г. Москва |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А40-31934/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Лаврецкой,
судей Н.И. Левченко, Д.Н. Садиковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.М. Хундиашвили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО "Кулон-2"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "18" августа 2014 г.
по делу N А40-31934/2014
по иску Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; 119160, Москва, ул. Знаменка, 19)
к ЗАО "Кулон-2"
(ОГРН 1025001625109; 140180, МО, Жуковский, ул. Нижегородская, 16)
о расторжении договоров и взыскании процентов
при участии в судебном заседании:
от истца: Бабкина Е.Н. (по доверенности от 10.11.2014)
от ответчика: Роман В.Б. (по доверенности от 19.05.2014)
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ЗАО "Кулон-2" о взыскании 46 345 998,82 руб. процентов за пользование авансом как коммерческим кредитом и расторжении государственных контрактов:
- от 03.07.2009 г. N 319/6/31-ЕОЗ на выполнение работ по проверке УЗК полуосей стабилизаторов самолетов типа Су-27 (Су-27УБ) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 01.07.2009 г. N 319/6/14-ЕОЗ на выполнение работ по контролю состояния упругих валов Т6-2-5401-1410/410 на самолетах Су-24-М/МР для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 28.07.2009 г. N 139/6/34 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов фронтовой авиации, в том числе: технический надзор, доработки, ремонт стоек и агрегатов шасси самолетов фронтовой авиации, в том числе: Выполнение работ по обеспечению эксплуатации основных стоек шасси 55-ти самолетов типа су-24 для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 г.;
- от 10.07.2009 г. N 369/6/160-ЕОЗ на технический надзор, ремонт, доработки, увеличение ресурсов и сроков службы авиационных колес, тормозных дисков и агрегатов к ним для нужд Министерства обороны российской федерации в 2009 году;
-от 25.06.2009 г. N 319/3/28-ЕОЗ на поставку откорректированных перечней обязательных работ выполняемых при КоВР самолетов Су-27 для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 10.11.2009 г. N 329/6/163-ЕОЗ на выполнение работ по авторскому и техническому надзору самолетов, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов типа Т1-160, их основных комплектующих, выполнение доработок по бюллетеням, ремонту агрегатов, а именно: выполнение работ по контролю технического состояния радиопрозрачных обтекателей самолетов Ту-160 для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 16.07.2009 г. N 139/6/27 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов фронтовой авиации, в том числе: Увеличение ресурсов и сроков службы стоек шасси самолетов фронтовой авиации для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 28.07.2009 г. N 139/6/24 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы средств жизнеобеспечения и авиационно-спасательных средств, в том числе: Продление сроков службы и обеспечение безопасной эксплуатации кислородных баллонов типа УБШ с истекшими первоначально установленными сроками службы для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 28.07.2009 г. N 139/6/25 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы средств жизнеобеспечения и авиационно-спасательных средств, в том числе: Продление назначенных сроков службы защитному снаряжению летчика для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 28.07.2009 г. N 139/6/33 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов фронтовой авиации, в том числе: авторский и технический надзор, ремонт, увеличение ресурсов и сроков службы катапультных кресел и парашютных тормозных систем, в том числе Выполнение работ по переводу катапультных кресел типа Ка-36 на эксплуатацию по техническому состоянию для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 28.07.2009 г. N 139/6/26 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов фронтовой авиации, в том числе: Увеличение ресурсов и сроков службы остекления, колес, тормозов, ВВР, датчиков антиюзовой автоматики, насосов, ЗКТП для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 10.07.2009 г. N 329/6/67-ЕОЗ на выполнение работ по: авторскому и техническому надзору, увеличению ресурсов и сроков службы, ремонту агрегатов вертолетов типа Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ми-26 для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 21.10.2009 г. N 329/6/146-ЕОЗ на выполнение работ по авторскому и техническому надзору самолетов, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов типа Ту-1.60, их основных комплектующих, выполнение работ по контролю технического состояния агрегатов сотовой конструкции и ПЧВЗ, расширению допуска на эксплуатационные повреждения агрегатов сотовой конструкции планера самолетов Ту-160 по бюллетеням N 220-БЭ, N 254-БД;
- от 18.09.2009 г. N 329/6/132-ЕОЗ на выполнение работ по авторскому и техническому надзору самолетов, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов типа Ту-160, их основных комплектующих, выполнению доработок по бюллетеням, ремонту агрегатов, а именно: выполнение работ по корректировке перечня обязательных работ на ремонт самолета Ту-160, разработка постоянного перечня работ по результатам ремонта установочной партии.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 августа 2014 г. по делу N А40-31934/2014 исковое требование о взыскании процентов было оставлено без рассмотрения, а требования о расторжении контрактов были удовлетворены в полном объеме.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке статей 266,268 АПК РФ в связи с апелляционной жалобой ответчика, в которой он просил оспариваемое решение отменить в части удовлетворения требований о расторжении контрактов и взыскания с ответчика в доход бюджета госпошлины. Заявитель жалобы настаивал на принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований о расторжении контрактов.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал на состоявшийся отказ от исполнения контрактов, заявленный конкурсным управляющим ЗАО "Кулон-2" в претензии от 19.11.2012 г.
В заседании апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы настаивал на своих доводах.
Представитель истца выразил согласие с решением суда, в удовлетворении жалобы просил отказать. Обратил внимание, что претензия, на которую ссылается ответчик, не содержит указания контрактов, от исполнения которых заявлен отказ. Считает, что статьи 102 и 129 закона "О несостоятельности" ограничивают возможность отказа от контрактов, поэтому отказ от контрактов в заявленном виде не может расцениваться как надлежащий.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы на основании следующего.
Между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ЗАО "Кулон-2" (исполнитель) были заключены вышеуказанные государственные контракты, завершение выполнения работ по которым предполагалось в 2009 г. (п.п.4.1 и 3.1 контрактов). Согласно условиям контрактов их действие распространяется до момента исполнения сторонами обязательств.
Утверждая, что работы по контрактам исполнителем не выполнены, заказчик обратился с иском о их расторжении.
При этом истец сослался на статью 425 ГК РФ, согласно которой законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. На основании чего истец утверждал, что вышеуказанные контракты являются действующими.
Условиями заключенных контрактов предусмотрено, что в случае, если работы не будут выполнены в установленные сроки, заказчик вправе обратиться в суд с требование о расторжении контрактов,
Рассматривая требования, суд руководствовался с п. 2 ст. 450 ГК РФ, согласно которому по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором.
Суд принял во внимание довод истца о том, что в адрес ответчика письмом от 03.06.2013 г. N 212/6/1290 было направлено предложение расторгнуть контракты, но указанное письмо осталось без ответа и без удовлетворения.
Суд признал, что несоблюдение сроков начала и окончания работ является существенным нарушением условий контрактов со стороны ответчика, в связи с чем данные требования признал подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия считает, что суд пришел к такому выводу без учета имеющихся в деле доказательств о том, что ранее исполнитель (ответчик) заявил отказ от исполнения контрактов. Данный отказ был получен заказчиком, возражений по нему не заявлено.
Об этом свидетельствуют претензия N 75/пр, датируемая 19.11.2012 г., направленная конкурсным управляющим ЗАО "Кулон-2" в адрес заказчика (л.д.1,т.3), которая со ссылкой на статьи 102 и 129 закона "О несостоятельности" содержала отказ от исполнения сделок, заключенных Министерством обороны РФ с ЗАО "Кулон-2", и содержала требования имущественного характера.
О получении данного сообщения свидетельствует письмо от 04.03.2013 г. N 212/6/8 об отказе в удовлетворении требований об уплате задолженности, возражений по отказу от контрактов не заявлялось.
Согласно статье 129 закона "О несостоятельности" конкурсный управляющий вправе заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона.
Статьей 102 закона "О несостоятельности" определен порядок отказа от исполнения договоров и иных сделок должника, согласно которому отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах. Договор считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора.
С учетом направленного конкурсным управляющим отказа от исполнения контрактов последние считаются расторгнутыми с момента получения Министерством обороны РФ указанного сообщения. Поэтому последующие требования Министерства обороны РФ о расторжении контрактов в связи с их неисполнением удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ решение в части расторжения контрактов признается подлежащим отмене, как принятое без учета обстоятельств дела.
Требование о взыскании процентов за пользование авансом как коммерческим кредитом в размере 46 345 998,82 руб. было оставлено судом без рассмотрения, как подлежащее рассмотрению в рамках дела о банкротстве. Решение в этой части не оспаривается.
Возражения истца со ссылкой на содержание статьи 102 закона "О несостоятельности", согласно которой отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах, рассмотрен судебной коллегией и не признается препятствием для отказа от рассматриваемых контрактов. Истцом не представлено доказательств того, что в отношении контрактов такой отказ не может быть заявлен.
Неуказание в претензии конкретных контрактов, от исполнения которых заявлен отказ, на что обращает внимание истец, не признается препятствием для признания всех контрактов, заключенных между сторонами, расторгнутыми. Получив отказ от исполнения контрактов, заказчик не обратился с заявлением об уточнении контрактов, и не заявил возражений.
Трехмесячный срок, установленный для отказа от исполнения сделок внешним управляющим, на что также обращает внимание истец, не распространяется на конкурсного управляющего в связи с различными целями деятельности управляющих - внешний восстанавливает платежеспособность, а конкурсный собирает конкурсную массу и определяет требования кредиторов.
