г. Москва |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А41-33054/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Хомякова Э.Г.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гильвановой Л.Р.
при участии в заседании:
от ООО "Контраст Плюс" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" - Родионовой А.Н., представителя по доверенности от 19.12.2013 N 23-14-341/13, паспорт 46 08 654989 выдан 22.07.2009 г.,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Контраст Плюс"
на решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года,
принятое судьей Афанасьевой М.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Контраст Плюс"
к Государственному казенному учреждению города Москвы "Организатор перевозок"
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Контраст Плюс" (далее - ООО "Контраст Плюс", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственному казенному учреждению города Москвы "Организатор перевозок" (далее - ГКУ города Москвы, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 21.05.2014 серии ВВВ N 031139 о привлечении ООО "Контраст Плюс" к административной ответственности на основании части 1 статьи 10.7 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 2-3).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года в удовлетворении заявления ООО "Контраст Плюс" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.05.2014 серии ВВВ N 031139, вынесенного ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" о привлечении Общества к административной ответственности отказано (л.д. 100-102).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Контраст Плюс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования (л.д. 105-107).
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку паспорт маршрута N 597 был согласован в Министерстве транспорта Московской области 22.01.2009 и в Департаменте транспорта и связи г. Москвы 31.03.2009. Письмо-согласование от 07.09.2010 N 61-04-603/0 61-04-3516/0 не является правоустанавливающим или нормативным документов и не может отменять или изменять согласованный паспорт маршрута от 31.03.2009.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257 - 261, 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ГКУ города Москвы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Представитель ООО "Контраст Плюс" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствии в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, а также о времени и месте судебного заседания вместе с соответствующим файлом (определением Десятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 12.11.2014) 13 ноября 2014 года размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" изложенное свидетельствует о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.04.2014 в ходе проведения мероприятий по мониторингу и анализу качества транспортных услуг, предоставляемых населению города Москвы, сотрудниками ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" установлено, что ООО "Контраст Плюс" в нарушение постановления Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы" и без согласования с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы осуществляло эксплуатацию регулярного межрегионального автобусного маршрута N 597 "г.Москва (ст.м. Молодежная) - платформа Ромашково".
По данному факту 01.04.2014 ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Контраст Плюс" дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 10.7 КоАП города Москвы и проведении административного расследования (л.д.21).
09 апреля 2014 года сотрудником административного органа в отношении ООО "Контраст Плюс" составлен протокол серии ВВВ N 031139 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 10.7 КоАП Москвы (л.д. 42).
21 мая 2014 года административным органом вынесено постановление ВВВ N 031139, согласно которому ООО "Контраст Плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.7 КоАП Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" указал на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что привлечение ООО "Контраст Плюс" к ответственности по ч.2 ст. 10.7 КоАП Москвы является неправильной квалификацией административного правонарушения, ввиду того, что информации о наличии вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях за совершение однородных административных правонарушений, вынесенных в отношении ООО "Контраст Плюс" не имеется, в связи с чем содеянное подлежит переквалификации с ч.2 ст. 10.7 КоАП Москвы на ч.1 ст. 10.7 КоАП Москвы (л.д.56-58).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО "Контраст Плюс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о законности обжалованного постановления ГКУ "Организатор перевозок" в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Распоряжением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 397-РП "О государственном казенном учреждении города Москвы "Организатор перевозок" должностные лица ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" наделены полномочиями по осуществлению контроля законодательства города Москвы в сфере транспортного обслуживания населения, составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.3, 10.1 - 10.9, 11.10 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях".
В соответствии со статьей 4.1 Закона Московской области от 27.12.2005 N268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (далее - Закона Московской области) организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по межсубъектным маршрутам регулярных перевозок осуществляется органами государственной власти Московской области.
Согласно статье 5 Закона Московской области Правительство Московской области в пределах своей компетенции регулирует вопросы организации транспортного обслуживания населения на межсубъектных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам (пригородного и межмуниципального сообщения).
Пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 7 Закона Московской области установлено, что уполномоченный орган Московской области в пределах своих полномочий, в том числе, в установленном порядке принимает решения об открытии, изменении или закрытии межмуниципальных, межсубъектных маршрутов автомобильного и городского наземного электрического транспорта; утверждает паспорта маршрутов и согласовывает расписание движения транспортных средств по межмуниципальным маршрутам автомобильного и городского наземного электрического транспорта; согласовывает паспорта маршрутов и расписание движения транспортных средств по межсубъектным маршрутам автомобильного и городского наземного электрического транспорта в соответствии соглашениями Правительства Московской области с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организует конкурсы на право заключения договоров на выполнение перевозок в пределах своих полномочий.
Для включения межсубъектного маршрута в Реестр необходимо соблюдение процедуры открытия маршрута для последующего получения разрешения на право работы по маршруту (удостоверения допуска к работе по маршруту).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 12 Закона Московской области перевозчик пассажиров обязан получить в установленных законодательством случаях и порядке лицензию и разрешение на право работы по маршруту (удостоверение допуска к работе по маршруту), строго соблюдать лицензионные требования и условия; выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, соглашениями Правительства Московской области с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, условиями договоров на выполнение перевозок.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 12 Закона Московской области перевозчик пассажиров обязан соблюдать требования иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Частью 3 статьи 16 указанного Закона Московской области установлено, что маршрут считается открытым с момента его регистрации в реестре маршрутов регулярных перевозок Московской области. Форма паспорта муниципальных и межмуниципальных маршрутов, порядок его заполнения и регистрации в реестре маршрутов регулярных перевозок Московской области утверждается уполномоченным органом Московской области.
Постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы" утвержден Порядок согласования и организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы, а также Временное положение о пунктах отправления и прибытия автобусов межрегиональных и международных автобусных маршрутов (далее - Временное положение) в целях упорядочения и развития сети регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы, обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг.
