Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2015 г. N Ф07-1345/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А56-35568/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колокольцевой О.С.,
при участии:
от истца (заявителя): представителей Акуловой В.В., доверенность от 26.08.2014, Катаргина В.А., доверенность от 16.05.2014
от ответчика (должника): представителя Янгировой А.А., доверенность от 30.10.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23752/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2014 по делу N А56-35568/2014 (судья Балакир М.В.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью"Комплекс"
к Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге
об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комплекс" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - ответчик, Управление) заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:10:0520101:28 (78:10:5201А:28), общей площадью 7110 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Новороссийская, д.53, лит.Б на условиях приложенного к исковому заявлению проекта договора заявителя по цене 3 001 796 руб.
Решением от 01.09.2014 исковые требования удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права.
В обоснование жалобы Управление указало, что Обществом не был соблюден порядок, предусмотренный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом, что явилось препятствием для принятия Управлением решения о предоставлении прав на участок с последующим заключением договора купли-продажи участка.
Кроме того, заявитель жалобы не согласен с выкупной ценой, указанной Обществом в проекте договора купли-продажи.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы жалобы. Истец против удовлетворения жалобы возражал, считая решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по договору купли-продажи от 11.04.2007 ( с учетом дополнительных соглашений N 1 от 05.07.2007, N 2 от 20.07.2007) Общество приобрело в собственность объект недвижимости - нежилое здание (гараж), кадастровый номер 78:10:5201А:5:40 по адресу: Санкт-Петербург, Новороссийская улица, д.53, лит Б, площадью 2611,4 кв.м.; данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:10:0520101:28 (78:10:5201А:28), общей площадью 7110 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, ул.Новороссийская, д.53, лит.Б, находящемся в собственности Российской Федерации; 03.08.2007 произведена государственная регистрация права собственности Общества на указанный объект недвижимости, что ответчиком не оспаривается и подтверждено свидетельством о государственной регистрации.
Суд установил, что Общество использует земельный участок на праве аренды на основании договора от 08.08.2011 N 04/ЗД-0090, заключенного с ТУ ФАУГИ в Санкт-Петербурге.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок,. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд установил, что Общество, имеющее как собственник объекта недвижимости, исключительное право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а Управление в нарушение пункта 6 названной статьи в установленный срок не приняло решение по заявке Общества, что явилось основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что истцом представлены доказательства наличия у него права на приобретение в собственность за плату спорного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд считает данный вывод суда первой инстанции правильным, а довод жалобы о том, что истец представил пакет документов, не соответствующий Административному регламенту - подлежащим отклонению как не подтвержденный надлежащими доказательствами и противоречащий законодательному запрету исполнительным органпм государственной власти или органам местного самоуправления требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Довод жалобы о том, что выкупная цена земельного участка определена неверно, отклоняется апелляционным судом как не основанный на нормах права.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года предусмотрена продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
С учетом приведенных норм права и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации апелляционный суд отклоняет довод Управления о том, что цена земельного участка должна определяться не на момент обращения Общества (18.05.2012), а на настоящий момент, то есть в размере кадастровой стоимости. Поскольку заявление Общества о выкупе земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации со всеми предусмотренными законодательством документами получено Управлением в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи Закона N 137-ФЗ, то Общество вправе приобрести в собственность испрашиваемый земельный участок по льготной цене, действовавшей до 01.07.2012.
Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.08.2013 по делу N А56-35568/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35568/2014
Истец: ООО "Комплекс"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге