г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А56-17104/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: представителей Беловой С.Г. (доверенность от 19.05.2014), Соколовой А.Е. (доверенность от 01.08.2014)
от заинтересованного лица: представителя Кушнира Е.Е.(доверенность от 23.12.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17867/2014) Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2014 по делу N А56-17104/2014 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "РН - Трейд"
заинтересованное лицо: Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
об оспаривании предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Трейд" (далее - ООО "РН-Трейд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет) от 02.12.2013 N 15-03-14159/13 о демонтаже рекламной конструкции, установленной без разрешения на установку рекламной конструкции.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2014 признано недействительным предписание Комитета от 02.12.2013 N 15-03-14159/13 о демонтаже рекламной конструкции, выданное ООО "РН-Трейд". С Комитета в пользу общества взыскано 2000 руб. судебных расходов по уплате госпошлины.
Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, полагая несоответствующим нормам действующего законодательства вывод суда первой инстанции о том, что флаг не является рекламной конструкцией.
В отзыве на жалобу заявитель просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, Комитет выдал обществу предписание от 02.12.2013 N 15-03-14159/13 о демонтаже рекламной конструкции, установленной без соответствующего разрешения на установку рекламной конструкции, в котором указано следующее: "Во исполнение пункта 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" демонтировать рекламную конструкцию (флаг), установленную по адресу: Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 30, литер А, без разрешения на установку рекламной конструкции, в соответствии со сведениями о рекламной конструкции N 90880.
Согласно сведениям о рекламной конструкции: вид конструкции - флаг; место размещения - газон; размер рекламного поля - 1,5 м х 1 м.; высота/уровень размещения - 7 м.; содержание и описание рекламы - Роснефть.
Данное предписание оспорено обществом в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что для установки на территории автозаправочной станции (АЗС) спорной конструкции не требуется специального разрешения.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения правомерно исходил из следующего.
Согласно данному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N38-ФЗ, Закон о рекламе) определению реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется в силу части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований названной статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания уполномоченного органа (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Исходя из содержания подпунктов 2, 5, 7 пункта 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ, данный Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; на информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке.
Статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлена обязанность продавца доводить до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место нахождение, режим работы, а также необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах.
Работа на автозаправочных станциях организуется в соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 (РД 153-39.2-080-01). В данных Правилах определено, что на автозаправочной станции должна быть размещена информация, в том числе о реализуемой продукции (ее перечень) с указанием розничных цен и оказываемых услуг, включая услуги по заправке автотранспортных средств работниками АЗС. Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях автозаправочных станций, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации. Нанесенные фирменные знаки, символы и т.д., установленные флагштоки с вымпелами, флагами не должны нарушать условий безопасности эксплуатации автозаправочных станций. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема. Информация выполняется на русском языке. По усмотрению руководства автозаправочной станции информация может быть выполнена дополнительно на языках национального или межгосударственного общения (пункты 3.1, 3.3 Правил).
В пунктах 1.2, 1.3 Правил указано следующее: положения и требования настоящего документа распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые автозаправочные станции, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей. Требования Правил обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем - организации), осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
Судом установлено, что конструкция, на демонтаж которой вынесено оспариваемое предписание, установлена обществом во исполнение требований законодательства. Данная конструкция предоставляет клиентам автозаправочной станции информацию, позволяющую заблаговременно определить свою потребность в предлагаемых на автозаправочной станции услугах и, соответственно, произвести безопасный маневр в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автозаправочные станции отнесены к объектам дорожного сервиса.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые продавцом в соответствии со статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что размещенная непосредственно на территории автозаправочной станции конструкция в виде флага, содержащая информацию - "Роснефть", с учетом специфики деятельности автозаправочной станции, рекламой не является, в связи с чем правомерно удовлетворено требование заявителя.
Оснований для отмены законного и обоснованного решения не имеется, в силу чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку не могут быть приняты в качестве обстоятельств, влияющих на результаты рассмотрения спора, приведенные Комитетом в апелляционной жалобе доводы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 июня 2014 года по делу N А56-17104/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17104/2014
Истец: ООО "РН _Ирейд", ООО "РН -Трейд", ООО "РН-Трейд"
Ответчик: Коитет по печати и взаимодействию со средстваи массовой инфрации, Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации