г. Ессентуки |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А63-4767/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Джамбулатова С.И., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорян А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анториус" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2014 по делу N А63-4767/2014
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Ростелеком", г. Санкт-Петербург (ОГРН 1027700198767),
к обществу с ограниченной ответственностью "Анториус", г. Волгодонск (ОГРН 1066143048652),
третье лицо: Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, г. Ставрополь,
об устранении нарушений прав собственника (судья И.В. Сиротин),
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Ростелеком" - Уллаева В.В. по доверенности N 0410/29/41-14 от 11.08.2014;
в отсутствие иных неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ростелеком", г. Санкт-Петербург (далее - истец, ОАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Анториус", г. Волгодонск (далее - ответчик, ООО "Анториус"), третье лицо - министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, г. Ставрополь (далее - третье лицо, министерство), об обязании устранить нарушения прав собственника и освободить кабельную канализацию, демонтировав незаконно проложенные ВОК по следующим направлениям в г. Ставрополе:
- колодец N 14990 ул. Пушкина до ул. Лермонтова, далее до здания по ул. Лермонтова, 206а (министерство социальной защиты населения Ставропольского края", ввод кабеля в здание;
- колодец N 126 ул. Пушкина до ул. Морозова, далее до пересечения ул. Ломоносова и ул. Морозова, колодец N 962 муфта МТОК с ответвлениями по адресам: ул. Ломоносова, 12 (комитет Ставропольского края по делам архивов), ввод кабеля в здание, ул. Ломоносова, 3 (Министерство образования Ставропольского края), ввод кабеля в здание;
- колодец N 132 ул. Мира - ул. Пушкина по ул. Мира до пересечения с ул. Л. Толстого, колодец N 189 муфта МТОК с ответвлениями по адресам: ул. Доваторцев, 26 (министерство дорожного хозяйства Ставропольского края), ввод кабеля в здание, ул. Л. Толстого, 39 и ул. Ленина, 293 (министерство экономического развития Ставропольского края), вводы кабеля в здания;
- между зданиями пр-т К. Маркса, 63 (комитет Ставропольского края по государственному заказу) - ул. Голенева, 18 (министерство природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Ставропольского края), вводы кабеля в здания (далее - спорные объекты, заявленные объекты).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2014 по делу N А63-4767/2014 исковые требования ОАО "Ростелеком" удовлетворены. Суд первой инстанции обязал общество с ограниченной ответственностью "Анториус", г. Волгодонск, освободить кабельную канализацию, демонтировав проложенные волоконно-оптические кабели по следующим направлениям в г. Ставрополе:
- колодец N 14990 ул. Пушкина до ул. Лермонтова, далее до здания по ул. Лермонтова, 206а (министерство социальной защиты населения Ставропольского края), ввод кабеля в здание;
- колодец N 126 ул. Пушкина до ул. Морозова, далее до пересечения ул. Ломоносова и ул. Морозова, колодец N 962 муфта МТОК с ответвлениями по адресам: ул. Ломоносова, 12 (комитет Ставропольского края по делам архивов), ввод кабеля в здание, ул. Ломоносова, 3 (Министерство образования Ставропольского края), ввод кабеля в здание;
- колодец N 132 ул. Мира - ул. Пушкина по ул. Мира до пересечения с ул. Л. Толстого, колодец N189 муфта МТОК с ответвлениями по адресам: ул. Доваторцев, 26 (министерство дорожного хозяйства Ставропольского края), ввод кабеля в здание, ул. Л. Толстого, 39 и ул. Ленина, 293 (министерство экономического развития Ставропольского края), вводы кабеля в здания;
- между зданиями пр-т К. Маркса, 63 (комитет Ставропольского края по государственному заказу) - ул. Голенева, 18 (министерство природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Ставропольского края), вводы кабеля в здания.
Кроме того, с общества с ограниченной ответственностью "Анториус", г. Волгодонск, в пользу открытого акционерного общества "Ростелеком", г. Санкт-Петербург, взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2014 по делу N А63-4767/2014, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований ОАО "Ростелеком".
