г. Пермь |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А60-26797/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя - Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление" (ОГРН 1026605253025, ИНН 6608002732): Ткаченко Л.Ю., паспорт, доверенность от 09.01.2014,
от заинтересованного лица - Ленинского районного отдела г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области (ОГРН 1046603570562, ИНН 6670073012): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 октября 2014 года
по делу N А60-26797/2014,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление"
к Ленинскому районному отделу г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ленинского районного отдела г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области от 03.10.2013 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 октября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на отсутствие состава в действиях предприятия вменяемого административного правонарушения. Полагает, что срок на обжалование оспариваемого постановления от 03.10.2013 мог быть восстановлен судом, по причине наличия уважительных причин его пропуска.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа N АС 049101061 от 24.10.2012 года судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области 12.11.2012 года возбуждено исполнительное производство N 39167/12/04/66, предмет исполнения: обязать ООО "УралмашСтройКомплекс" и ЕМУП "Трамвайно-троллейбусное управление" в срок до 30.09.2012 г. произвести в нежилом помещении - строительный номер 3, общей площадью по проекту 78,0 кв.м, расположенном в цокольном этаже в десятиэтажной секции трехсекционного многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями офисов в цокольном и на первом этаже и частью встроено-пристроенной подземной автостоянки - второй пусковой комплекс по адресу: г. Екатеринбург, ул. Чайковского 16, следующие работы: устройство входной группы вместо оконного проема между осями М/3 -М/2, ревизию дверей и устраняют имеющиеся недостатки, выполняют устройство ламината и обоев, устанавливают клапан системы канализации.
15.01.2013 судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
По факту неисполнения требования исполнительного документа в срок до 16.09.2013 судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области Давлетшиной Е.Н. 18.09.2013 г. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Начальником отдела - старшего судебного пристава Ленинского районного отдела УФССП по Свердловской области Хусаиновым Р.М. 03.10.2013 вынесено постановление о привлечении должника - ЕМУП "Трамвайно - троллейбусное управление" по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп. На основании постановления б/н от 20.12.2013, исполнителньое производство N 33482/13/04/66 от 20.12.2013, вышеуказанное постановление исполнено 23.12.2013 г. (п/п N 436).
Считая привлечение к административной ответственности необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, пропуска срока для обращения в суд с требованием об обжаловании постановления от 03.10.2013.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными. В то же время законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска в тех или иных случаях. Следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О разъяснил, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Из представленных в материалы дела документов следует, что у заявителя имелись объективные препятствия для обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 03.10.2013 в связи с неоднократным обращением за защитой нарушенного права в иные суды. Суд апелляционной инстанции находит причины пропуска для обращения в суд с заявлением уважительными.
С учетом того, что восстановление судом срока на обжалование не нарушает прав и законных интересов, как заявителя, так и заинтересованного лица, следовательно, ходатайство в целях реализации права предприятия на судебную защиту о восстановлении срока, по мнению суда апелляционной инстанции, подлежит удовлетворению.
При рассмотрении вопроса о законности оспариваемого постановления о привлечении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление" к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и ст. 116 настоящего Федерального закона.
В ч. 1, ч. 2 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
В силу ст. 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт неисполнения заявителем требования исполнительного документа в срок (до 16.09.2013), установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч.3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исходя из смысла и содержания указанных норм следует, что принимая постановление о привлечении общества к административной ответственности, административный орган должен был доказать не только факт совершения административного правонарушения, но и вину общества в его совершении.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что в нем изложено только описание события административного правонарушения, однако обстоятельства, указывающие на вину юридического лица, привлекаемого к ответственности, административным органом не исследованы и не отражены в оспариваемом постановлении.
Из оспариваемого постановления не видно, что административным органом исследовались причины неисполнения заявителем требований исполнительного документа, какие зависящие от заявителя меры не были приняты, имелась ли у предприятия соответствующая возможность по исполнению требований исполнительного документа в сроки, устанавливаемые судебным приставом, являлись ли данные сроки достаточными, с учетом конкретных обстоятельств. Оспариваемое постановление не содержит указания на то, в чем состоит вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения, с учетом возражений привлекаемого к ответственности лица.
В нарушение ст. 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении административного органа не указано, в чем конкретно состоит вина заявителя, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие вины заявителя в совершении правонарушения, и соответственно, наличие состава административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление Ленинского районного отдела г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области от 03.10.2013 является незаконным и необоснованным.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 октября 2014 года по делу N А60-26797/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление старшего судебного пристава Ленинского районного отдела судебных приставов г.Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области от 03.10.2013 о привлечении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление" к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-26797/2014
Истец: Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: Ленинский районный отдел г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области