В целях повышения уровня безопасности и качества перевозок, определения основных требований при организации регулярных городских автобусных маршрутов (кроме маршрутов, эксплуатирующихся на условиях городского заказа), создания равных условий доступа перевозчикам на рынок транспортных услуг Постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов" (действовавшим в спорный период и утратившим силу с 1 ноября 2014 года в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 31.10.2014 N 643-ПП) утвержден Порядок организации регулярных городских автобусных маршрутов в г. Москве, который регламентирует взаимодействие перевозчиков, органов исполнительной власти, согласующих организаций при организации новых и эксплуатации действующих регулярных городских автобусных маршрутов, за исключением маршрутов на условиях городского заказа.
В соответствии с главой 4 указанного Порядка действующими являются маршруты, согласованные с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и внесенные в Реестр городских регулярных автобусных маршрутов.
Маршрут считается согласованным, если разработан и утвержден проект маршрута, маршрут внесен в реестр регулярных городских автобусных маршрутов и заключен договор на реализацию проекта маршрута.
Таким образом, требование о необходимости согласования межсубъектного маршрута содержится как в Законе Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания на территории Московской области", так и в Постановлении Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов".
Положениями Протокола от 22.05.2009 N 61-07-66/9 "О взаимодействии в организации автобусных маршрутов регулярных перевозок между Московской областью и городом Москвой", подписанного Министерством транспорта Московской области и Департаментом транспорта и связи города Москвы, предусмотрено при решении вопросов об организации автобусных маршрутов регулярных перевозок между Московской областью и городом Москвой необходимо руководствоваться Временным порядком согласования автобусных маршрутов регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации - Московской областью и городом Москвой (далее - Временный порядок).
Согласно пункту 1.3 Временного порядка организация пассажирских перевозок по новым маршрутам регулярных перевозок между Московской областью и г. Москвой осуществляется сторонами после согласования основных параметров, необходимых для эксплуатации, за исключением маршрутов регулярных перевозок, имеющих остановочные пункты только на территории одного субъекта и проходящих транзитом территорию другого субъекта.
При этом согласованию подлежат: трасса маршрута, место посадки и высадки пассажиров, места межрейсового отстоя транспорта, условия пользования объектами транспортной инфраструктуры, расписание движения, количество, тип и экологический класс подвижного состава, квоты сторон для обслуживания маршрута.
Пунктом 1.5 Временного порядка предусмотрено, что маршрут может эксплуатироваться только после утверждения сторонами паспорта маршрута и получения перевозчиком (перевозчиками) допуска сторон по основаниям, предусмотренным настоящим Порядком и законодательством Московской области и г. Москвы.
В силу части 1 статьи 10.7 КоАП г. Москвы эксплуатация городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в порядке, установленном Правительством Москвы, а также с нарушениями условий согласования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Контраст Плюс" осуществляет регулярные пассажирские перевозки по автобусному маршруту N597 "г.Москва (ст.м. Молодежная) - платформа Ромашково" транспортным средством марки "222709" с государственным регистрационным знаком ЕО 480 50 при этом заявитель не представил административному органу документы, дающие право на осуществление пассажирских перевозок по указанному регулярному автобусному маршруту.
Пассажирские перевозки по регулярному межрегиональному автобусному маршруту N 597 "г.Москва (ст.м. Молодежная) - платформа Ромашково" осуществлялись при отсутствии у ООО "Контраст Плюс" необходимого согласования с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Таким образом, у общества отсутствовали правовые основания для осуществления перевозок по регулярному автобусному маршруту N 597 "г.Москва (ст.м. Молодежная) - платформа Ромашково" путем эксплуатации вышеуказанных транспортных средств.
Учитывая изложенное, заинтересованным лицом обоснованно установлено в действиях общества событие административного правонарушения, что зафиксировано протоколом по делу об административном правонарушении от 09.04.2014 серии ВВВ N 031139 (л.д.42).
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
ООО "Контраст Плюс" не представлено доказательств принятия мер, направленных на соблюдение требований по осуществлению перевозок пассажиров.
Судом первой инстанции правомерно не принят довод заявителя о наличии согласования маршрута в связи со следующим.
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения в межсубъектном сообщении регламентируются как федеральным, так и региональным законодательством, а именно приказом Министерства транспорта Российской Федерации, от 14.08.2003 N 178 "Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации", Законом Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-03 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области", Постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы", а также Временным порядком согласования автобусных маршрутов регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации - Московской областью и городом Москвой, утвержденный протоколом от 22.05.2009 N 61-07-66/9 "О взаимодействии в организации автобусных маршрутов регулярных перевозок между Московской областью и городом Москвой".
Названные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы и Московской области приняты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Из смысла положений указанных нормативных правовых актов следует, что маршрут может эксплуатироваться только после утверждения паспорта маршрута.
В апелляционной жалобе ООО "Контраст Плюс" ссылается на документ о согласовании паспорта маршрута от 31.03.2009 г.
Однако, данный документ в материалы дела заявителем представлен не был.
Соответственно указанный в апелляционной жалобе довод общества о согласовании межрегионального автобусного маршрута N 597 "г.Москва (ст.м. Молодежная) - платформа Ромашково" на момент проверки административного органа не подтвержден доказательствами, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклонен.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, опровергали выводы суда первой инстанции, либо влияли на обоснованность и законность принятого по делу решения, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-33054/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.Г. Хомяков |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33054/2014
Истец: ООО "Контраст Плюс"
Ответчик: Государственное казенное учреждение города Москвы "Организатор перевозок"
Третье лицо: Государственное казенное учреждение города Москвы "Организатор перевозок"