В обоснование жалобы апеллянты ссылаются на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права. Кроме того, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются ошибочными.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не учтено следующее:
а) Государственный контракт не устанавливает, кем выданы Технические условия, и не позволяет определить владельца канализаций, в которых необходимо произвести работы:
б) Технические условия выданы непосредственно Министерству на основании обращения от 25.12.2012;
Ответчик считает, что суд первой инстанции отклонил довод ООО "Анториус" о невыполнении министерством обязанности по передаче ТУ на прокладку ВОК.
Ответчик в отзыве на исковое заявление и в суде первой инстанции неоднократно заявлял, что третье лицо в нарушение условий договора не предоставило ответчику технические условия, без которых невозможно выполнить работы, в строгом соответствии с контрактом.
Заявитель считает, что, несмотря на отсутствие в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что запрос ООО "Анториус" N 264 от 05.12.2013 г., адресованный третьему лицу ОАО "Ростелеком", подтверждает передачу технических условий подрядчику, хотя данный документ отражает лишь номера технических условий, но не подтверждает факт передачи самих технических условий.
По мнению общества, в подписанном Министерством и ООО "Анториус" контракте передача ООО "Анториус" технических условий не обусловлена выполнением последним каких-то дополнительных требований и обязывает Министерство передать эти документы без отлагательных условий.
Апеллянт также считает, что в описательной части решения суд первой инстанции необоснованно признал как установленный факт невыполнение работ по государственному контракту между Министерством и ООО "Анториус".
Как указывает ответчик, в обжалуемом решении суд первой инстанции ссылается в обоснование своих доводов именно на Правила охраны линий и сооружений связи РФ. При вынесении решения судья проигнорировал тот факт, что правила устанавливают за Заказчиком получение всех согласований на проведение работ у эксплуатирующих линии связи организаций.
Общество считает, что при вынесении решения суд первой инстанции обязан оценить заявленные доводы об отсутствии обозначений и невозможности установления владельца канализаций.
Заявитель также считает, что суд первой инстанции необоснованно не рассмотрел доводы ответчика, о заведомо просроченных и ставящих в положение невозможности выполнения работ ТУ, выданных ОАО "Ростелеком" Министерству. Также суд первой инстанции неправомерно принял как верные доводы истца о том, что кабельная канализация нужна для собственных нужд, не установив данный факт.
Апеллянт указывает, что доказательств резервирования ОАО "Ростелеком" данного участка кабельной канализации не предоставлено.
Заявитель считает, что ОАО "Ростелеком" не предоставлены паспорта смотровых устройств с указанием загрузки данных устройств на данном участке, план развития сетей на 2014 годы и перечень конкретных мероприятий по каждому вышеназванному участку с указанием типа, количества и емкости прокладываемых кабелей.
В отзыве на апелляционную жалобу истец и третье лицо, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании от 10.12.2014 представитель ОАО "Ростелеком" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ответчика и третьего лица поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2014 по делу N А63-4767/2014 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционные жалобы, заслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2014 по делу N А63-4767/2014 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ОАО "Ростелеком" (правопреемник ОАО "Южная телекоммуникационная компания") на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- линейно-кабельное сооружение связи АТС-26 (кабельная канализация, протяженностью 41,6834 км и кабельные смотровые устройства (телефонные колодцы) - 908 шт.), кадастровый номер 26:12:000000:0000:07:401:002:000006620:I:20000, инвентарный номер 07:401:002:000006620, литера А (запись о регистрации N 26-26- 12/128/2009-678 от 16.12.09);
- АТС-32/34/35/37, протяженностью 79,6839 км, по адресу: г. Ставрополь, ул. Ломоносова, 19, кадастровый номер 26:12:000000:0000:07:401:002:000006660:I:20000, инвентарный номер 07:401:002:000006660, литера I (запись о регистрации N 26-26-01/056/2010-253 от 23.04.10);
- линейно-кабельное сооружение связи АТС-24/23, протяженностью 56,5420 км, по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 290, кадастровый номер 26:12:000000:0000:07:401:002:000007130:I:20000, инвентарный номер 07:401:002:000007130, литера I (запись о регистрации N 26-26-01/056/2010-206);
- линейно-кабельное сооружение связи АТС-56 (кабельная канализация протяженностью 138,0492 км, кабельные смотровые колодцы (телефонные колодцы) в количестве 678 шт., по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 474, кадастровый номер 26:12:000000:0000:07:401:002:000006610:I:20000, инвентарный номер 07:401:002:000006610, литера I (запись о регистрации N 26-26-01/056/2010-202 от 03.06.10), которые включают спорные объекты.
