Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2014 г. N 17АП-14852/14
г. Пермь |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А60-7018/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Гребенкиной Н.А., Сусловой О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сажиной К.С.,
при участии:
от ответчика, ООО "Морис" - Бочкарев К.Д., доверенность от 01.12.2014;
от истца, ООО "ИнтерТрейд - не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, ООО "ИнтерТрейд",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 04 сентября 2014 года,
принятое судьей Павловой Е.А.,
по делу N А60-7018/2014
по иску ООО "ИнтерТрейд" (ОГРН 1116670010632, ИНН 6670335370)
к ООО "Морис" (ОГРН 1096672018112, ИНН 6672305149)
о взыскании предоплаты по договорам возмездного оказания услуг, процентов за пользование чужими денежными средствами,
по встречному иску ООО "Морис"
к ООО "ИнтерТрейд"
о взыскании задолженности по договорам возмездного оказания услуг, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИнтерТрейд" (далее - ООО "ИнтерТрейд", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Морис" (далее - ООО "Морис", ответчик) о взыскании задолженности в размере 400 000 руб. 00 коп. по договору N 102 на комплексное маркетинговое обслуживание от 01.09.2013, процентов за пользование чужими денежными средствами в общем размере 12 237 руб. 50 коп. за период с 21.09.2013 по 25.02.2014 и с 19.11.2013 по 25.02.2014 (в рамках дела N А60-7018/2014) (т. 3 л.д. 5-6).
ООО "ИнтерТрейд" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ООО "Морис" о взыскании задолженности в размере в размере 120 000 руб. 00 коп. по договору N 101 на разработку маркетинговой концепции от 26.08.2013, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4 757 руб. 50 коп. за период с 06.09.2013 по 25.02.2014, а также судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. 00 коп. (в рамках дела N А60-7020/2014) (т. 1 л.д. 8-9).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2014 к производству суда принят встречный иск о взыскании с ООО "ИнтерТрейд" в пользу ООО "Морис" задолженности в размере 480 000 руб. 00 коп., а также судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб. 00 коп. (т. 2 л.д. 106-108, т. 2 л.д. 9-14).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2014 дела N А60-7018/2014 и N А60-7020/2014 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения (т. 5 л.д. 105-107). С учетом определения Арбитражного суда Свердловской области от 16.09.2014 делу присвоен норме N А60-7018/2014 (т. 6 л.д. 48-49).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.09.2014 в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречные исковые требования удовлетворены. С ООО "ИнтерТрейд" в пользу ООО "Морис" взыскано 480 000 руб. 00 коп. задолженности, в возмещение судебных расходов денежные средства в сумме 30 000 руб. 00 коп., в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 12 600 руб. 00 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25 % с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты взысканной суммы (т. 6 л.д. 28-43).
Не согласившись с принятым решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначальных исковых требований в полном объеме. Оспаривая решение суда, заявитель жалобы приводит следующие доводы: исполнитель не доказал размер фактически понесенных к моменту расторжения договора расходов и их необходимость; электронная переписка сторон подтверждает лишь обсуждение сторонами вопросов оказания услуг, но не освобождает исполнителя от обязанности передать результат выполненных работ; переписка сторон не подтверждает факт принятия услуг; маркетинговая стратегия, разработка которой являлась предметом договора N 101, не была разработана и передана истцу, факт незавершенности работ ответчиком не оспаривался, промежуточные результаты по разработке маркетинговой стратегии в рамках договора N 102 не передавались истцу и не могут представлять для истца потребительской ценности, работа по реализации маркетинговой стратегии не выполнена; в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие факт использования результатов работ по договору N 101, без разработки маркетинговой стратегии невозможна ее реализация по договору N 102; истец отрицает факт использования результата работ в связи с его отсутствием; акты оказанных услуг не могут считаться подписанными, а услуги оказанными без замечаний, поскольку нет отчетных документов; ответчик не подтвердил размер фактических расходов в соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ответчик указал, что с обжалуемым решением суда согласен, основания для его изменения или отмены отсутствуют, нарушений или неправильного применения норм материального или норм процессуального права не имеется.
В заседании апелляционного суда представитель ответчика просил решение суда оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ответчика заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к отзыву на апелляционную жалобу: распечаток с интернет-сайта spa-салона Shambala от 09.12.2014 на 5 листах.
Судом апелляционной инстанции заявленное представителем ответчика ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ, в его удовлетворении отказано на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку с учетом даты, на которую дополнительные доказательства сформированы ответчиком (09.12.2014), то есть, после принятия судом первой инстанции обжалуемого решения, на принятие решения данные документы повлиять не могли.
Дополнительные документы, в приобщении которых судом апелляционной инстанции отказано, возвращены представителю ответчика в судебном заседании.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ООО "ИнтерТрейд" (заказчик) и ООО "Морис" (исполнитель) заключены договор на разработку маркетинговой концепции N 101 от 26.08.2013 (далее - договор N 101 от 26.08.2013, т. 1 л.д. 36-40) и договор на комплексное маркетинговое обслуживание N102 от 01.09.2013 (далее - договор N 102 от 01.09.2013, т. 3 л.д. 30-37).
Согласно п. 1.1. договора N 101 от 26.08.2013 исполнитель обязался оказать маркетинговые услуги и услуги по разработке маркетинговой стратегии (кампании) заказчика, а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги. Конкретный перечень услуг, оказываемый исполнителем заказчику, указывается в приложениях к договору. Приложения содержат перечень услуг, сроки их оказания (в том числе график оказания услуг) стоимость, также могут содержать сроки согласования отдельных этапов оказания услуг заказчиком, а также требования, предъявляемые заказчиком к оказываемым исполнителем услугам. Приложения являются неотъемлемой частью договора и действительны, если они подписаны обеими сторонами договора.
В п. 1.2. договора стороны указали, что для целей договора используются следующие понятия:
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Информационные материалы - сведения (сообщения, данные), предоставленные заказчиком (или изготовленные по его заданию исполнителем) независимо от формы их представления, не являющиеся рекламой.
Маркетинговый план - документ, предоставленный исполнителем в котором описаны действия исполнителя, служб заказчика и третьих лиц, направленные на реализацию маркетинговой стратегии, содержащий график работ, описание работ, бюджет, планируемые результаты на 30 дней.
Маркетинговая стратегия - документ, в котором описаны действия исполнителя, служб заказчика и третьих лиц, в сфере рекламы, маркетинга, PR и управления, направленные на достижение маркетинговых результатов предприятием заказчика, документ содержит график работ, описание работ, бюджет, принципы формирования бюджета, критерии оценки эффективности работы, общие рекомендации службам заказчика на 12 месяцев.
При этом объектом договора в соответствии с приложением к нему могут быть как исключительно рекламные, так и информационные (не рекламные) материалы самостоятельно или в совокупности (рекламно-информационные материалы).
В силу п. 1.4. договора результатом оказания услуг, указанных в п. 1.1. договора являются: документы, указанные сторонами в п. 1.2. приложения N 1 к договору.
В соответствии с п. 3.1. договора оплата услуг, указанных в каждом конкретном приложении к договору, осуществляется заказчиком в размере, порядке и на условиях, указанных в соответствующем приложении к договору, а также в случае наступления событий, указанных в п. 3.7. договора. Заказчик обязан оплатить оказываемые исполнителем услуги в сроки, указанные в соответствующем приложении к договору.
Согласно п. 3.5. договора одновременно с подписанием окончательного акта оказанных услуг исполнитель передает заказчику по акту приема-передачи результат оказания услуг, а именно документы, перечисленные в п. 1.4. договора.
Акты оказанных услуг направляются исполнителем на подпись заказчику в течение 5 дней с момента окончания оказания услуг, согласно соответствующему приложению к договору. Заказчик обязан в течение 5 дней рассмотреть акт оказанных услуг и подписать его, либо в тот же срок представить мотивированный отзыв от его подписания. В случае невозвращения и/или не предоставления мотивированного отзыва от подписания акта оказанных услуг в указанный срок, акт считается подписанным, а услуги принятыми без замечаний (п. 3.6. договора).
Подпунктом "а" пункта 6.2. договора установлено, что расторжение договора по любым основаниям не освобождает стороны от выполнения обязательств, предусмотренных настоящим договором, не исполненных до даты его расторжения, и не лишает сторону, чьи права по настоящему договору нарушены в результате невыполнения обязательств другой стороной, права требовать защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 7.1. договора предусмотрено, что стороны назначили контактных (уполномоченных) лиц, осуществляющих согласование всех необходимых вопросов в процессе оказания услуг по договору. Со стороны заказчика: Николаев Владимир Александрович, e-mail: hugo_05@mail.ru, тел. +7 904 169 99 99, адрес для доставки корреспонденции: Екатеринбург, ул. Малышева, 5, шестой этаж, рецепция фитнес клуба "Экстрим". Со стороны исполнителя: Сагиров Марат Ильясович, e-mail: marat-sagirov@yandex.ru"., тел. +7 963 041 33 33, адрес для доставки корреспонденции: Екатеринбург, ул. Урицкого, 7, офис Morris.
