г. Вологда |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А44-6526/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационные услуги" Балашова А.В. по доверенности от 28.11.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационные услуги" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 марта 2014 года по делу N А44-6526/2013 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационные услуги" (ОГРН 1075331001448; далее - ООО "Жилищно-эксплуатационные услуги", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным в части пунктов 1, 2, 3 предписания Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (ОГРН 104530029094; далее - управление, административный орган) от 20.11.2013 N 97/ГО об устранении нарушений требований законодательства в области гражданской обороны.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 06 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд не дал правовой оценки разграничению обязанностей общества в области организации и ведения гражданской обороны и обеспечения средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) населения в зависимости от установленных нормативными актами существенных факторов и обстоятельств, в которых они начинают действовать. Соответственно, основными доводами жалобы являются прекращение деятельности предприятия в военное время, размещение сотрудников в пригородной безопасной зоне, которая не может быть отнесена к группам по гражданской обороне, отсутствие обязанности создать запас противогазов для обеспечения ими работников.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Административный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы, пояснил, что в предписании не указано в том числе конкретной марки противогазов, что делает его неисполнимым.
Определениями от 18.09.2014 и от 16.10.2014 в составе суда произведена замена, рассмотрение дела начато с начала.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения управления от 25.10.2013 N 156/ГО в отношении ООО "Жилищно-эксплуатационные услуги" проведена внеплановая выездная проверка с целью надзора за выполнением ранее выданного предписания от 01.11.2012 N 94/ГО (л. д. 31).
По результатам проверки составлен акт N 164/ГО, согласно которому установлено, что общество не выполнило пункты 1-16 предписания от 01.11.2012 (л.д. 33-34).
В целях устранения выявленных нарушений 20 ноября 2013 года обществу выдано предписание N 97/ГО (л.д. 35-36), согласно пунктам 1, 2 и 3 которого обществу предложено обеспечить всех работников ООО "Жилищно-эксплуатационные услуги" средствами индивидуальной защиты (противогазами), создать 5 % запас противогазов в размере от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов, разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам общества в установленные сроки.
Не согласившись с пунктами 1-3 данного предписания, общество обратилось с иском в суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ):
гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются:
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее - Положение N 687).
Согласно пункту 7 данного Положения органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Пунктом 16.4 Положения N 687 установлено, что в рамках мероприятий по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты организации осуществляют, в частности, накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработку планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
В силу пункта 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993), организациями осуществляется обеспечение СИЗ работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Пунктом 6 Положения N 993 предусмотрено, что обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - ГО); в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
Согласно пункту 7 Положения N 993 обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно-опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 993 накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения:
для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100 % от общей численности таких работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций;
для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100 % от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5 % от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Согласно информации ГУ МЧС России по Новгородской области территория города Боровичи отнесена к группе по гражданской обороне, на территории города Боровичи расположены организации, отнесенные к категории по гражданской обороне (л.д. 65). Следовательно, общество располагается на территории города Боровичи, которая отнесена к группе по гражданской обороне и является населенным пунктом с объектами, отнесенными к категориям по ГО, то есть является категорированной территорией.
Довод общества о том, что прекращение функционирования организации в военное время является основанием для освобождения ее от обязанности по созданию запасов СИЗ, на основании вышеизложенного подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах управление обоснованно в пунктах 1 - 3 оспариваемого предписания предписало обществу обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты - противогазами с учетом 5 % запаса, разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 марта 2014 года по делу N А44-6526/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационные услуги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6526/2013
Истец: ООО "Жилищно-эксплуатационные услуги"
Ответчик: Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Новгородской области
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Новгородской области