г. Москва |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А40-91221/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Мосэнерго"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2014 по делу N А40-91221/14, принятое судьей Поляковой А.Б.,
по иску (заявлению) ОАО "Мосэнерго" (112526, Москва, пр. Вернадского, д. 101, корп. 3) к заинтересованному лицу: ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" (107113, Москва, Поперечный просек, д. 1 Г)
о признании незаконными и отмене предписания от 22.05.2014, постановления от 27.05.2014 N 424 о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
Денищик С.С. по дов. от 11.10.2012; |
от ответчика: |
Юнусова Л.А. по дов. от 03.09.2014; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" от 22.05.2014 г. N 424 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ст. 8.39 КоАП РФ с назначением обществу административного наказания в виде штрафа в размере 300000 руб. и о признании незаконным предписания от 27.05.2014 об устранении недостатков и нарушений, выявленных при осуществлении надзора за использованием территории национального парка и его охранной зоны.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2014 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, ОАО "Мосэнерго" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие состава вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 267, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, в ходе обследования особо охраняемой природной территории "Национальный парк "Лосиный остров"" (акт выхода на место и осмотра территории от 12.05.2014 N 12/05/14-04), проведенного 12.05.2014 по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, д. _ охранная зона Яузского лесопарка национального парка "Лосиный остров" квартал 53, государственным инспектором службы охраны государственной инспекции по надзору в области охраны и использования территории национального парка и его охранной зоны ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" Серовым Г.С., установлено, что нарушены требования природоохранного законодательства Российской Федерации, установленные п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1996 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", выразившееся в осуществлении социально-экономической деятельности ОАО "Мосэнерго" (ТЭЦ-23) без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России в охранной зоне квартала N 52 Яузского лесопарка национального парка "Лосиный остров" по адресу: ул. Монтажная, д. 1/4.
По результатам проверки административным органом 22.05.2014 составлен протокол N 435 об административном правонарушении по признакам нарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные в протоколе от 22.05.2014 обстоятельства послужили основанием для вынесения Государственной инспекцией по надзору в области охраны и использования территории национального парка и охранной зоны ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" предписания от 22.05.2014 года N б/н об устранении нарушений, которым обществу предписано привести территорию в надлежащее состояние, в срок до 02.07.2014.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ответчиком было вынесено постановление от 27.05.2014 N 424 о привлечении общества к административной ответственности на основании ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в размере 300 000 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Согласно ст. 8.39 КоАП РФ, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Согласно Приказа Минприроды РФ от 30.06.2010 N 232 "Об утверждении положения о национальном парке "Лосиный Остров" Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров" - природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальный парк "Лосиный остров" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров". Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров".
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 N 2130-1344 "Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка" границы парка были уточнены. На основании Постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров". Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" границы парка расширены.
Земельные участки предоставлены национальному парку "Лосиный остров" в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоустанавливающими документами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Таким образом, согласно части 1 статьи 2 Закона об особо охраняемых территориях занимаемая обществом территория является особо охраняемой природной территорией федерального значения и принадлежит ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона N 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
В соответствии с положением п. 18 Положения о национальном парке "Лосиный остров", утвержденного Приказом Минприроды России от 26.03.2012 N 82, вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласовываются с Минприроды России.
Объективная сторона вмененного административного правонарушения выразилась в осуществлении социально-экономической деятельности ОАО "Мосэнерго" (ТЭЦ-23) без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России в охранной зоне квартала N 52 Яузского лесопарка национального парка "Лосиный остров" по адресу: ул. Монтажная, д. 1/4.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что материалы дела не содержат фактических доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно ч.1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В материалах дела содержатся доказательства, предусмотренные ст. 26.2 КоАП РФ, в которых отражается событие и наличие состава административного правонарушения.
Остальные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого акта судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2014 по делу N А40-91221/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91221/2014
Истец: ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" государственная инспекция по надзору в области охраны и использования территории национального парка и его охранной зоны
Ответчик: ОАО Энергетики и электрификации "Мосэнерго", ОАО Энернетики и электрификации "Мосэнерго"