Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2015 г. N Ф09-1201/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А07-12202/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Фединой Г.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.10.2014 по делу N А07-12202/2014 (судья Юсеева И.Р.).
Глава Крестьянского фермерского хозяйства Адгамов Фархат Габдулхаевич (далее - заявитель, ГКФХ Адгамов Ф.Г.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (далее также - Администрация, заинтересованное лицо-1), Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белорецкому району и г. Белорецк (далее - Комитет, заинтересованное лицо-2) содержащим следующие требования:
- признать действия Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан и Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белорецкому району и г. Белорецк об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды незаконными;
- обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан и Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белорецкому району и г. Белорецк заключить с ГКФХ Адгамову Ф.Г. предварительный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:11:181101:450, расположенного в районе кладбища "Укшук" площадью 77 077 кв. м для организации питомника лесопосадочного материала и предварительный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 01:11:181301:1173, расположенного по Учалинскому тракту примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк, общей площадью 282 526 кв. м для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (с учётом принятого судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения заявленных требований - т. 1, л.д. 109-112).
Решением суда первой инстанции от 03.10.2014 (резолютивная часть объявлена 01.10.2014) требования ГКФХ Адгамов Ф.Г. удовлетворены. Суд признал действия Администрации и Комитета об отказе в предоставлении земельных участков в аренду незаконными. Суд обязал Администрацию направить ГКФХ Адгамову Ф.Г. проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:11:181101:450, расположенного в районе кладбища "Укшук" площадью 77 077 кв. м для организации питомника лесопосадочного материала и проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 01:11:181301:1173, расположенного по Учалинскому тракту примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк, общей площадью 282 526 кв. м для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в месячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу (т. 1, л.д. 172-184).
В апелляционной жалобе Администрация (далее - податель жалобы, апеллянт) просила решение отменить, принять новый судебный акт (т. 2, л.д. 4-6).
Апеллянт сослался на то, что в соответствии с положением о Комиссии по предварительному выбору земельных участков юридическим лицам и гражданам предоставляется срок для дальнейшего оформлении документов - 1 год. Глава КФХ Адгамов Ф.Г. в установленный срок оформленные документы для заключения договора аренды земельного участка не представил. 20.01.2014 от главы Администрации городского поселения город Белорецк поступило обращение об отмене ранее принятого решения о предоставлении заявителю спорного земельного участка, который попадает в зону мест общего пользования для размещения парковой зоны. На основании изложенного заявителю было отказано в заключении договора аренды на земельный участок, расположенный в районе кладбища "Укшук" площадью 77 077 кв.м. для организации питомника лесопосадочного материала.
К дате судебного заседания Глава КФХ Адгамов Ф.Г. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.04.2010 комиссией по предварительному выбору земельных участков для строительства и иных целей, государственная собственность на которые не разграничена на территории Белорецкого района и г. Белорецк юридическим лицам гражданам было рассмотрено заявление Главы КФХ Адгамова Ф.Г. о выделении земельного участка площадью ориентировочно 8 га для организации питомника лесопосадочного материала (сосна, ель, кедр, пихта, голубая ель) в районе кладбища "Укшук" в г. Белорецк Республики Башкортостан и для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Комиссией было принято положительное решение. Срок аренды испрашиваемого земельного участка 5 лет (протокол N 7 от 14.04.2010, пункт 13 - т.1 л.д. 24).
Постановлением Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 05.09.2012 N 3625 (т. 1 л.д. 29) был утвержден проект границ земельного участка и установлен разрешенный вид использования земельного участка - для организации питомника лесопосадочного материала (сосна, ель, кедр, пихта, голубая ель).
Со ссылкой на ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), на основании протокола совещания комиссии по предварительному выбору земельных участков для строительства и иных целей, государственная собственность на которые не разграничена на территории Белорецкого района и г. Белорецк и г. Белорецка юридическим лицам и гражданам N 12 от 17.06.2009, Администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан было вынесено постановление от 08.11.2010 N 4103 "О публикации сообщения о наличии предназначенных для передачи гражданам и юридическим лицам земельных участков" для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (т. 1 л.д. 30).
В соответствии с указанным постановлением Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белорецкому району и городу Белорецк было предписано подготовить публикацию сообщения о наличии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для использования в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сроком на 10 лет по адресу: Республика Башкортостан, примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк, общей площадью 282526 кв. м.
Данное сообщение о приеме заявления от населения для предоставления указанного земельного участка в аренду было опубликовано в газете "Белорецкий рабочий" от 27.11.2010.
По итогам приема заявлений на представление земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства 13.01.2011 на заседании комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков на территории Белорецкого района и г. Белорецк был составлен протокол N 05 (т. 1 л.д. 31).
Согласно протоколу N 05 от 13.01.2011 комиссией было решено предоставить земельный участок в аренду сроком на 10 лет, для использования в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства по адресу: Республика Башкортостан, примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк, общей площадью 282526 кв. м. Адгамову Фархату Габдулхаевичу.