Пунктом 7.3. договора стороны установили, что переписка между уполномоченными лицами по электронной почте, по вопросам согласования сроков, стоимости, объемов, перечня услуг, а также иных необходимых согласований, является законной и приравнивается к нарочному приему требования о согласовании, и при получении согласований является полученным подтверждением согласования поставленного вопроса. Срок согласования указывается в соответствующем требовании.
К договору N 101 от 26.08.2013 сторонами подписано приложение N 1 (т. 1 л.д. 41-43).
В силу п. 1.1. приложения N 1 к договору N 101 от 26.08.2013 для целей договора используются следующие понятия:
Маркетинговый план - документ, предоставленный исполнителем в котором описаны действия исполнителя, служб заказчика и третьих лиц, направленные на реализацию маркетинговой стратегии, содержащий график работ, описание работ, бюджет, планируемые результаты на 30 дней. Формат документа EXEL.
Маркетинговая стратегия - документ, в котором описаны действия исполнителя, служб заказчика и третьих лиц, в сфере рекламы, маркетинга, PR и управления, направленные на достижение маркетинговых результатов предприятием заказчика, документ содержит график работ, описание работ, бюджет, принципы формирования бюджета, критерии оценки эффективности работы, общие рекомендации службам заказчика на 12 месяцев. Формат документа: таблица EXEL, сопроводительная записка.
Брэнд Бук - документ, представляемый в формате презентации и комплекса файлов в профессиональных программах, содержащий информацию и правила использования уникальных элементов Бренда: логотип, фирменный знак, фирменные цвета, фирменные шрифты, схемы формирования материалов с использованием элементов Бренда.
Медиа стратегия - документ, в котором содержится разработанная концепция распределения рекламных сообщений заказчика в рекламных каналах (TV, Радио, Наружная Реклама, Интернет и другие), а также конкретных носителей основанная на исследовании рынка, ресурсов и задач заказчика. Задача Медиа Стратегии максимально эффективно использовать ресурсы заказчика. Форма документы: таблица EXEL, сопроводительная презентация с примерами рекламных носителей.
Медиа План - документ, содержащий адресную программу, бюджет с указанием мест выхода и формата размещения на 1 месяц, содержащий забронированные рекламные ресурсы. Формат документа: таблица EXEL.
PR Стратегия - документ, содержащий концепцию и схему работы с использованием платных и бесплатных PR инструментов (социальные сети, пресса, СМИ, FLESH мобы, медиа поводы), схему работы PR службы, расчет стоимости работы PR службы и ожидаемые результаты, основанные на исследованиях рынка, ресурсов и целей заказчика. Формат документа: таблица EXEL, сопроводительная презентация с описанием инструментов.
EVENT Стратегия - документ, содержащий разработанные концепции мероприятий, схемы, подготовки, организации и проведения мероприятий, график мероприятий, расчет стоимости и предполагаемые результаты на год. Формат документа: таблица EXEL, сопроводительная презентация.
EVENT tool box - разработанный оптимальный набор инструментов для проведения мероприятий, созданный с целью проводить максимально эффективные мероприятия с минимальными затратами ресурсов и времени, при этом обеспечить высокие стандарты качества. Формат документа: презентация.
Креативная Стратегия (Креативная Платформа) - стратегия построения коммуникации с аудиторией с использованием основных рекламных инструментов, разработанная с учетом задач и ресурсов Заказчика, содержит рекламные образы, тезисы, макеты, сценарии роликов в количестве, необходимом на 12 месяцев.
Система KPI - документ, содержащий список критериев оценки эффективности работы предприятия (основные и вспомогательные), методику оперативного контроля индикаторов эффективности, алгоритмы оперативного управления индикаторами эффективности, расчет значений индикаторов эффективности, необходимых для решения задач заказчика.
