г. Москва |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А41-47384/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Московской области - Володиной В.В. (представителя по доверенности от 09.01.2014 N 15/27-07), Кайдаша А.В. (представителя по доверенности от 15.05.2014 N 15/27-152),
от общества с ограниченной ответственностью "Бар Босс" - Евдокимова А.Б. (представителя по доверенности от 30.07.2014),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бар Босс" на решение Арбитражного суда Московской области от 01.10.2014 по делу N А41-47384/14, принятое судьей Денисовым А.Э.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Московской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Бар Босс" (далее - общество) к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.10.2014 требование удовлетворено: общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде 300 000 рублей штрафа.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители управления в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В ходе проверки соблюдения обществом действующего законодательства по месту нахождения ресторана общества "Веранда, 13", расположенного по адресу: Московская область, город Мытищи, Олимпийский проспект, строение 13А, зафиксирован ряд нарушений, в том числе:
- использование грибов собственного производства с признаками порчи в нарушение санитарных требований пункта 8.24 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - СП 2.3.6.1079-01), статьи 11, пункта 5 статьи 15, статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о благополучии населения), пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве продуктов), статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей);
- использование соусов и напитков собственного производства без указания даты приготовления в нарушение санитарных требований пункта 9.5 СП 2.3.6.1079-01, пункта 2 статьи 3 Закона о качестве продуктов, статьи 5 Закона о защите прав потребителей;
- хранение продукции, используемой в приготовлении блюд, на полу, навалом, без подтоварников, с нарушением товарного соседства, что не соответствует требованиям пунктов 7.7, 7.8, 7.9, 7.11, 715, 8.24 СП 2.3.6.1079-01 (акт от 03.07.2014 N 92 с приложенными фотографиями).
Усмотрев в связи с этим в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, управление 03.07.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Удовлетворяя требование управления и привлекая общество к административной ответственности по частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно положениям статьи 1 Закона о качестве продуктов безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В части 2 статьи 3 указанного Закона установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, не соответствующие требованиям нормативных документов; имеющие явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
В соответствии со статьей 11 Закона о благополучии населения индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Пунктом 5 статьи 15 Закона о благополучии населения предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона о благополучии населения на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона о благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как следует из заявления управления, обществу вменяется нарушение требований СП 2.3.6.1079-01.
Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения.
Согласно пункту 7.7 СП 2.3.6.1079-01 поступающие в организации продовольственное сырье и пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной, чистой таре.
Согласно пункту 7.8 СП 2.3.6.1079-01 для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организации запрещается принимать: продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность; мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства; рыбу, раков, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства; непотрошеную птицу (кроме дичи); яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, утиные и гусиные яйца; консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток; крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями; овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили; грибы несъедобные, некультивируемые съедобные, червивые, мятые; пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности; продукцию домашнего изготовления.
Согласно пункту 7.9 СП 2.3.6.1079-01 продукты следует хранить в таре производителя (бочки, ящики, фляги, бидоны и др.), при необходимости - перекладывать в чистую, промаркированную в соответствии с видом продукта производственную тару.
Согласно пункту 7.11 СП 2.3.6.1079-01 продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты.
Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших организациях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах).
При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.).
Согласно пункту 7.15 СП 2.3.6.1079-01 субпродукты хранят в таре поставщика на стеллажах или подтоварниках.
Согласно пункту 8.24 СП 2.3.6.1079-01 для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организациях запрещается: изготовление и продажа изделий из мясной обрези, свиных баков, диафрагмы, крови, рулетов из мякоти голов; изготовление макарон по-флотски; использование творога из непастеризованного молока; приготовление блинчиков с творогом из непастеризованного молока; использование сырого и пастеризованного фляжного молока в натуральном виде без предварительного кипячения; переливание кисломолочных напитков (кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин и др.) из потребительской тары в котлы - их порционируют непосредственно из бутылок, пакетов в стаканы или подают на раздачу в заводской упаковке; использование простокваши-самокваса в качестве напитка, приготовление из него творога; приготовление консервов овощных, мясных, рыбных, грибных в герметичной таре; приготовление кисломолочных напитков, производство пива, алкогольных и безалкогольных напитков; приготовление сушеной и вяленой рыбы; изготовление сухих грибов.
Согласно пункту 9.5 СП 2.3.6.1079-01 запрещается оставлять на следующий день: салаты, винегреты, паштеты, студни, заливные блюда, изделия с кремом и др. особо скоропортящиеся холодные блюда (кроме тех видов, сроки годности на которые пролонгированы органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке); супы молочные, холодные, сладкие, супы-пюре; мясо отварное порционированное для первых блюд, блинчики с мясом и творогом, рубленые изделия из мяса, птицы, рыбы; соусы; омлеты; картофельное пюре, отварные макароны; напитки собственного производства.
Несоблюдение обществом указанных санитарных правил подтверждается материалами административного дела, в том числе и фотоматериалом.
Вместе с тем в данном случае несоблюдение требований технических регламентов и требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, не вменялось обществу.
Общество правомерно возражало против квалификации вмененных обществу нарушений по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ: несоблюдение указанных санитарных правил является нарушением в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, предусмотрена статьей 6.6 КоАП РФ.
Квалифицирующим признаком состава правонарушения по статье 6.6 КоАП РФ является место нарушения санитарных требований - в столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах, специально оборудованных, в том числе для приготовления пищи и напитков, их хранения и реализации населению.
В данном случае место, в котором выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований (кухня ресторана "Веранда, 13"), является помещением общественного питания.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд пришел к выводу о том, что факты нарушения обществом, осуществляющим деятельность в сфере общественного питания, норм санитарных правил, в том числе содержащих требования к пищевым продуктам, должны быть квалифицированы по статье 6.6 Кодекса.
В силу части 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.6 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В данном случае дело об административном правонарушении передано управлением на рассмотрение арбитражного суда. При этом вмененные обществу нарушения допущены им при осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае выявленные правонарушения подтверждаются материалами проверки, в том числе фотоматериалом.
В частности, из имеющихся в материалах дела фотографий следует, что на кухне ресторана общества выявлены консервы грибные (в стеклянной банке) собственного изготовления (л.д. 14) без каких-либо обозначений (только лишь с бумажной наклейкой с надписью, выполненной от руки "900 г.").
Ссылка общества на отсутствие доказательств того, что выявленные на кухне ресторана общества грибы были испорчены, отклоняется апелляционным судом ввиду того, что согласно пункту 8.24 СП 2.3.6.1079-01 запрещается приготовление консервов грибных в герметичной таре (для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организациях).
Тем самым, не имеет значение, были ли консервы грибные, выявленные на кухне ресторана общества, испорченными или нет.
Ссылка общества на то, что найденная на кухне ресторана общества бутылка не содержала воду (а не сок собственного изготовления, как установило управление), опровергается фотоматериалом (л.д. 10): на фотография запечатлена пластиковая бутылка с жидкостью непрозрачного цвета без каких-либо обозначений, за исключением бумажной наклейки с датой 23.06.2014. При этом проверка ресторана общества проводилась, начиная с 26.06.2014.
Между тем пунктом 9.5 СП 2.3.6.1079-01 установлен запрет оставлять на следующий день напитки собственного производства.
Ссылка общества на то, что выявленные продукты были оставлены на кухне ресторана общества сотрудниками ресторана и предназначались для их потребностей, отклоняется судом как голословная. Кроме того, нахождение этих продуктов, не отграниченной от иных продуктов, на кухне ресторана общества допускало возможность их предоставления посетителям данного ресторана, использования для приготовления блюд, предназначенных для последних.
Что касается выявления на кухне ресторана общества продуктов в таре без маркировки, требуемой в силу закона, то подобные нарушения могли быть квалифицированы исходя из материалов настоящего дела по статье 15.12 КоАП РФ (производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации), однако, рассмотрение дел о таких административных правонарушениях не отнесено КоАП РФ к полномочиям арбитражных судов.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению установленных требований либо невозможности их соблюдения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения общества к административной ответственности управлением соблюден, в ходе производства по делу об административном правонарушении общество не было лишено процессуальных гарантий и могло реализовать процессуальные права как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Годичный срок привлечения к административной ответственности по статье 6.6 КоАП РФ не пропущен.
Минимальный размер штрафа по санкции данной статьи КоАП РФ составляет для юридических лиц 20 000 рублей штрафа.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ), в действиях общества не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.10.2014 по делу N А41-47384/14 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Бар Босс", расположенное по юридическому адресу: 127273, г. Москва, ул. Олонецкая, д. 23 (ОГРН: 1087746450923; ИНН:7715694889) к ответственности, предусмотренной статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде 20 000 рублей штрафа.
Реквизиты штрафа: получатель - УФК по Московской области (управление Роспотребнадзора по Московской области), р/с N 40101810600000010102, ИНН 5029036866, Банк получателя - Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва, КБК - 14111601000016000140, КПП 502901001, БИК 044583001, ОКТМО 46634101.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47384/2014
Истец: Управление Роспотребнадзора по Московской области
Ответчик: ООО "Бар Босс"
Третье лицо: ООО "Бар Босс"