г. Москва |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А40-117988/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Люкс-Сервис" на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2014 г. по делу N А40-117988/14 (139-1014) судьи Корогодова И.В.
по заявлению ООО "Люкс-Сервис" (ОГРН 1117746856347)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Захаров М.Е. по дов. от 22.06.2014 г.; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Люкс-Сервис" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее Департамент) N 1105-511/2013 от 23.05.2014 г. о привлечении общества к административной ответственности на основании ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы, решения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 30.06.2014 г. по жалобе на постановление о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2014 г. вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о нарушении обществом природоохранного законодательства послужившего основаниям для вынесения оспариваемых постановления и решения и наличии в действиях общества события и состава вмененного ему правонарушений, с учетом соблюдения ответчиком порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования. Ссылается на недоказанность в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.ст.121, 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы поступило обращение Караваевой Е.С. от 31.10.2013 г. N 05-31-861/13 по факту уборки листвы на озелененных территориях по адресам: ЮАО, ул.Высокая, д.15, д.17, д.18; Нагатинская наб., д.22, д.26 с приложением фотоматериалов (5 снимков).
07.11.2013 г. в период времени 10 ч. 15 мин. - 10 ч. 40 мин. сотрудниками Департамента было проведено обследование по адресам: ЮАО, ул.Высокая, д.15, д.17, д.18; Нагатинская наб., д.22, д.26.
В ходе обследования был выявлен факт того, что на придомовых и дворовых территориях на расстоянии более 5 метров от дворовых проездов на озелененных территориях рабочими в спец.одежде под пологом возрастных деревьев производится сбор опавшей листвы и иного древесного опада в кучи с последующей укладкой в черные полиэтиленовые мешки, что является нарушением требований ст.2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", п.4.2.2 "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, за что ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность. В ходе обследования произведена фотосъемка (20 снимков).
Согласно ч.1 ст.2.6.2 КоАП РФ административные правонарушения в области благоустройства территории предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, в части содержания эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото-киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости.
Из материалов административного дела следует, что при обследовании, проведенном 07.11.2013 г. в период времени 10 ч. 15 мин. - 10 ч. 40 мин. по адресам: ЮАО, ул. Высокая, д.15, д.17, д.18; Нагатинская наб., д.22, д. старшим государственным инспектором города Москвы по охране природы Е.В.Белоцерковской, специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме, не применялись.
По результатам обследования составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 07.11.2013 г. N 1105-511/2013, фотоматериалы являются приложением к акту обследования.
По факту выявленных нарушений в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ в отношении неустановленного лица вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.11.2013 г. на основании ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы.
По результатам административного расследования 21.04.2014 г. старшим государственным инспектором города Москвы по охране природы Белоцерковской Е.В. был составлен протокол об административном правонарушении N 1105-511/2013 в отношении ООО "Люкс-Сервис", на основании которого оспариваемым постановлением Управление Государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 23.05.2014 г. N 1105-511/2013 ООО "Люкс-Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.4.17 КоАП г. Москвы, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 2 ст.4.17 КоАП г.Москвы установлена административная ответственность за нарушение правил содержания зеленых насаждений и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 г. N 939-ПП "Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области окружающей среды в городе Москвы.
Из постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 г. N 939-ПП "Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" следует, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы имеет полномочия по рассмотрению, ведению административных дел в области охраны окружающей среды города Москвы, а также вынесению Постановления за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, протокол составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом Департамента в пределах предоставленных им полномочий.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений порядка привлечения товарищества к административной ответственности, которые согласно п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления.
Согласно информации, представленной ГБУ города Москвы "Жилищник района Нагатино-Садовники" (письмо от 15.11.2013 г. N 776), обслуживание придомовой и дворовой территории, в том числе по содержанию зеленых насаждений по адресам: ул.Высокая, д.15, д.17, д.18; Нагатинская наб., д.22, д.26 осуществляет ООО "Люкс-Сервис", согласно государственному контракту N 07-ЭА/13 от 17.01.2013 г. на выполнение работ по комплексному содержанию (ручная, механизированная уборка, содержание элементов благоустройства и озеленения, а также регламентные работы в рамках текущего ремонта) придомовых и дворовых территорий, внутриквартальных проездов района Нагатино-Садовники (участок N 3). Дворовые территории по адресам: ул.Высокая, д.15, д.17, д.18; Нагатинская наб., д.22, д.26 входят в адресный список дворовых территорий, находящихся на обслуживании ГБУ "Жилищник района Нагатино-Садовники", участок N 3.