Согласно п. 1.2 приложения N 1 к договору в состав услуг исполнителя оказываемых в рамках договора входит:
- Разработка и обслуживание маркетинговой стратегии для фитнес клубов "EXTREME", расположенных по адресу: г. Екатеринбург, Малышева, 5, 6 этаж и Екатеринбург, ул. Уктусская 42, на 12 (двенадцать месяцев);
- Разработка (переработка) бренд бука для фитнес клубов "EXTREME", расположенных по адресу: Екатеринбург, Малышева, 5, 6 этаж и Екатеринбург, ул. Уктусская 42, на 12 (двенадцать месяцев);
- Разработка (переработка) бренд бука для СПА Центров, расположенных по адресу: Екатеринбург, Малышева, 5, 6 и Екатеринбург ул. Уктусская, 42, на 12 (двенадцать месяцев);
- Разработка медиа стратегии для фитнес клубов "EXTREME", расположенных по адресу: Екатеринбург, Малышева, 5, 6 этаж и Екатеринбург, ул. Уктусская, 42, на 12 (двенадцать месяцев);
- Разработка Event стратегии и Event tool box для фитнес клубов "EXTREME", расположенных по адресу: Екатеринбург, Малышева, 5, 6 этаж и Екатеринбург ул. Уктусская, 42, на 12 (двенадцать месяцев);
- Разработка и обслуживание креативной концепции для фитнес клубов "EXTREME", расположенных по адресу: Екатеринбург, Малышева, 5, 6 этаж и Екатеринбург, ул. Уктусская, 42 на 12 (двенадцать месяцев);
- Разработка системы KPI для фитнес клубов "EXTREME", расположенных по адресу: Екатеринбург, Малышева, 5, 6 этаж и Екатеринбург, ул. Уктусская, 42, на 12 (двенадцать месяцев);
- Разработка и обслуживание других документов, необходимых для реализации комплексного маркетингового обслуживания, таких как: схема взаимодействия с клиентами, перечень и стоимость услуг, коммерческие предложения, презентация клуба, техническое задание на разработку сайта и др.
Стоимость услуг исполнителя составляет 1 200 000 руб., в том числе НДС 18 % (п. 2 приложения N 1 к договору).
В п. 3 приложения N 1 к договору стороны предусмотрели порядок оплаты: предоплата в размере 10% оплачивается в течение 5 дней с момента подписания договора. Второй платеж в размере 20% заказчик оплачивает спустя 30 дней с момента оплаты предоплаты. Третий платеж в размере 20 % заказчик оплачивает спустя 30 дней с момента оплаты второго платежа. По окончании работ исполнитель обязан предоставить перечисленные в п. 1.1.приложения документы заказчику способом, согласованным в договоре, учесть все замечания заказчика, поступившие способом, согласованным в договоре. Окончательный расчет с исполнителем заказчик обязан произвести не позднее чем через 5 дней с момента подписания актов выполненных работ.
Согласно п. 4 приложения N 1 к договору срок оказания услуг составляет 90 календарных дней с момента поступления предоплаты согласно п. 3.1. на счет исполнителя.
Заказчик перечислил исполнителю предоплату в размере 10 % от общей стоимости услуг 05.09.2013, что подтверждается платежным поручением N 2045 от 05.09.2013 на сумму 120 000 руб. 00 коп. (т. 1 л.д. 44).
Исполнителем разработаны и переданы способом, согласованным в договоре (письмами с вложениями, направленными с адреса электронной почты уполномоченного исполнителем лица marat-sagirov@yandex.ru на адрес электронной почты уполномоченного Заказчиком лица - hugo_05@mail.ru), следующие документы:
Бренд-бук для SPA-салонов Shambala Spa & beauty (файл в формате PDF -shmbl_brandline02-l.pdf.) - письмом с вложением от 28.08.2013, направленным с адреса marat-sagirov@yandex.ru на адрес hugo_05@mail.ru., содержащее текст "В рамках работы по созданию базовых маркетинговых документов мы разработали бренд бук для Спа салонов Shambala Spa. Во вложении отправляю разработанный бренд бук" (т. 1 л.д. 88).
Данный бренд-бук был принят заказчиком без каких-либо замечаний, что также подтверждается ответом на вышеуказанное письмо, отправленным 28.08.2013 с адреса hugo_05@mail.ru на адрес marat-sagirov@yandex.ru, содержащим текст "ок. брендбук согласован. (В.А. Николаев)" (т. 1 л.д. 97).
Бренд-бук для фитнес-клубов "EXTREME" (файл в формате PDF - ess-brand-201_e.pdf) - письмом с вложением от 10.10.2013, направленным электронной почтой с адреса уполномоченного лица исполнителя на адрес уполномоченного лица заказчика, содержащим текст "Владимир во вложении файл основного гайд лайна (бренд бука) Экстрим прошу ознакомиться и согласовать для дальнейшей работы" (т. 1 л.д. 99).
Никаких замечаний, возражений относительно данного документа заказчиком заявлено не было.
Маркетинговая программа продвижения продуктов фитнес-клуба "EXTREME" (файл в формате PDF - ESS_mpb_2910-l.pdf) - письмом с вложением от 06.11.2013, направленным уполномоченным лицом исполнителя на адрес уполномоченного лица заказчика (т. 1 л.д. 113).
