город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2014 г. |
дело N А32-22115/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 02.07.2014 Соколова Л.А., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройгазмонтаж"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2014
по делу N А32-22115/2014, принятое судьей Чесноковым А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройгазмонтаж"
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройгазмонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным предписания от 14.03.2014 N 26-48с/104-14.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что суду не представлено доказательств того, что административным органом в нарушение законодательства принято оспариваемое предписание и нарушены права и интересы заявителя.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройгазмонтаж" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2014 отменить. В апелляционной жалобе общество указывает, что перечисленные в предписании нарушения не позволяют определить требуемые действия для исполнения предписания. Также, по мнению общества, суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно - при вынесении решения не было учтено решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-56090/2014, которым отменено постановление о привлечении к административной ответственности по административному делу.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Представитель общества с ограниченной ответственностью "Стройгазмонтаж" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения (приказа) от 21.01.2014 N 457-Р, и приказа от 18.02.2014 N 196-П о проведении плановой, выездной проверки, согласно программе проверок от 19.12.2012, проведены мероприятия по осуществлению государственного строительного надзора на объекте капитального строительства - "КС "Русская" (1-ая очередь) Южно-Европейского газопровода", расположенного по адресу: Краснодарский край, муниципальное образование город-курорт Анапа.
ООО "СТРОЙГАЗМОНТАЖ" является генеральным подрядчиком при строительстве объекта капитального строительства: "КС "Русская" (1-ая очередь) Южно-Европейского газопровода", расположенным по адресу: Краснодарский край, муниципальное образование город-курорт Анапа, на основании договора от 31.10.2012 N СГМ12-061 заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Питер Газ".
В результате указанной проверки установлено, что строительство вышеуказанного объекта капитального строительства осуществляется ООО "Стройгазмонтаж" с нарушениями требований градостроительного законодательства Российской Федерации.
Административным органом 14.03.2014 составлен Акт проверки от N 26-48с/104-14 в котором отражены выявленные нарушения, а именно:
1. Обществом не проведен входной контроль рабочей документации в части соответствия технических решений содержащихся в проектной документации получившей положительное заключение государственной экспертизы N 1074-12/ГГЭ-8042/02 от 16.11.2012 ФАУ "Главгосэкспертиза России".
2. Выполнен монтаж Резервуара - накопителя дождевых сточных вод с отклонениями от проектной документации, а именно: - толщина стен данного резервуара составляет 250 мм, проектом предусмотрено 350 мм; - покрытие резервуара, выполненное монолитной плитой имеет толщину 250 мм, проектом предусмотрено 200 мм.
3. Выполнен монтаж Очистных сооружения сточных вод с отклонениями от проектной документации, а именно: - монолитная железобетонная плита перекрытия подземных резервуаров имеет толщину 250 мм, проектом предусмотрено 200 мм; - одноэтажное здание очистных сооружений имеет размеры в осях 12,0х36.0-м проектом предусмотрено 12,0х30,0-м; - толщина стен данных резервуаров составляет 250 мм, проектом предусмотрено 300 мм; - толщина днища данных резервуаров составляет 500 мм, проектом предусмотрено 400 мм.
4. Выполнен монтаж Аварийной дизельной электростанции (АДЭС), расходного склада дизтоплива, АДЭС электростанции собственных нужд (ЭСН) с отклонениями от проектной документации, а именно: - фундаменты под блок-боксы АДЭС и АДЭС ЭСН выполнены с монолитным покрытием, проектом предусмотрены сборные железобетонные плиты по ГОСТ 21924.2-84; - основание под фундаменты под блок-боксы АДЭС и АДЭС ЭСН выполнено: геотекстиль, песчаная подушка 350 мм, бетонная подготовка, монолитная ж/б плита Пм1 200 мм, минераловатные плиты 50 мм, проектом предусмотрена подушка из щебня толщиной 500 мм (измельченный местный материал - мергель со следующими характеристиками: kcom=0,95, модуль деформации не менее Е=40 МПа, условное расчетное сопротивление не менее R0=0,4 МПа).
