗАО "СтройКонсалт"
Ответчик: Администрация города Иркутска