г. Владивосток |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А51-12241/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей Л.А. Мокроусовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная Транспортная Компания - ВОСТОК" апелляционное производство N 05АП-13564/2014
на решение от 16.09.2014
по делу N А51-12241/2014 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, дата гос.регистрации 23.09.2003) к обществу с ограниченной ответственностью "Региональная Транспортная Компания - ВОСТОК" (ИНН 2537091334, ОГРН 1112537007428, дата гос.регистрации 26.12.2011)
о взыскании 583 205 рублей.
при участии:
от истца - представитель Грачев В.А. (доверенность N 432 от 08.11.2013, служебное удостоверение N V0181829);
от ответчика - адвокат Смирнов В.А. (доверенность N 1 от 28.10.2013, удостоверение адвоката N 1543)
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Региональная Транспортная Компания - ВОСТОК" о взыскании 583 205 руб. штрафа на основании ст. ст. 27, 98 УЖТ РФ.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.09.2014 по делу N А51-12241/2014 требования ОАО "РЖД" удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда, ООО "Региональная Транспортная Компания - ВОСТОК" обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов ответчик ссылается на то, что суд неправильно применил нормы права, дал неверную оценку обстоятельствам дела. По мнению заявителя, в материалы дела не представлены доказательства того, что спорным грузом была именно "плита из диорита", а не заявленные "изделия строительные из камня природного, не поименованные в алфавите".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца на доводы апелляционной жалобы возражал.
Представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных письменных доказательств: письма от 26.11.2014 N 04-04/4979, письма от ПКТБ ЦКИ ОАО "РЖД" от 18.11.2014 N3745. Суд, рассмотрев ходатайство, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил удовлетворить ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств.
Решение проверяется в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.07.2013 ОАО "РЖД" на станции Гродеково ДВост.ж.д. в вагоне N 52060183 принят к перевозке груз по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ127867 (грузоотправитель ООО "Региональная Транспортная Компания-ВОСТОК"), станция назначения Новосибирск-Западный, ЗСиб ж.д.
В графе "Наименование груза" транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ127867 грузоотправителем указано: "Изделия строительные из камня природного, не поименованные в алфавите".
В результате проведенной на станции назначения 07.08.2013 проверки вагона N 52060183 на соответствие наименования груза, погруженного в вагон, данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной, установлено, что фактически согласно трафаретным надписям на ящиках в указанном вагоне оказался иной груз - "Плита из диорита".
По данному факту на станции назначения составлены коммерческий акт N ЗСБ1302295/96/1134 от 07.08.2013, акты общей формы N3/24, N 3/25, подписанные начальником станции, приемосдатчиком.
Грузополучатель, присутствовавший при составлении актов, от подписи отказался, что подтверждается актом общей формы N 3/25 от 07.08.2013.
На основании указанных документов, ответчику начислен штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов в размере 583 205 руб.
Уведомлением от 23.09.2013 N 296, направленным в адрес ответчика, истец предложил ООО "РТК-Восток" уплатить штраф за искажение сведений о грузе в сумме 583 205 рублей.
В связи с неоплатой указанного штрафа ответчиком, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что недостоверное указание в накладной наименования груза привело к снижению размера провозной платы и, как следствие, доказанности истцом правомерности начисления штрафа.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), за искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 Устава.
Статьей 98 УЖТ предусмотрено, что за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
При возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 УЖТ, следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий (пункт 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
В силу статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания наличия снижения стоимости перевозки либо возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, возложена на ОАО "РЖД".
Согласно статье 119 УЖТ и пункту 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила взыскания штрафов), обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.
Начисление штрафов за совершение указанных нарушений осуществляется на основании коммерческого акта и акта общей формы, которые должны быть составлены по Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов).
В соответствии с пунктом 2.10 Правил составления актов, указанные документы подписываются уполномоченными представителями перевозчика и грузополучателя, если он участвует в проверке груза, при выгрузке и одновременной выдаче груза грузополучателю, коммерческий акт подписывается уполномоченными представителями грузополучателя и перевозчика.
Как следует из материалов дела, факт неверного указания ответчиком сведений о перевозимом грузе зафиксирован истцом путем составления акта общей формы N 3/24, подписанным начальником станции, приемосдатчиком и путем составления коммерческого акта NЗСБ1302295/96/1134, содержащие все необходимые сведения, установленные Правилами составления актов. Факт присутствия представителя грузополучателя и его отказ от подписи подтверждается актом общей формы N3/25 от 07.08.2013.
При этом, как установлено апелляционным судом, какие-либо замечания и возражения грузополучателя акт общей формы и коммерческий акт не содержат.
Кроме того, в материалах дела имеется ответ Проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информации от 18.11.2014 N 3745 на запрос ответчика, согласно которому филиал приходит к выводу о том, что при определении назначения изделий следует руководствоваться кодами ТН ВЭД на перевозимый груз и ГОСТами. В данном письме также указано на то, что на основании представленных деклараций на товары, изделия нельзя однозначно квалифицировать как "плиты облицовочные пиленные из природного камня - ГОСТ 9480-89", т.к. не соблюдаются параметры в части толщины и плоскостности плит.
Из всего изложенного следует, что факт неверного указания ответчиком сведений о перевозимом грузе подтвержден документально, в связи с чем, требования истца о взыскании с ответчика штрафа правомерно признаны судом обоснованными, рассчитанными с применением положений Тарифного руководства N 1, на основании статьи 98 УЖТ РФ путем пятикратного увеличения суммы провозного тарифа, исходя из провозной платы по прейскуранту N 10-01, к которой относится отправленный ответчиком груз.
Вместе с тем, приняв во внимание, что сумма предъявленного к взысканию штрафа значительно превышает недополученную перевозчиком сумму провозной платы, суд с учетом разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении N 6/8 от 01.07.1996 о праве суда уменьшить размер штрафа, если его сумма несоразмерна последствиям нарушения обязательства, пришел к правильному выводу, что заявленная истцом ко взысканию сумма штрафа несоразмерна последствиям неисполнения обязательства, в связи с чем по ходатайству ответчика, руководствуясь статьей 333 ГК РФ, снизил размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика, до двукратного размера, а именно до 233 282 рублей.
Доводы апеллянта о недоказанности того, что спорным грузом была именно "плита из диорита", а не заявленные "изделия строительные из камня природного, не поименованные в алфавите" опровергаются материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется. Нарушений норм процессуального права, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.09.2014 по делу N А51-12241/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
Л.А. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12241/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Региональная Транспортная Компания - ВОСТОК"