Согласно Государственному контракту N 07-ЭА/13 от 17.01.2013 на выполнение работ по комплексному содержанию (ручная, механизированная уборка, содержание элементов благоустройства и озеленения, а также регламентные работы в рамках текущего ремонта) придомовых и дворовых территорий, внутриквартальных проездов района Нагатино-Садовники (участок N 3) ГБУ "Жилищник района Нагатино-Садовники" является Заказчиком, ООО "Люкс-Сервис" является Подрядчиком: п. 1.1.Подрядчик по заданию и за счет Заказчика осуществляет выполнение работ по комплексному содержанию (ручная, механизированная уборка, содержание элементов благоустройства и озеленения, а также регламентные работы в рамках текущего ремонта) придомовых и дворовых территорий, внутриквартальных проездов района Нагатино-Садовники (участок N3), в соответствии с Техническим заданием (приложение 1 к Контракту), а также иных действующих нормативных и нормативно-правовых актов, норм, регламентов, правил, инструкций, стандартов действующих на момент выполнения работ; п.1.2.Комплексное содержание дворовых территорий включает в себя следующие виды работ: с 1 апреля по 31 октября включительно в том числе уборка газонов; п.1.3.1.Подрядчик полностью понимает и осознает характер и объемы Работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение Работ, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение Работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением Работ; п.1.3.2.Подрядчик получил и изучил все материалы Контракта, включая техническую документацию, и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество Работ, в полном объеме; п.3.3.Критерием оценки качества работ является фактическое санитарно-техническое состояние дворовых территорий и внутриквартальных проездов, элементов благоустройства; п.3.5.Оценка качества выполненных работ производится в соответствии с настоящим контрактом, нормативными и нормативно-правовыми актами, нормами, регламентами, правилами, инструкциями, стандартами действующими на момент выполнения работ; п.4.2.1.Подрядчик обязан качественно и в установленный срок выполнить работы, предусмотренные п. 1.1 настоящего Контракта в соответствии с Техническим заданием; п.8.1. Контракт вступает в силу с 01.01.2013 г. и действует до 31.12.2013 г.
В соответствии со статьей 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений", защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействий, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательств Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Статьей 7 названного Закона установлено, что на озелененных территориях и зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Согласно п.8 приложения N 1 к Государственному контракту N 07-ЭАУ13 от 17.01.2013 г., комплексное содержание дворовых территорий должно осуществляться в соответствии с регламентами работ.
Перечень, состав, кратность, сроки, трудоемкость выполнения регламентных работ определены на основании документов, учитывающих организационно-технические условия выполнения работ по содержанию дворовых территорий, объектов благоустройства и внутриквартальных проездов в г. Москве и действующих в настоящее время: в том числе Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП.
Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП, являются нормативно - правовым актом города Москвы, регламентирующим содержание газонов в городе Москве.
Согласно п.2.12. Правил содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время.
К комплексному содержанию дворовых территорий так же относится содержание газона. Согласно п/п. 4.2.2 Правил на газонах лист сгребать на полосе шириной: вдоль дворовых проездов и проездов в парковых зонах - до 5 метров, а также на дворовых территориях с искусственным покрытием, в том числе детских и спортивных площадках. На газонах остальных территорий, в том числе лесопарков, парков, скверов, бульваров лист не убирается.
ГБУ "Жилищник района Нагатино-Садовники" представлен Акт приемки выполненных работ N 7-С от 31.10.2013 г., подписанный директором ГБУ "Жилищник района Нагатино-Садовники" Р.В.Курбатовым и директором ООО "Люкс-Сервис" М.Г.Миненковым.
Согласно акту приемки выполненных работ N 11 от 30.11.2013 г., подписанного директором ГБУ "Жилищник района Нагатино-Садовники" Р.В.Курбатовым и директором ООО "Люкс-Сервис" М.Г.Миненковым, произведено снятие по акту за некачественную уборку территории на сумму 217 887,90 руб.
Как следует из материалов дела, 07.11.2013 г. в период времени с 10 ч. 15 мин. до 10 ч. 40 мин., при имеющейся возможности для соблюдения перечисленных норм, установленных нормативно-правовыми актами города Москвы, ООО "Люкс-Сервис", в соответствии с Государственным контрактом N 07-ЭА/13 от 17.01.2013 г. на выполнение работ по комплексному содержанию (ручная, механизированная уборка, содержание элементов благоустройства и озеленения, а также регламентных работ в рамках текущего ремонта) придомовых и дворовых территорий, внутриквартальных проездов района Нагатино-Садовники (участок N 3) по адресам: ул. Высокая, д.15, д.17, д.18; Нагатинская наб., д.22, д.26 (ЮАО, район - Нагатино-Садовники) произведен сбор опавшей листвы и иного древесного опада под пологом возрастных деревьев на расстоянии более 5 метров от дворовых проездов на озелененных придомовых и дворовых территориях с нарушением правил содержания зеленых насаждений, т.е. при имеющейся возможности ООО "Люкс-Сервис" не реализованы права и не исполнены обязанности по соблюдению правил содержания зеленых насаждений, установленных правовыми актами города Москвы.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в п.16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Таким образом, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по недопущению нарушения земельного законодательства, заявителем не представлено.
Заявитель не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы N 1105-511/2013 от 23.05.2014 г. о привлечении ООО "Люкс-Сервис" к административной ответственности признано судом законным, обоснованным, решение от 30.06.2014 г., которым указанное постановление оставлено без изменения, также признается судом законным, обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления ответчика действующему законодательству, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2014 г. по делу N А40-117988/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117988/2014
Истец: ООО "Люкс-Сервис"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы