город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2014 г. |
дело N А32-22264/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии:
от заявителя: представителя Демьяненко К.В. по доверенности от 16.06.2014;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.09.2014 по делу N А32-22264/2014
по заявлению: открытого акционерного общества "НЭСК-электросети"
к заинтересованному лицу: Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
об оспаривании постановления
принятое в составе судьи Хмелевцевой А.С.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - общество, ОАО "НЭСК-электросети") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 29.05.2014 N 162А/2014.
Решением суда от 01.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также отсутствием оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного и применения к рассматриваемому случаю положений Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П о возможности снижения суммы штрафа ниже низшего предела санкции.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, ссылаясь на то, что антимонопольным органом была нарушена процедура привлечения к административной ответственности, предусмотренная Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Кром того, апеллянт указывает на возможность признания вмененного в вину общества правонарушения малозначительным либо применение к рассматриваемому случаю положений Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П.
Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Антимонопольный орган своего представителя в судебное заседание не направил, о месте, дате и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без его участия.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил снизить размер назначенного административным органом штрафа ниже низшего предела санкции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в антимонопольный орган поступила жалоба от ООО "ВТ-Ресурс" на действия ОАО "НЭСК-электросети" (ул. Северная, 247, г. Краснодар, 350049), выразившиеся в нарушении сроков предоставления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам энергопринимающих устройств объекта КТПП-488, расположенного по адресу: г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Золотая Рыбка, в срок, предусмотренный пунктом 15 Правил технологического присоединения N 861.
По результатам рассмотрения обращения указанного лица антимонопольный орган установил признаки нарушения ОАО "НЭСК-электросети" части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Определением от 21.04.2014 в отношении ОАО "НЭСК-электросети" возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении сроков предоставления ООО "ВТ-Ресурс"" проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО "НЭСК-электросети" энергопринимающих устройств объекта - КТПП-488, расположенного по адресу г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Золотая Рыбка, в срок, предусмотренный пунктом 15 Правил технологического присоединения.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административный орган принял оспариваемое постановление от 29.05.2014 N 162А/2014 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения по частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности отклонения нижестоящим судом заявленных требований.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильном и основанному на обстоятельствах дела выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, при этом суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 9.21 КоАП РФ нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ устанавливает квалифицированный признак административного правонарушения, предусмотренного данной статьей - повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи; размер санкции составляет для юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" контроль за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям возложен на Федеральную антимонопольную службу.
В соответствии со статьей 26 ФЗ от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц (далее - энергопринимающие устройства) к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ОАО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
С учетом вышеизложенного, ОАО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей на территории Краснодарского края, в том числе муниципального образования г. Новороссийск, с долей 100 %.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ВТ-Ресурс" в целях заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта - КТПП-488, расположенного по адресу: г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Золотая Рыбка, в адрес сетевой организации подало заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта к электрическим сетям ОАО "НЭСК-электросети".
Заявка зарегистрирована сетевой организацией 27.08.2013 за N 3745. Объем запрошенной мощности составил 150 кВт, в том числе существующая 96 кВт.
На запрос антимонопольного органа ОАО "НЭСК - электросети" представлены: договор об осуществлении технологического присоединения N 3-55-13-1325, технологические условия для присоединения к электрическим сетям N 3-55-13-1325, а также копия журнала регистрации выдачи проектов договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Материалами дела подтверждается, что договор об осуществлении технологического присоединения N 3-55-13-1325 был получен ООО "ВТ-Ресурс" 23.10.2013.
С учетом того, что заявка на заключение договора на технологическое присоединение зарегистрирована ОАО "НЭСК-электросети" ООО "ВТ-Ресурс" 27.08.2013 за N 3745, а фактические действия по предоставлению проекта договора N 3-55-13-1325 осуществлены 23.10.13, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что ОАО "НЭСК-электросети" нарушило срок рассмотрения заявки ООО "ВТ-Ресурс" на технологическое присоединение к электрической сети. Переписка в порядке абзаца 7 пункта 15 Правил технологического присоединения N 861 между ООО "ВТ-Ресурс" и сетевой организацией не велась.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ОАО "НЭСК-электросети" нарушил срок рассмотрения заявки ООО "ВТ-Ресурс" на технологическое присоединение к электрической сети, предусмотренный пунктом 15 Правил технологического присоединения N 861, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом при рассмотрении настоящего дела также установлено, что постановлением о наложении штрафа по делу от 24.12.2013 N 499А/2013 ОАО "НЭСК - электросети" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей; постановлением о наложении штрафа по делу N 186А/2014 от 15.05.2014 N 7479/6 ОАО "НЭСК - электросети" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей за нарушение установленных законодательством сроков предоставления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
Исходя из изложенного, учитывая повторное совершение обществом административного правонарушения в течение года, антимонопольный орган правильно квалифицировал названное деяние общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, исключающих наличие состава административного правонарушения в деяниях общества при указанных фактических обстоятельствах, в материалах дела не имеется.
Общество, будучи лицом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей на территории Краснодарского края, в том числе муниципального образования г. Новороссийск, с долей 100 %, допустил нарушение сроков предоставления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО "НЭСК-электросети".
Имея возможность для соблюдения правил и норм, установленных пунктом 15 Правил технологического присоединения N 861, за нарушение которых частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что антимонопольным органом была нарушена процедура привлечения к административной ответственности, предусмотренная Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отклоняется апелляционным судом, поскольку указанный закон не регламентирует процедуру привлечения к административной ответственность. Производство по делу об административном правонарушении велось в соответствии с нормами КоАП РФ.
Нарушений антимонопольным органом положений КоАП РФ, регламентирующих процедуру привлечения к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Антимонопольным органом за совершённое правонарушение на общество наложен минимальный административный штраф из допустимых санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ - 600 000 рублей.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности признания совершённого обществом правонарушения малозначительным у суда апелляционной инстанции не имеется. Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ. В связи с этим ссылка общества на малозначительность правонарушения апелляционным судом
Довод апелляционной жалобы о наличии оснований для снижения назначенного административного штрафа ниже низшего предела санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, отклоняется как неосновательный, поскольку апелляционным судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей санкцией пределах (600 000 рублей) не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Общество не обосновало экономическую разорительность данной санкции и документально не подтвердило довод о том, что назначенный антимонопольным органом административный штраф по своему размеру является дискриминационным.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное в данном случае административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что антимонопольный орган доказал законность и обоснованность своего постановления, а также предоставил достаточные доказательства соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 29.05.2014 N 162А/2014 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В связи с этим решение суда первой инстанции не подлежит отмене. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2014 по делу N А32-22264/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22264/2014
Истец: ОАО "НЭСК - электросети", ОАО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: УФАС по КК