город Омск |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А75-8836/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12721/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.10.2014 по делу N А75-8836/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (ОГРН 1058600001118) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 01.08.2014 N 1102-ГК/17,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (далее - заявитель, Общество, ООО "Газпромнефть-Хантос") обратилось в Арбитражный суд Ханты Мансийского округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 01.08.2014 N 1102-ГК/17.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.10.2014 по делу N А75-8836/2014 заявленные ООО "Газпромнефть-Хантос" требования удовлетворены в полном объеме, признано незаконным и отменено постановление от 01.08.2014 N 1102-ГК/17.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из недоказанности Управлением Росприроднадзора по ХМАО - Югре наличия в действиях ООО "Газпромнефть-Хантос" вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на том, что Общество при добыче полезного ископаемого или при переработке минерального сырья в пределах Южно-Киняминского лицензионного участка (лицензия ХМН 15639 НЭ) своими действиями (бездействием) не обеспечило соблюдение пункта 3.7 Лицензионного соглашения, что является нарушением пункта 2.10 части 2 статьи 22 и пункт 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление, Общество, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
На основании приказов от 29.10.2013 N 949, от 06.05.2014 N 462 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу совместно с Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проведена плановая выездная проверка ООО "Газпромнефть-Хантос".
В ходе проверки установлено, что ООО "Газпромнефть-Хантос" имеет лицензию от 28.11.2013 N ХМН 15639 НЭ на геологическое изучение недр, разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Южно-Киняминского лицензионного участка недр. Участок недр расположен в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа -Югра Тюменской области (т. 2 л.д. 40).
Работы проводятся на стадии опытно-промышленной разработки. Существующий проектный документ на разработку месторождения - "Технологическая схема опытно- промышленной разработки объекта ЮВ-1 Южно-Киняминского нефтяного месторождения", утвержденная протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС (ЗападноСибирская нефтяная секция) от 26.12.2012 N 1404.
Текущие запасы нефти по состоянию на 01.01.2014 года составляют:
- балансовые категории ABC 1 - 12 640 тыс. т., категории С 2 - 4 576 тыс.т.
- извлекаемые категории ABC 1 - 3 655 тыс. т, категории С 2 - 1 313 тыс.т.
В соответствии с пунктом 3.2 лицензионного соглашения необходимо выполнить следующий объем работ:
- в срок до 01.07.2001 согласовать с распорядителем недр "Программу геологоразведочных работ на Южно-Киняминском участке недр" в соответствии с условиями аукциона;
- провести сейсморазведочные работы МОГТ-2Д-не менее 600 пог. км;
- с 01.01.2002 по 31.12.2004 пробурить одну поисковую скважину проектной глубиной 3600 м. и три разведочные скважины проектной глубиной 3000 м. каждая.
Пунктом 3.7 лицензионного соглашения установлено, что владелец лицензии должен обеспечить соблюдение требований, утвержденных в установленном порядке проектных документов по геологическому изучению недр, разработке месторождение и добыче углеводородного сырья, в том числе в части уровней добычи углеводородного сырья и выхода на максимальную проектную мощность. Низший предельный текущий уровень утилизации добываемого попутного нефтяного газа устанавливается, начиная с четвертого календарного года с момента ввода месторождения в разработку в объеме не ниже 95%.
Проектом предусмотрен показатель использования попутного нефтяного газа (ПНГ) на 2013 год в объеме 12 %, с 2014 года - в объеме 95%. Данное требование установлено Заключением Минэнерго России с требованием по предоставлению отчета о реализации программы рационального использования ПНГ, направленной на достижение уровня эффективного использования в 95% (т.2 л.д. 63).
Обществом за 2013 год добыто ПНГ 4,795 млн. куб.м, использование составило 0,194 млн. куб.м - 4% (т. 2 л.д. 60).
По мнению административного органа, ООО "Газпромнефть-Хантос" не обеспечило соблюдение пункта 3.7 лицензионного соглашения (т. 2 л.д. 42), нарушив пункт 2.10 части 2 статьи 22 и пункт 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", то есть не выполнение условий лицензии в части обеспечение предельного текущего уровня утилизации добываемого нефтяного газа в 2013 году в объеме 12% по лицензии ХМН 15639 НЭ. Результаты проверки зафиксированы в акте от 11.06.2014 (т. 2 л.д. 26).
По факту выявленных правонарушений в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 28.07.2014 N 1222-ГК/17 (т. 2 л.д. 18), по результатам рассмотрения которого постановлением от 01.08.2014 N 1102-ГК/17 общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 руб. (т.2 л.д. 11).
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
02.10.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в действиях, бездействиях, состоящих в выборочной (внепроектной) отработке месторождений полезных ископаемых, приводящих к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункту 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" природопользователь при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств обязан предусматривать эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа.
Таким образом, законодатель определил критерии рационального использования. Соответственно, нарушение требований о наиболее полном извлечении и использовании полезных ископаемых, является их нерациональным использованием.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь.
