г. Саратов |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А12-27351/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина,110, ОГРН 1123459007374, ИНН 3442123614)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 сентября 2014 года по делу N А12-27351/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пономарев А.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина,110, ОГРН 1123459007374, ИНН 3442123614 )
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (далее заявитель, общество, комбинат) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (далее Управление, административный орган) N 118-6/2014-ВН от 15 июля 2014 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 19 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Закрытое акционерное общество "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 19 ноября 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь", Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в июне 2014 года Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ЗАО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь", в ходе которой установлено отсутствие установленной санитарно-защитной зоны; отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
По результатам проверки постановлением Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры от 30.06.2014 года в отношении ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 15.07.2014 N 118-6/2014-ВН ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ к административному штрафу в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения в области охраны окружающей природной среды.
Объективная сторона правонарушения характеризуется деянием (действием или бездействием), выражающемся в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются лица, нарушающие требования законодательства об охране водных объектов, что может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесен сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты (часть 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды)
В силу части 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно статье 1 Водного кодекса РФ под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
Статьей 44 ВК РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 55 ВК РФ).
В силу части 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (пункт 1 части 6 статьи 60 ВК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области окружающей среды.
Как следует из п.2.2 Устава ЗАО "ВМК "Красный Октябрь", утв. решением N 21 единственного акционера от 14.01.2014 г., основными видами хозяйственной деятельности общества являются:
- производство и реализация металлопродукции;
- производство и реализация товаров народного потребления;
- производство услуг промышленного характера и населению;
- производство продуктов переработки промышленных отходов;
- подготовка металлолома и т.д.
Для осуществления хозяйственной деятельности, заявленной в уставных документах, комбинат имеет в собственности следующие производственные помещения, цеха, здания: цех водонефтеснабжения в составе 17 зданий и 10 сооружений общей площадью 21932, 1 кв.м: здание бытовых помещений "мартен" площадью 2690, 3; цех ремонта металлургического оборудования в составе 13 зданий и помещения генератора площадью 10103,2 кв.м; теплосиловой цех в составе 18 зданий с производственными помещениями и складами на общей площади 14866,4 кв.м; цех благоустройства в составе 3 сооружений площадью 1645,2 кв.м; железнодорожный цех в составе 25 зданий и 2 сооружения на общей площади 14295,9 кв.м; копровый цех в составе 8 зданий с производственными постройками и 3 сооружения на общей площади 49607,2 кв.м; электростаоеплавильный цех - 3 в составе 5 зданий на площади 28144,5 кв.м; ремонтно - механический цех в составе 4 зданий и дымовой трубы на площади 8800,6 кв.м; листопрокатный цех в составе одного сооружения на площади 613,7 кв.м; газоспасательная станция в составе одного здания общей площадью 102,3 кв.м; обжимно-крупносортный цех в составе 16 зданий и 9 сооружений площадью 69072,1 кв.м; цех производства извести и люнкеритов в составе 4 зданий общей площадью 12991,8 кв.м; электросталеплавильный цех - 2 в составе 11 зданий общей площадью 2391,8 кв.м; здание - термический пролет общей площадью 2768,9 кв.м; здание газоочистки общей площадью 224,2 кв.м; главный корпус цеха, резервуар аварийного слива масла от печей общей площадью 24073,2 кв.м; сооружение - дымовая труба газоочистки неорганизованных выбросов общей площадью 10,7 кв.м; сооружение - дымовая труба от термической печи N 3,4 общей площадью 13,8 кв.м; сооружение - дымовая труба от термической печи N 1,2 общей площадью 23,7 кв.м; здание газоочистки неорганизованных выбросов печей общей площадью 141,7кв.м; здание газоочистки неорганизованных выбросов печей общей площадью 32167 кв.м; здание механической мастерской общей площадью 393,1 кв.м.
При рассмотрении спора судами установлено, что комбинат является водопользователем, при этом осуществляет сброс тало - дождевых сточных вод с территории цехов "Южной группы" без очистки в коллектор "Банный" и далее в поверхностный водный объект - р.Волга. Поверхностные сточные воды с территории цехов "Южной группы" по закрытому самотечному канализационному коллектору поступают в водовыпуск "Банный" в трех точках, четвертая точка выпуска в настоящее время не функционирует.
Существующая самотечная сеть дождевой канализации заявителя находится в рабочем состоянии, для сбора поверхностного стока на предприятии к сети подключены 43 дождеприемника. По сведениям об использовании воды (отчет формы N 2-ТП водхоз, объем сброса с территории цехов "Южной группы" через указанный водовыпуск за 2013 г. составил 46,05 тыс. куб.м/год.
Вместе с тем, комбинат в нарушение указанных требований законодательства допускает сброс неочищенных сточных вод без разработанного и утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект и без соответствующего разрешения на указанный сброс.
Сброс сточных вод обществом в водный объект не обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды (ст. 1 Закона), что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Доводы общества о том, что ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" не является абонентом, для которого устанавливаются нормативы допустимых сбросов, правомерно не приняты судом первой инстанции в силу нижеследующего.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 1 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Таким образом, ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" применительно к данной ситуации (водовыпуск в банный) не является абонентом, для которого устанавливаются нормативы допустимых сбросов, в соответствии с Федеральным законом о 07.12.2011 г. "О водоснабжении водоотведении". В данном случае нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект р.Волга, через водовыпуск банный, регламентированы Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч. 5 ст. 2 указанного закона, отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Нормой ст. 47 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определено, что нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 г. N 20 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, показатели которых по отдельным веществам, содержащимся в сточных водах ЗАО ВМК "Красный Октябрь" в 2013 г., были превышены, что подтверждается предоставленной в материалах дела отчетностью по форме 2-ТП-Водхоз, а также справкой к форме 2-ТП-Водхоз за период 01.10- 31.12.2013 (по отдельным веществам): Концентрация загрязняющего вещества (справка ЗАО ВМК "Красный Октябрь"): Цинк -0,113 мг/дм при норме ПДК 0,01 мг/дм3; Медь - 0,029 мг/дм3 при норме ПДК 0,001 мг/дм3; Нефтепродукты - 0,114 мг/дм при норме ПДК 0,005 мг/дм3.
При таких обстоятельствах, осуществление ЗАО ВМК "Красный Октябрь" сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в р. Волга привело к нарушению требований к охране водного объекта, которое может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение.
Довод заявителя о том, что не установлен собственник коллектора городского водовыпуска "Банный", не определены абоненты коллектора куда попадают сточные воды Краснооктябрьского и Дзержинского районов также является несостоятельным, поскольку в рассматриваемом случае, независимо от того, кому принадлежит коллектор городского водовыпуска "Банный" и абоненты коллектора куда попадают сточные воды, факт сбросов вредных загрязняющих веществ в водный объект р.Волга ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" через указанный коллектор установлен, подтвержден материалами административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Следовательно, вина ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в минимальном размере. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 сентября 2014 года по делу N А12-27351/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27351/2014
Истец: ЗАО "ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области