г. Москва |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А40-107454/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Тандер"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2014 по делу N А40-107454/14
принятое судьей Полукаровым А.В. (шифр судьи: 154-925)
по заявлению Управления Роспотребнадзора по г. Москве (129626, Москва, ул.
Графский переулок, д. 4/9)
к ЗАО "Тандер" (ОГРН 1022301598549,350002, Краснодар, ул. Леваневского, 185)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
Попова М.В. по доверенности от 23.10.2013; |
от ответчика: |
Шершнев В.И. по доверенности от 27.07.2014; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве с заявлением о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением суда от 06.10.2014 привлечено к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ ЗАО "Тандер" и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей. При этом суд исходил из того, что факт выявленного правонарушения отражен в материалах дела и вина ответчика в совершении правонарушения доказана материалами дела.
С решением суда не согласился ответчик - ЗАО "Тандер" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что при проведении отбора проб и проведении лабораторных испытаний продукции административным органом допущено существенное нарушение процессуальных норм.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела, 13.05.2014 г. по адресу: Графский пер., д.4/9 было получено экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" от13.05.2014 г N 01-04-70344 по результатам лабораторных исследований пищевой продукции, находящейся в продаже и отобранной в магазине "Магнит" ЗАО "Тандер" по адресу: г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 51, стр. 1, а именно:
- молоко питьевое пастеризованное м.д.ж. 3,2% ТД "Сметанин", 1л. Изготовитель: ОАО "Брянский молочный комбинат" (г. Брянск, ул. 50-й Армии, д. 2-Б), дата выработки 18.04.2014, срок годности до 25.04.2014 при температуре 4_2°С - по физико-химическим показателям не отвечает требованиям гл. 9 ст.7 Федерального закона от 12.06.2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (обнаружены фитостерины (b-ситостерин, брассикастерин, кампестерин, стигмастерин) в количестве 53,9% от суммы стеринов (более 2%), что свидетельствует о наличие в продукте жиров растительного происхождения. По микробиологическим показателям не отвечает гл. II, Р.1, п. 2.2.1 Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю )(обнаружены БГКП в 0,01г., КМАФАнМ 8,4х105 КОЕ/см3, при нормативе не более 1х105 КОЕ/см., по содержанию белка (3,10 г/100г + 0,06г/100г, при нормативе, заявленном на этикетке 2,8 г/100г), по содержанию углеводов (5,40 г/100г +0,27 г/100г, при нормативе, заявленном на этикетке 4,7 г/100г), по показателю энергетической ценности (63,0 ккал/100г +3,2 ккал/100г при нормативе, заявленном на этикетке 58 ккал/100г) не соответствует информации, заявленной производителем на этикетке, что противоречит ст. 1, п. 3; ст.4.12. п.1 Техническому регламенту Таможенного союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 881.
- сельдь филе-кусочки в масле (пресервы) ТМ "Океан ТРК". 1/380 гр. Изготовитель: ООО "Океан Трейдинг Компани-П" (Санкт-Петербург, ул. Подбельского, д.5), дата выработки 15.03.2014, срок хранения до 29.06.2014 при температуре 8_6°С по микробиологическим показателям не отвечает гл. II, Р.1, ст. 1.5, п. 3.2.3 Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю.)(КМАФАнМ 4,2x105, при нормативе не более 2x105, дрожжи 140 КОЕ/г, при нормативе не более 100 КОЕ/г, плесени 400 КОЕ/г, при нормативе не более 10 КОЕ/г), что создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан (расстройство желудочно-кишечного тракта, диарея, употребление в пищу продукции с бактериями группы кишечных палочек приводит к пищевому отравлению).
05.06.2014 г. ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по городу Москве в присутствии представителя заявителя по доверенности от 26.03.2014 г. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЗАО "Тандер", административная ответственность за которое предусмотрена по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов) под нормативными документами понимаются в том числе, государственные стандарты, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов.
В силу п.2 ст.3 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно п.1 ст.9 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
На основании п.1 ст.22 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота (п.2 ст.22).
Согласно ст.11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ст.32 указанного закона, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, и направлен на недопущение производства продукции, не соответствующей государственным стандартам качества и безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 6 ст.15 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ТАНДЕР" допущены нарушения требований Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" от 12.06.2008 г. N 88-ФЗ, Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", гл. II, Р.1, ст. 1.5, п. 3.2.3 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору.
Факт совершения административного правонарушения, выразившегося в реализации продукции не соответствующей требованиям технического регламента подтверждается материалами дела.
Доводы Общества о том, что проведение испытаний осуществлено в нарушение положений ст. 26.4 КоАП РФ не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и оснований для вывода о недостоверности полученного административным органом экспертного исследования судом не установлено.
При этом нарушение Технического регламента о безопасности пищевой продукции несет потенциальную угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), а соответственно угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, то есть образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии состава административного правонарушения, совершение его Обществом, а также наличие всех необходимых условий для привлечения его к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ.
Протокол отбора образцов продукции, составлялся в присутствии представителя ответчика.
Экспертное заключение составлено на основании поручения Управления Роспотребнадзора по г. Москве N 01-04-70344 от 31.03.2014 г. Распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 04.02.2014 г. N 01-0025 получено ответчиком (л.д.7).
Нарушений, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.
Вина ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ установлена, при наличии возможности соблюдения требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ЗАО "ТАНДЕР" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что срок привлечения к ответственности по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ, на дату рассмотрения дела в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
Суд первой инстанции правомерно с учетом отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, назначил административный штраф в минимальном размере санкции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в размере 300 000 руб. Оснований для снижения размера штрафа не установлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
В соответствии с ч.2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2014 по делу N А40-107454/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107454/2014
Истец: Управление Роспотребнадзора по г. Москве
Ответчик: ЗАО "Тандер"