5. Выполнен монтаж Резервуара противопожарного запаса воды V=500 м3 (2 шт.) в обваловке с отклонениями от проектной документации, а именно: - смонтированные резервуары имеют размеры 9,5х15,5-м, проектом предусмотрены размеры резервуаров 6,0х12,0-м; - монолитные железобетонные стены резервуаров имеют толщину 250 мм, проектом предусмотрены стены резервуаров толщиной 200 мм; - плиты покрытия резервуаров имеют монолитное покрытие, проектом предусмотрены - ребристые, размером 6,0х3,0 м по серии 3.900.1-10; - основание данных резервуаров выполнено из щебня, проектом предусмотрены - подушка из измельченного местного материала - мергеля, со следующими характеристиками: kcom=0,95, модуль деформации не менее Е=40 МПа, условное расчетное сопротивление не менее R0=0,4 МПа.
6. Выполнен монтаж Насосной станции противопожарного водоснабжения с отклонениями от проектной документации, а именно: - грунтовое основание приямка выполнено из ПГС высотой 500 мм, и Геотекстиля "Дорнит" р=500-600г/мI, проектом предусмотрен насыпной грунт - щебень из мергеля с коэффициентом уплотнения kcom=0,95, модулем деформации не менее Е=40 МПа, условным расчетным сопротивлением не менее R0=0,4 МПа.
7. Выполнен монтаж Пожарного поста с отклонениями от проектной документации, а именно: - основание фундаментов выполнено с песка мелкого, проектом предусмотрен насыпной грунт - щебень из мергеля с коэффициентом уплотнения kcom=0,95, модулем деформации не менее Е=40 МПа, условным расчетным сопротивлением не менее R0=0,4 МПа
8. Выполнен монтаж Склада масел в таре с отклонениями от проектной документации, а именно: - данный подобъект имеет размеры 24х12м, проектом предусмотрены размеры 12х18м.
9. Выполнен монтаж Проходной с узлом связи с отклонениями от проектной документации, а именно: - в основании фундаментной плиты имеется песок модулем деформации не менее Е=15 МПа, проектом предусмотрен насыпной грунт - щебень из мергеля с коэффициентом уплотнения kcom=0,95, модулем деформации не менее Е=40 МПа, условным расчетным сопротивлением не менее R0=0,4 Мпа; - данный подобъект имеет размеры 9,6х39м, проектом предусмотрены размеры 9,6х36м.
10. Выполнен монтаж Закрытого распределительного устройства с отклонениями от проектной документации, а именно: - данный подобъект имеет размеры 9х39м, проектом предусмотрены размеры 9х30м.
11. Выполнен монтаж Ремонтно-механической мастерской с отклонениями от проектной документации, а именно: - фундамент здания РММ выполнен из Фм1-Фм16, проектом предусмотрена монолитная железобетонная плита толщиной 300 мм с монолитными балками в направлении цифровых осей, позволяющей равномерно распределять нагрузки от надземных конструкций здания; - данный подобъект имеет размеры 12х45м, проектом предусмотрены размеры 14,7х42,3-м
12. Выполнен монтаж Производственно-энергетического блока с отклонениями от проектной документации, а именно: - в основании фундаментов выполнена бетонная подготовка, проектом предусмотрен - уплотненный насыпной грунт (щебень из мергеля с kcom=0,95, модулем деформации Е=40 МПа, условным расчетным сопротивлением R0=0,4 МПа); - с целью увеличения жесткости монолитной железобетонной плиты фундамента выполнена система поперечных и продольного ребер сечением 300х600 мм и 300х600 мм под поперечными стенами, проектом предусмотрены продольное ребро сечением 300х900 мм.
13. Выполнен монтаж Административно-бытового корпуса (АБК) со встроенным противорадиационным укрытием (ПРУ) с отклонениями от проектной документации, а именно: - основание фундаментной плиты выполнено из песка модуль деформации Е=20 МПа, проектом предусмотрен насыпной грунт (щебень из мергеля с коэффициентом уплотнения kcom=0,95; модуль деформации Е=40 МПа, условное расчетное сопротивление R0=0,4 МПа); - данный подобъект имеет размеры 21х64м, проектом предусмотрены размеры 15х68м.
14. Выполнен монтаж Установки подготовки газа собственных нужды с отклонениями от проектной документации, а именно: - опорная часть Блока-контейнера выполнена из монолитного фундамента, проектом предусмотрена сборные железобетонные плиты на щебеночной подготовке.