Как усматривается из оспариваемого постановления, основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил вывяленный в ходе плановой выездной проверки факт невыполнения ООО "Газпромнефть-Хантос" условия лицензии ХМН 15639 НЭ в части обеспечения предельного текущего уровня утилизации добываемого нефтяного газа в 2013 году в объеме 12%.
В соответствии с требованиями статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Право пользования недрами Южно-Киняминского лицензионного участка первоначально было предоставлено ООО "Сургутгазпром". В дальнейшем лицензия переоформлена на ОАО "Газпром нефть" на основании приказа Федерального агентства по недропользованию от 14.12.2012 N 1359.
Лицензия ХМН 15464 НЭ, выданная ОАО "Газпром нефть" для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Южно-Киняминского лицензионного участка в Сургутском районе переоформлена приказом Федерального агентства по недропользованию от 22.11.2013 N 968 (т. 1 л.д. 33) на ООО "Газпромнефть-Хантос".
ООО "Газпромнефть-Хантос" выдана лицензия на пользование недрами N ХМН 15639 НЭ, которая зарегистрирована 28.11.2013.
Таким образом, все обязательства и условия пользования недрами, установленные лицензией ХМН 15464 НЭ, перешли ООО "Газпромнефть-Хантос".
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" обязанность по обеспечению соблюдения требований утвержденных проектных документов по геологическому изучению недр, разработке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе в части достижения уровня утилизации добываемого попутного нефтяного газа в 2013 году не ниже 12%, возникла у ООО "Газпромнефть-Хантос" только с момента государственной регистрации выданной лицензии на пользование недрами, то есть с 28.11.2013.
Учитывая, что лицензия N ХМН 15639 НЭ на пользование недрами оформлена только 28.11.2013, то есть за 1 месяц до окончания 2013 года, у ООО " Газпромнефть-Хантос" не имелось реальной возможности исполнить условия лицензионного соглашения по достижению годового уровня утилизации добываемого попутного нефтяного газа (за 2013 г.) всего за 1 месяц.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, для достижения требуемого уровня утилизации по Южно-Киняминскому месторождению в рамках бюджета Обществом на 2014 год были приняты меры и запланировано строительство объектов: Энергокомплекс Южно-Киняминского месторождения с установкой 8 единиц ГПУ суммарной мощностью 8 МВт. Строительство запланировано двумя очередями (5 ед. - 1-я очередь; 3 ед. - 2-я очередь). Расширения существующего узла сепарации до установки предварительного сброса воды (УПСВ) с установкой газопотребляющего оборудования (печь нагрева водонефтяной эмульсии ПТБ-10).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.7 условий пользования недрами Южно-Киняминского лицензионного участка (приложение N 1 к лицензии ХМН 15639) нижний предельный текущий уровень утилизации добываемого попутного нефтяного газа установлен, начиная с четвертого календарного года с момента ввода месторождения в разработку, в объеме не ниже 95% (т. 1 л.д. 25).
Участок недр в промышленную разработку подлежал согласно лицензии не позднее 01.01.2010.
Как следует, из протокола заседания Западно-Сибирской нефтяной секции от 26.12.2012 (т. 1 л.д. 40), утвержденной председателем ЦКР Роснедр по УВС, месторождение в разработку введено не было. В период с 2006 - 2012 годы добыча нефти на месторождении не осуществлялась. Перспективные скважины были законсервированы, выполнявшие свое значение ликвидированы.
Таким образом, учитывая условия пользования недрами, ООО "Газпромнефть-Хантос" обязано обеспечить утилизацию попутного нефтяного газа в объеме 95% лишь с четвертого календарного года с момента ввода.
В соответствии с вышеизложенным ООО "Газпромнефть-Хантос" не имело возможности в 2013 году выполнить требования проектного документа на разработку Южно-Киняминского месторождения нефти ("Технологическая схема опытно- промышленной разработки объекта ЮВ-1 Южно-Киняминского нефтяного месторождения") и выполнить условия лицензии в части обеспечение предельного текущего уровня утилизации добываемого нефтяного газа в 2013 году в объеме 12 %.
Изложенные обстоятельства свидетельствует об отсутствии вины ООО "Газпромнефть-Хантос" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае действия Общества в той части, в которой административным органом указано на их несоответствие требованиям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", вызваны наличием объективных причин препятствующих выполнению условия лицензии ХМН 15639 НЭ в части обеспечение предельного текущего уровня утилизации добываемого нефтяного газа в 2013 году в объеме 12%.
Заинтересованным лицом не доказано, что у заявителя имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах административный орган привлек юридическое лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств наличия в действиях последнего состава административного правонарушения, с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Кроме того, по верному замечанию суда первой инстанции, материалы дела не содержат доказательств надлежащего уведомления ООО "Газпромнефть-Хантос" о проведении плановой выездной проверки.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, удовлетворив заявленные Обществом требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 01.08.2014 N 1102-ГК/17, суд первой инстанции принял правильное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.10.2014 по делу N А75-8836/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8836/2014
Истец: ООО "Газпромнефть-Хантос"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ХМАО -Югре