Кроме того, указанным протоколом было предписано заключить договор аренды на вышеуказанный земельный участок с Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белорецкому району и городу Белорецк; обеспечить государственную регистрацию договора аренды земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Адгамовым Ф.Г. были приняты меры для сбора соответствующих документов и оформления указанных земельных участков в аренду, в том числе, были заключены договоры подряда N 225 и N 226 от 19.06.2012 на проведение кадастровых работ обществом с ограниченной ответственностью "СпецПроект".
Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет (л.д.68-71 т.1).
Глава КФХ Адгамов Ф.Г. 18.04.2013 обратился в Администрацию с просьбой оформить договоры аренды данных земельных участков (т.1 л.д. 32,33).
Администрация в письме УП47 от 13.05.2014 (т. 1 л.д. 35) сообщила, что 16.04.2014 земельной комиссией было отказано в предоставлении участка для сенокошения по адресу: Республика Башкортостан, примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк, общей площадью 282526 кв. м.
Указанное письмо расценено судом первой инстанции в качестве отказа заявителю в предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белорецкому району и городу Белорецк вынесено решение об отказе в предоставлении земельных участков от 27.05.2014 N 02-21/862 (т.1 л.д. 23) со ссылкой на нахождение участка в планируемой парковой зоне, а также на истечение срока действия протокола комиссии по предварительному выбору земельного участка.
Заявитель полагая, что заинтересованными лицами неправомерно отказано в предоставлении земельного участка в аренду, а такие действия нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, Глава КФХ Адгамов Ф.Г. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий Администрации и Комитета, выразившихся в отказе в предоставлении земельных участков в аренду.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения и действия (бездействия) лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения (пункт 5 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Таким образом, законодатель предоставил лицам, осуществляющим деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Как следует из пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Названный Закон определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Согласно статье 82 ЗК РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям и другим субъектам, не являющимся фермерскими хозяйствами, устанавливаются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в пункте 1 статьи 81 ЗК РФ не упомянут и не подлежит применению в настоящем деле.
Статьей 11 Федерального закона N 74-ФЗ предусмотрена возможность предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
На основании приведенных норм апелляционный суд исходит из того, что ведение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется, в том числе, на землях сельскохозяйственного назначения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться в аренду крестьянским фермерским хозяйствам без изменения вида разрешенного использования - для сельскохозяйственных целей. Указанное обусловлено тем, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" и вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" имеют аналогичный правовой режим, в связи с чем, земельные участки могут использоваться для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без изменения вида разрешенного использования этих земельных участков - для сельскохозяйственных целей.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7865/13 от 19.11.2013.
Объектом формирования и предоставления заявителю являлись земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена: с кадастровым номером 02:11:181101:450, расположенный в районе кладбища "Укшук" площадью 77 077 кв. м для организации питомника лесопосадочного материала, и с кадастровым номером 01:11:181301:1173, расположенный по Учалинскому тракту примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк, общей площадью 282 526 кв. м для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Материалами дела подтвержден тот факт, что сообщение о приеме заявления от населения для предоставления указанного земельного участка в аренду было опубликовано в газете "Белорецкий рабочий" от 27.11.2010.
Материалами дела подтверждается, что заявителем соблюден порядок обращения в Администрацию с заявлениями о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду. Сведений о поступлении других заявок материалы дела не содержат.
Учитывая, что спорные земельные участки образованы в результате проведенных кадастровых работ, по результатам опубликования информации о предоставлении этих земельных участков других заявлений не поступало, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные земельные участки подлежали предоставлению в аренду заявителю с соблюдением процедур, установленных ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Апелляционный суд, проверив совершенные в отношении спорного земельного участка действия сторон на предмет их соответствия приведенным выше положениям Федерального закона N 74-ФЗ, не усматривает каких либо нарушений.
Ссылка заинтересованного лица в обоснование отказа в предоставлении земельного участка в аренду на то, что на испрашиваемом земельном участке планируется парковая зона, не подкреплена доказательствами. Администрацией генеральный план застройки города Белорецк не представлен, доказательства наличия и местонахождения планируемого парка также не представлены.
Также основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду не может служить истечение срока, установленного в пункте 11 Положения о Комиссии, так как в положении этот срок связан лишь с подготовкой документов.
Принимая во внимание статьи 4, 8, 9, 49, 65, 200 АПК РФ (состязательность, равноправие, бремя доказывания), императивные требования статьи 34 ЗК РФ, отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа в предоставлении земельного участка следует признать правильным.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
Суд первой инстанции правомерно, с учётом правил пункта 5 статьи 34 ЗК РФ возложил на орган местного самоуправления обязанность направить Главе КФХ Адгамову Ф.Г. проекты договоров аренды земельных участков.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
При таких обстоятельствах решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.10.2014 по делу N А07-12202/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.А. Федина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12202/2014
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2015 г. N Ф09-1201/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Адгамов Фархат Габдулхаевич
Ответчик: Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ СОБСТВЕННОСТЬЮ МИНИСТЕРСТВА ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО БЕЛОРЕЦКОМУ РАЙОНУ И ГОРОДУ БЕЛОРЕЦКУ