15. Выполнен монтаж Установки очистки газа с отклонениями от проектной документации, а именно: - фундаменты под блоки пылеуловителей выполнены в виде монолитных железобетонных ростверков по буронабивным сваям диаметром 620 мм, длиной 6550 мм, проектом предусмотрены буронабивные сваи диаметром 500 мм, длиной 5,7-м.
16. Не проводится предусмотренный проектной документацией контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ - отсутствуют акты освидетельствования опалубки перед бетонированием, на следующих подобъектах: склад хранения баллонов, сварочный пост, пожарный пост, закрытое распределительное устройство, резервуар - накопитель дождевых сточных вод, производственно-энергетический блок, насосная станция противопожарного водоснабжения, установка подготовки газа, установка очистки газа, аварийная дизельная электростанция, электростанции собственных нужд, ремонтно-механическия мастерская, склад масел в таре, установка термического обезвреживания отходов, установка охлаждения газа.
17. Обществом не выполнены требования проектной документации в части проведения производственного (строительного) контроля. В ходе проведения входного контроля газоперекачивающих агрегатов ГПА зав. N N 1857, 1858, 1859, 1860(акты приемки-передачи оборудования в монтаж N 4/5/К от 04.12.2013, N 81/3/К от 08.12.2013, N 92/3/К от 29.01.2014, 02.02.2014, N 119/11/К от 02.02.2014, не было выявлено отклонения от проектных параметров, а именно: полученные газоперекачивающие агрегаты ГПА зав. N N 1857, 1858, 1859, 1860 имеют, указанную в заводском паспорте ГПА-32-01.0000-00031.2, установленную мощность 2340/310 (раб.+рез.) кВт. Проектом (стр. 45,46 проект 6976.211.002.21.16.01.01.06) предусмотрена установленная мощность по ГПА 2328/380 (раб.+ рез.) кВт.
По результатам проверки административным органом было выдано предписание от 14.03.2014 N 26-48с/104-14 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства.
Указанным предписанием обществу предписывалось до 02.06.2014 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
К объектам капитального строительства частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в ч. 3 ст. 54 названного Кодекса, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, отраженных в ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. В частности, проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда (подп. "б" п. 2 ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".
Пунктом 8 Положения установлено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 14 Положения предусмотрена выдача предписания по результатам проведенной проверки заказчику, застройщику или подрядчику в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения.
Из материалов дела усматривается, что в отношении общества с ограниченной ответственностью "Стройгазмонтаж" была проведена проверка, по результатам который были выявлены нарушения требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов при строительстве объекта капитального строительства.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обществу было выдано предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из приведенных положений нормативных актов и материалов дела усматривается, что Управление, вынося оспариваемое предписание, действовало в рамках предоставленных ему полномочий, а само предписание по содержанию соответствует предъявляемым ему действующим законодательством требованиям и не оспаривается обществом по существу.
Обязанность по соблюдению требований федеральных законов, нормативных правовых актов и нормативных документов, в том числе, строительных норм и правил, при осуществлении строительства объекта капитального строительства возложена на всех субъектов строительства в силу закона, публичная обязанность по соблюдению установленных требований подлежит выполнению всеми участниками гражданско-правовых отношений.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.
Указанное предписание от 14.03.2014 содержит перечень выявленных административным органом нарушений в семнадцати пунктах. Каждый пункт содержит указание на несоответствие действия общества приведенной норме. Во исполнение вынесенного предписания, обществу необходимо привести указанные действия в соответствие с градостроительным законодательством.
Содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю.
В апелляционной жалобе общество ссылается на отмену вынесенного предписания, в обоснование приводит факт того, что вынесенное в отношении ООО "Стройгазмонтаж" постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ отменено Арбитражным судом города Москвы.
Однако, решением Арбитражного суда города Москвы постановление Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.03.2014 N 28с-104/26 признано незаконным и отменено в связи с непредставлением материалов административного дела. То есть, судом не был исследован вопрос наличия вины в действиях общества и не были установлены обстоятельства события и состава правонарушения, которые могли бы иметь значение для установления факта неправомерности вынесенного предписания.
По существу выявленных нарушений общество предписание не оспаривает.
Доводы жалобы, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого решения.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности отказа суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2014 по делу N А32-22115/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22115/2014
Истец: ООО "СТРОЙГАЗМОНТАЖ"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Ростехнадзор