г. Москва |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А41-42363/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Немчиновой М.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от Администрации городского округа Химки Московской области - Башлыков Р.В. по доверенности от 13.08.2013 N 50АА459318,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.10.2014 по делу N А41-42363/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
по заявлению Администрации городского округа Химки Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права и обязании зарегистрировать право собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Химки Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) об отказе в государственной регистрации, оформленное в виде сообщения от 02.07.2014 N 10/040/2014-214; признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации, оформленное в виде сообщения от 02.07.2014 N 10/040/2014-216; обязании Управление Росреестра по Московской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности администрации на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010305:4301, общей площадью 8297 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для эксплуатации зданий и сооружений (административное здание (бассейн), трибуна "Родина", футбольное поле)", адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д. 4а; обязании Управление Росреестра по Московской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности администрации на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010305:4302, общей площадью 28870 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для эксплуатации зданий и сооружений (административное здание (бассейн), трибуна "Родина", футбольное поле)", адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д. 4а.
В качестве заинтересованного лица, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует - Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.10.2014 по делу N А41-42363/14 заявленные требования удовлетворены (л.д. 99-102).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010305:36, общей площадью 37167 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для эксплуатации зданий и сооружений (административное здание (бассейн), трибуна "Родина", футбольное поле)", расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д. 4а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.05.2013 серии 50 АЕ N 322787 (л.д. 17).
21.02.2014 администрацией вынесено постановление N 178 "Об утверждении выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010305:36, площадью 37 167 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д.4а", которым утверждена выполненная на кадастровой карте территории городского округа Химки схема раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010305:36, площадью 37 167 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д.4а, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для эксплуатации зданий и сооружений (административное здание (бассейн), трибуна Родина", футбольное поле)" 9л.д. 20).
27.04.2014 на государственный кадастровый учет поставлены два земельных участка, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010305:36, площадью 37 167 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д.4а, а именно: земельный участок площадью 8297 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 50:10:0010305:4301 и земельный участок площадью 28870 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 50:10:0010305:4302, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 28.04.2014 (9л.д. 18-19).
12.05.2014 администрация обратилась в орган, осуществляющий государственную регистрацию, с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0010305:4301, 50:10:0010305:4302.
Сообщением Управления Росреестра по Московской области от 02.07.2014 N 10/040/2014-214 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровыми номерами 50:10:0010305:4301 на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 и пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) (л.д. 21-23).
Сообщением Управления Росреестра по Московской области от 02.07.2014 N 10/040/2014-216 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровыми номерами 50:10:0010305:4302 на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статиь 20 и пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) (л.д. 24-26).
Указанные решения органа, осуществляющего государственную регистрацию, мотивированы тем, что на государственную регистрацию не представлены документы, устанавливающие право собственности Городского округа Химки Московской области на земельные участки.
Ссылаясь на незаконность решений Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации, оформленные в виде сообщений N 10/040/2014-214 от 02.07.2014 и N 10/040/2014-216 от 02.07.2014, администрация обратилась в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности решений Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
В соответствии со статьей 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления ил организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статьей 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 18 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
На основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения заявителя о орган, осуществляющий государственную регистрации, для проведения регистрационных действий - регистрация права собственности, послужил раздел земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010305:36, площадью 37 167 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д.4а", в результате которого образованы два земельных участка площадью 8297 кв. м с кадастровым номером 50:10:0010305:4301 и площадью 28870 кв. м с кадастровым номером 50:10:0010305:4302.
Вопросы образования земельных участков и их регистрация регулируются соответственно главой 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 22.2 Закона о регистрации, согласно которым образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов власти или органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации), и эти же решения являются основанием для государственной регистрации прав собственности на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
В соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. При этом при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В силу пункта 2 статьи 22.2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица.
Как следует из материалов дела собственник земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010305:36 принял решение в соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации о его разделе.
В регистрирующий орган заявителем 12.05.2014 предоставлено постановление от 21.02.2014 N 178 "Об утверждении выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010305:36, площадью 37 167 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д.4а", которым утверждена выполненная на кадастровой карте территории городского округа Химки схема раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010305:36, площадью 37 167 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д.4а, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для эксплуатации зданий и сооружений (административное здание (бассейн), трибуна Родина", футбольное поле)".
Данное постановление не оспорено, не признано недействительным в установленном порядке, является действующим.
Как усматривается из материалов дела во исполнение названного постановления в отношении образуемых земельных участков был проведен государственный кадастровый учет с присвоением этим участкам кадастровых номеров: 50:10:0010305:4301 и 50:10:0010305:4302.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, как правомерно установлено судом первой инстанции оспариваемые решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации, оформленные в виде сообщений от 02.07.2014 N 10/040/2014-214 и от 02.07.2014 N 10/040/2014-216, являются необоснованными, поскольку заявитель представил на государственную регистрацию все необходимые документы в соответствии со статьями 16, 17 Закона о государственной регистрации, отвечающие требованиям статьи 18 Закона о государственной регистрации, что подтверждается материалами дела.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности и необоснованности оспариваемых решений Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации, оформленных в виде сообщений от 02.07.2014 N 10/040/2014-214 и от 02.07.2014 N 10/040/2014-216, не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления Росреестра по Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции правомерно обязал Управления Росреестра по Московской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности администрации на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010305:4301, общей площадью 8297 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для эксплуатации зданий и сооружений (административное здание (бассейн), трибуна "Родина", футбольное поле)", адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д. 4а и зарегистрировать право собственности Администрации городского округа Химки на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010305:4302, общей площадью 28 870 кв.м., категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для эксплуатации зданий и сооружений (административное здание (бассейн), трибуна "Родина", футбольное поле)", адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д. 4а.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 9 октября 2014 года по делу N А41-42363/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42363/2014
Истец: Администрация городского округа Химки Московской области
Ответчик: УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области
Третье лицо: УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области