ОАО "Ростелеком" является правопреемником ОАО "Южная телекоммуникационная компания" в связи с присоединением ОАО "ЮТК" к ОАО "Ростелеком".
На основании обращения министерства от 25.12.2012 о выдаче технических условий для организации резервной виртуальной частной сети органов государственной власти Ставропольского края, ОАО "Ростелеком" выдало следующие технические условия:
- N 10/0113-1887 на прокладку волоконно-оптического кабеля на участке от ул. Маршала Жукова, 42/311 до ул. Мира, 278-д в городе Ставрополе;
- N 10/0113-1888 на прокладку волоконно-оптического кабеля на участке от ул. Мира, 290 до ул. Ломоносова, 12 в городе Ставрополе;
- N 10/0113-1889 на прокладку волоконно-оптического кабеля на участке от ул. Мира, 290 до ул. Л. Толстого, 39 с отводами на ул. Ленина, 293 и на ул. Доваторцев, 26 в городе Ставрополе;
- N 10/0113-1890 на прокладку волоконно-оптического кабеля на участке от ул. Мира, 290 до ул. Лермонтова, 206-а в городе Ставрополе;
- N 10/0113-1891 на прокладку волоконно-оптического кабеля на участке от ул. Советская. 12 до ул. Булкина, 6 в городе Ставрополе;
- N 10/0113-1892 на прокладку волоконно-оптического кабеля на участке от пр. К.Маркса, 63 до ул. Голенева,18 в городе Ставрополе;
- N 10/0113-1893 на прокладку волоконно-оптического кабеля на участке от ул. Советская, 12, до ул. Булкина, 6 в городе Ставрополе.
По результатам открытого аукциона от 21.10.2013 на право заключения государственного контракта на выполнение в 2013 году работ по прокладке волоконно- оптического кабеля (далее - ВОК) для создания резервной сети передачи данных органов государственной власти Ставропольского края для государственных нужд Ставропольского края, ООО "Анториус" признан победителем и 05.11.2013 между министерством и ООО "Анториус" заключен государственный контракт N 0121200002813002885 (далее - госконтракт), по условиям которого ООО "Анториус" обязался в срок до 20.11.2013 в строгом соответствии с техническими условиями, выданными ОАО "Ростелеком", выполнить в полном объеме работы по прокладке ВОК, согласно локальным сметным расчетам:
- локальный сметный расчет N 1 на прокладку ВОК на участке ул. Мира, 290 (узел доступа государственного казенного учреждения Ставропольского края "Краевой центр
информационных технологий") - ул. Ломоносова, 12 (комитет Ставропольского края по делам архива) с отводом от трассы до ул. Ломоносова, 3 (министерство образования Ставропольского края) в г. Ставрополе;
- локальный сметный расчет N 2 на прокладку ВОК на участке ул. Мира, 290 (узел доступа государственного казенного учреждения Ставропольского края "Краевой центр информационных технологий") - ул. Л. Толстого, 39 (министерство финансов Ставропольского края) с отводом от трассы до ул. Ленина, 293 (министерство экономического развития Ставропольского края) и ул. Доваторцев, 26 (министерство дорожного хозяйства Ставропольского края) в г. Ставрополе;
- локальный сметный расчет N 3 на прокладку ВОК на участке ул. Мира, 290 (узел доступа государственного казенного учреждения Ставропольского края "Краевой центр информационных технологий") - ул. Лермонтова, 206а (министерство социальной защиты населения Ставропольского края) в г. Ставрополе;
- локальный сметный расчет на прокладку ВОК на участке пр. К. Маркса, 63 (комитет Ставропольского края по государственному заказу) - ул. Голенева, 18 (министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края) в г. Ставрополе.
Выполнение технических условий (далее - ТУ) предусматривало, в том числе, работы по докладке одноотверстной кабельной канализации с использованием асбестоцементных труб диаметром 100 мм на участке от кабельного колодца связи N 1160 (угол ул. Горького и ул. Голенева) до кабельного колодца связи N 1796 (угол ул. Калинина и ул. Голенева).