В связи с отказом в удовлетворении иска о расторжении контрактов решение в части взыскания с ответчика 56000 руб. госпошлины в доход федерального бюджета подлежит отмене на основании статьи 110 АПК РФ, определившей порядок распределения судебных расходов.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается необходимым отменить решения суда в оспариваемой части решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 августа 2014 года по делу N А40-31934/2014 отменить в части удовлетворения требования о расторжении контрактов и взыскания с ЗАО "Кулон-2" в доход федерального бюджета 56000 руб. госпошлины.
Отказать в расторжении контрактов, заключенных между Министерством обороны Российской Федерации и ЗАО "Кулон-2", а именно:
- от 03.07.2009 г. N 319/6/31-ЕОЗ на выполнение работ по проверке УЗК полуосей стабилизаторов самолетов типа Су-27 (Су-27УБ) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 01.07.2009 г. N 319/6/14-ЕОЗ на выполнение работ по контролю состояния упругих валов Т6-2-5401-1410/410 на самолетах Су-24-М/МР для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 28.07.2009 г. N 139/6/34 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов фронтовой авиации, в том числе: технический надзор, доработки, ремонт стоек и агрегатов шасси самолетов фронтовой авиации, в том числе: Выполнение работ по обеспечению эксплуатации основных стоек шасси 55-ти самолетов типа су-24 для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 г.;
- от 10.07.2009 г. N 369/6/160-ЕОЗ на технический надзор, ремонт, доработки, увеличение ресурсов и сроков службы авиационных колес, тормозных дисков и агрегатов к ним для нужд Министерства обороны российской федерации в 2009 году;
-от 25.06.2009 г. N 319/3/28-ЕОЗ на поставку откорректированных перечней обязательных работ выполняемых при КоВР самолетов Су-27 для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 10.11.2009 г. N 329/6/163-ЕОЗ на выполнение работ по авторскому и техническому надзору самолетов, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов типа Т1-160, их основных комплектующих, выполнение доработок по бюллетеням, ремонту агрегатов, а именно: выполнение работ по контролю технического состояния радиопрозрачных обтекателей самолетов Ту-160 для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 16.07.2009 г. N 139/6/27 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов фронтовой авиации, в том числе: Увеличение ресурсов и сроков службы стоек шасси самолетов фронтовой авиации для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 28.07.2009 г. N 139/6/24 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы средств жизнеобеспечения и авиационно-спасательных средств, в том числе: Продление сроков службы и обеспечение безопасной эксплуатации кислородных баллонов типа УБШ с истекшими первоначально установленными сроками службы для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 28.07.2009 г. N 139/6/25 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы средств жизнеобеспечения и авиационно-спасательных средств, в том числе: Продление назначенных сроков службы защитному снаряжению летчика для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 28.07.2009 г. N 139/6/33 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов фронтовой авиации, в том числе: авторский и технический надзор, ремонт, увеличение ресурсов и сроков службы катапультных кресел и парашютных тормозных систем, в том числе Выполнение работ по переводу катапультных кресел типа Ка-36 на эксплуатацию по техническому состоянию для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 28.07.2009 г. N 139/6/26 на выполнение работ по авторскому и техническому надзору, ремонту, доработкам, модернизации, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов фронтовой авиации, в том числе: Увеличение ресурсов и сроков службы остекления, колес, тормозов, ВВР, датчиков антиюзовой автоматики, насосов, ЗКТП для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 10.07.2009 г. N 329/6/67-ЕОЗ на выполнение работ по: авторскому и техническому надзору, увеличению ресурсов и сроков службы, ремонту агрегатов вертолетов типа Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ми-26 для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году;
- от 21.10.2009 г. N 329/6/146-ЕОЗ на выполнение работ по авторскому и техническому надзору самолетов, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов типа Ту-1.60, их основных комплектующих, выполнение работ по контролю технического состояния агрегатов сотовой конструкции и ПЧВЗ, расширению допуска на эксплуатационные повреждения агрегатов сотовой конструкции планера самолетов Ту-160 по бюллетеням N 220-БЭ, N 254-БД;
- от 18.09.2009 г. N 329/6/132-ЕОЗ на выполнение работ по авторскому и техническому надзору самолетов, увеличению ресурсов и сроков службы самолетов типа Ту-160, их основных комплектующих, выполнению доработок по бюллетеням, ремонту агрегатов, а именно: выполнение работ по корректировке перечня обязательных работ на ремонт самолета Ту-160, разработка постоянного перечня работ по результатам ремонта установочной партии.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; 119160, Москва, ул. Знаменка, 19) в пользу ЗАО "Кулон-2" (ОГРН 1025001625109; 140180, МО, Жуковский, ул. Нижегородская, 16) 2000 руб. в возмещение расходов на госпошлину по апелляционной жалобе.
Председательствующий судья |
Н.В. Лаврецкая |
Судьи |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31934/2014
Истец: Министерство Обороны РФ, Минобороны РФ
Ответчик: ЗАО "Кулон-2"