Условия выданных ТУ предусматривали обязанность строительной организации обеспечить при выполнении строительных работ соблюдение правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 578 от 09.06.1995 (далее - Правила), все работы производить в присутствии представителя ОАО "Ростелеком".
Пунктами 29 и 30 Правил установлено, что работы в охранной зоне линии связи и линии радиофикации должны выполняться с соблюдением действующих строительных норм, правил и государственных стандартов. Земляные работы на трассе действующей подземной кабельной линии связи или линии радиофикации должны производиться в сроки, согласованные с предприятием, эксплуатирующим кабельную линию связи или линию радиофикации.
ООО "Анториус" направил истцу запрос о выдаче разрешений на производство работ в телефонной канализации, принадлежащей ОАО "Ростелеком" в г. Ставрополе, по следующим адресам:
- ул. Мира, 290 до ул. Ломоносова, 12 с отводом на ул. Ломоносова, 3;
- ул. Мира, 290 до ул. Л. Толстого, 39 с отводом на ул. Ленина, 293 и на ул. Доваторцев, 26;
- ул. Мира, 290, до ул. Лермонтова, 206а;
- пр. К. Маркса, 63 до ул. Голенева, 18;
- ул. Мира, 290 - здание технического блока.
09.12.2013 указанный запрос получен истцом.
25.12.2013 ОАО "Ростелеком" направило ответчику разъяснение о необходимости представления информации о сроках проведения работ и о составе исполнителей. Ответ не получен.
Согласно письму министерства от 11.12.2013, направленному в адрес истца, по состоянию на 10.12.2013 указанные работы ответчиком не выполнены.
13.12.2013 г. комиссией Ставропольского филиала ОАО "Ростелеком" проведена проверка выполнения работ по выданным ТУ, по результатам которой составлен акт от 13.12.13 об установлении факта невыполнения ТУ N 10/0113-1887, - 1888, -1889, -18890, -1891, -1892.
Согласно ТУ N 10/0113-1892 от 25.01.2013 при прокладке кабеля ВОЛС на участке от ул. Горького до ул. Калинина по ул. Голенева было необходимо выполнить докладку телефонной канализации из-за большой загруженности трубопроводов. В нарушение условий данных ТУ кабель марки ОКСЛ-Т-А8-2,5 уложен ответчиком в существующий кабельный трудопровод, подготовленный под размещение кабеля связи для собственных нужд ОАО "Ростелеком", о чем составлен акт проведения инвентаризационных работ в кабельной канализации от 28.03.2014
16.12.2013 г. ОАО "Ростелеком" в адрес министерства направило информационное письмо о невыполнении работ согласно выданным министерству ТУ N 10/0113-1888, 1889, 1890, 1891, 1892, 1893 от 25.01.2013.
В связи с нарушением ответчиком обязательств по вышеуказанному госконтракту министерством 13.12.2013 принято решение об одностороннем отказе от его исполнения.
21.03.2014 письмом N 67 ООО "Анториус" сообщило истцу о выполнении работ по созданию резервной сети передачи данных органов государственной власти на объектах:
- ул. Мира, 290 до ул. Ломоносова, 12 с отводом на ул. Ломоносова, 3;
- ул. Мира, 290 до ул. Л. Толстого, 39 с отводом на ул. Ленина, 293 и на ул. Доваторцев, 26;
- ул. Мира, 290, до ул. Лермонтова, 206 а;
- пр. К. Маркса, 63 до ул. Голенева, 18,
запросив правоустанавливающие документы на перечисленные участки канализации и предложив заключить договор хранения товарно-материальных ценностей.
Истец письмом от 14.04.2014 проинформировал ответчика о нарушениях Правил в части проведения строительных работ в отсутствие письменного согласия (разрешения) от предприятия, в ведении которого находится линия связи, и без присутствия его представителя и потребовал осуществить демонтаж ВОК по следующим направлениям:
- колодец N 14990 ул. Пушкина до ул. Лермонтова, далее до здания по ул. Лермонтова, 206а (министерство социальной защиты населения Ставропольского края", ввод кабеля в здание;
- колодец N 126 ул. Пушкина до ул. Морозова, далее до пересечения ул. Ломоносова и ул. Морозова, колодец N 962 муфта МТОК с ответвлениями по адресам: ул. Ломоносова, 12 (комитет Ставропольского края по делам архивов), ввод кабеля в здание, ул. Ломоносова, 3 (Министерство образования Ставропольского края), ввод кабеля в здание;
- колодец N 132 ул. Мира - ул. Пушкина по ул. Мира до пересечения с ул. Л. Толстого, колодец N 189 муфта МТОК с ответвлениями по адресам: ул. Доваторцев, 26 (министерство дорожного хозяйства Ставропольского края), ввод кабеля в здание, ул. Л. Толстого, 39 и ул. Ленина, 293 (министерство экономического развития Ставропольского края), вводы кабеля в здания;
- между зданиями пр-т К.Маркса, 63 (комитет Ставропольского края по государственному заказу) - ул. Голенева, 18 (министерство природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Ставропольского края), вводы кабеля в здания.
В ответе от 24.04.2014 ответчика сообщил, что работы по демонтажу линий связи не могут быть выполнены, так как указанные линии являются предметов судебного спора между ООО "Анториус" и министерством.
ОАО "Ростелеком" считает, что все работы по прокладке ВОК проведены ответчиком самовольно, после истечения срока выполнения работ по госконтракту, а также после прекращения срока его действия в отсутствие разрешения на проведение работ и без участия представителей истца, тем самым нарушая его права и законные интересы как собственника вышеуказанных сооружений.
Незаконно размещенная ответчиком линия ВОК в телефонной канализации истца препятствует в осуществлении его хозяйственной деятельности.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения с заявленным иском в суд.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) восстановление положения, существовавшего до нарушения признание права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
В силу статьи 209 Кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не связаны с лишением владения в порядке статьи 304 Кодекса.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренном законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушаются его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Судом первой инстанции верно установлено, что истцом представлены в материалы дела документы, подтверждающие его право собственности на заявленные сооружения связи (копии свидетельства о государственной регистрации права).
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что 05.11.2013 между министерством и ООО "Анториус" (победителем открытого аукциона от 21.10.2013) заключен госконтракт, согласно условиям которого ООО "Анториус" обязалось в срок до 20.11.2013 в соответствии с технической документацией выполнить в полном объеме работы по прокладке ВОК согласно локальным сметным расчетам.
По окончании срока выполнения работ - 20.11.2013 работы не выполнены ответчиком, в результате чего решением министерства об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.12.2013 госконтракт расторгнут.
13.12.2013 комиссионной проверкой, проведенной работниками Ставропольского филиала ОАО "Ростелеком", установлен факт невыполнения ТУ N 10/0113-1887, -1888, -1889, -1890, -1891, -1892, о чем составлен акт проверки.
Письмом N 67 от 21.03.2014 о выполнении работ по созданию резервной сети передачи данных органов государственной власти Ставропольского края, а также в связи с тем, что ответчик подтвердил нахождение незаконно проложенных ВОК в кабельной канализации истца.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 126-ФЗ от 07.07.2003 "О связи" (далее - Закон о связи) сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Частью 2 указанной статьи установлено, что операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе сооружений связи), а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.
Согласно подпункту "а" пункта 48 Правил в пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, юридическим и физическим лицам запрещается осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта землеройными механизмами (за исключением зон песчаных барханов) и земляные работы (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 м). В соответствии с подпунктом "б" пункта 49 Правил юридическим и физическим лицам запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации, в частности, открывать двери и люки необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов (наземных и подземных) и радиорелейных станций, кабельных колодцев телефонной канализации, распределительных шкафов и кабельных ящиков, а также подключаться к линиям связи (за исключением лиц, обслуживающих эти линии), в том числе совершать иные действия, которые могут причинить повреждения сооружениям связи и радиофикации (повреждать опоры и арматуру воздушных линий связи, обрывать провода, набрасывать на них посторонние предмета и другое).
Вследствие чего, выдача разрешений на проведение строительных, ремонтных и других работ от предприятия, в ведении которого находится кабельная линия связи или линия радиофикации и непосредственное присутствие представителя данного предприятия, является исчерпывающей защитой средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о невыполнении министерством обязанности по передаче ТУ на прокладку ВОК, опровергается письмом ООО "Анториус" N 264 от 05.12.2013 о выдаче разрешений на производство работ.
Судом первой инстанции верно установлено, что ТУ выполняются только в соответствии с разрешениями, выдаваемыми Ставропольским филиалом ОАО "Ростелеком" исполнителю работ в существующей кабельной канализации в соответствии с письменным обращением исполнителя и на основании копии или оригинального экземпляра ТУ.
Согласно пункту 18 Правил на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 м) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации. Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и т.д.).
Пунктом 19 Правил установлено, что заказчик (застройщик), производящий работы в охранной зоне кабельной линии связи, не позднее, чем за трое суток (исключая выходные и праздничные дни) до начала работ обязан вызвать представителя предприятия, в ведении которого находится эта линия, для установления по технической документации и методом шурфования точного местоположения подземных кабелей связи и других сооружений кабельной линии (подземных усилительных и регенерационных пунктов, телефонной канализации со смотровыми устройствами, контуров заземления) и определения глубины их залегания.
В соответствии с пунктом 20 Правил, место расположения подземных сооружений связи уточняется по всей длине действующего подземного кабеля связи в зоне производства работ предприятием, эксплуатирующим линию связи или линию радиофикации, и обозначается вешками высотой 1,5 - 2 метра, которые устанавливаются на прямых участках трассы через 10-15 метров, у всех точек отклонений от прямолинейной оси трассы более чем на 0,5 метра, на всех поворотах трассы, а также на границах разрытия грунта, где работы должны выполняться ручным способом. Работы по установке предупредительного знака, вешек и отрытию шурфов выполняются силами и средствами заказчика (застройщика) в присутствии представителя предприятия, эксплуатирующего кабельную линию связи, либо силами этого предприятия за счет средств заказчика (застройщика).
До обозначения трассы вершками и прибытия представителя предприятия, эксплуатирующего кабельную линию связи, проведение земляных работ не допускается.
По результатам работы по уточнению трассы кабельной линии связи или линии радиофикации составляется акт с участием представителя заказчика (застройщика), представителя предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации, и как правило, представителя предприятия - подрядчика, ведущего работы в охранной зоне. В акте указывается, какие и в каком количестве вырыты шурфы, количество установленных вешек и предупредительных знаков, стадия работ, когда должен присутствовать представитель предприятия, эксплуатирующего кабельную линию связи или линию радиофикации. После подписания акта ответственность за сохранность установленных вешек и предупредительных знаков несет заказчик (застройщик) или подрядчик.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что данные Правила однозначно дают понять, что субъектами правоотношений, которые они регулируют, являются: заказчик (застройщик), предприятие, эксплуатирующее линию связи и предприятие - подрядчик.
При этом судом первой инстанции правомерно признано, что обязанность получения заказчиком (застройщиком) разрешения для производства работ, не подменяет обязанность соблюдения требований пункта 48 правил, которая возлагается именно на лицо, производящее работы.
В силу пункта 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (пункт 2 статьи 71 названного Кодекса).
В статье 65 АПК РФ указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь Законом о связи, Правилами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ВОК ответчика в кабельной канализации ОАО "Ростелеком" на вышеуказанных участках размещены незаконно, в связи с чем подлежит демонтажу.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчиком не доказано обратное.
Довод ответчика о невыполнении министерством обязанности по передаче ТУ на прокладку ВОК судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку опровергается письмом ООО "Анториус" N 264 от 05.12.2013 о выдаче разрешений на производство работ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования ОАО "Ростелеком" следует удовлетворить и возложить на ООО "Анториус" обязанность по демонтажу волокно-оптических кабелей, размещенных кабельной канализации истца.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о необоснованном удовлетворении заявленных требований ОАО "Ростелеком" к ООО "Анториус" об обязании устранить нарушения прав собственника и освободить кабельную канализацию, демонтировав незаконно проложенные ВОК в г. Ставрополе, не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований ОАО "Ростелеком".
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на подателя жалобы, однако взысканию не подлежат, поскольку государственная пошлина в сумме 2 000 руб. уплачена при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2014 по делу N А63-4767/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анториус" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4767/2014
Истец: ОАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Ответчик: ООО "АНТОРИУС"
Третье лицо: Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, Сигитов А. А., Уллаева В. В., Хавронин Е А