Креативная платформа (концепция) для фитнес-клуба "EXTREME" (файл в формате PDF - ESS_12-2.pdf) - письмом с вложением от 14.11.2013, направленным с адреса marat-sagirov@yandex.ru на адрес hugo_05@mail.ru". (т. 1 л.д. 130).
Медиа-стратегия для фитнес-клуба "ЕХТЯЕМЕ" и Схема взаимодействия с клиентами (файл в формате PDF - ESS_strategy.pdf) - письмом с вложением от 28.11.2013, направленным с адреса marat-sagirov@yandex.ru на адрес hugo_05@mail.ru". (т. 1 л.д. 143).
Кроме того, логотип SPA-салонов Shambala Spa & beauty, разработанный в рамках исполнения договора исполнителем и переданный заказчику в виде Бренд-бука, используется заказчиком в настоящее время, в том числе на официальном сайте SPA-салона Shambala (http://shambala.blizko.ru/), что подтверждается распечатанной на бумажном носителе копией страницы сайта SPA-салонов Shambala Spa & beauty, расположенной в сети Интернет по адресу - http://shambala.blizko.ru/ (т. 1 л.д. 128).
Кроме того, исполнителем в соответствии с п. 3.6. договора на подпись заказчику почтой ценными письмами с описью вложения направлялись акты оказанных услуг:
- Акт N 105 от 30.09.2013 на сумму 120 000 руб. 00 коп. (т. 1 л.д. 156), что подтверждается описью вложения от 15.11.2013 (т. 1 л.д. 157);
- Акт N 147 от 31.10.2013 на сумму 240 000 руб. 00 коп. (т. 1 л.д. 158), что подтверждается описью вложения от 05.12.2013 (т. 1 л.д. 159);
- Акт N 148 от 29.11.2013 на сумму 240 000 руб. 00 коп. (т. 1 л.д. 160), что подтверждается описью вложения от 05.12.2013 (т. 1 л.д. 161).
Акт N 105 от 30.09.2013 заказчиком оплачен, но не подписан. Остальные акты оказанных услуг не оплачены, не подписаны со стороны заказчиком, мотивированные отказы от подписания актов оказанных услуг заказчиком исполнителю не представлены, следовательно, в силу п. 3.6. договора, данные акты считаются подписанными, а услуги принятыми без замечаний.
Заказчиком оказываемые и принимаемые им услуги в сроки, установленные договором, не оплачивались.
Поскольку заказчик свои обязательства по оплате оказываемых ему и принимаемых им услуг не выполнил в установленные приложением N 1 к договору сроки, исполнитель, руководствуясь п. 4.3. договора и абзацем 2 п. 2 ст. 328 ГК РФ, приостановил дальнейшее оказание услуг.
20.01.2014 ООО "ИнтерТрейд" в адрес ООО "Морис" направлено уведомление об отказе от исполнения договора, которым заказчик, руководствуясь п. 1 ст. 782 ГК РФ, известил исполнителя об отказе от исполнения договора возмездного оказания услуг, просил в срок до 20.02.2014 вернуть уплаченные по договору 120 000 руб. 00 коп. (т. 1 л.д. 45).
Согласно п. 1.1. договора N 102 от 01.09.2013 исполнитель обязался оказать маркетинговые услуги и услуги по реализации маркетинговой стратегии (кампании) заказчика, а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги. Перечень услуг, оказываемый исполнителем заказчику, указывается в маркетинговой стратегии, которая содержит перечень услуг, сроки их оказания (в т. ч. график оказания услуг), стоимость, а также критерии оценки эффективности реализуемой кампании. Маркетинговая стратегия является неотъемлемой частью договора. В маркетинговую стратегию могут вноситься изменения в процессе оказания услуг, как по инициативе заказчика, так и по инициативе исполнителя, что оформляется дополнительными соглашениями, подписываемыми обеими сторонами договора.
В силу п. 1.2. договора маркетинговая стратегия содержит общий перечень услуг, а также примерные сроки оказания услуг, примерную стоимость оказываемых услуг. Для конкретизации услуг, стоимости и сроков их оказания в рамках маркетинговой стратегии, исполнитель ежемесячно 15 числа предшествующего месяца предоставляет заказчику маркетинговый план, который содержит перечень оказываемых в течение предстоящего месяца услуг, сроки их оказания, стоимость, а также дополнительные требования, в случае наличия, а также бюджет расходов на следующий месяц с указанием сроков платежей. Заказчик обязан согласовать маркетинговый план в течение 3 календарных дней с момента его предоставления исполнителем, как лично на бумажном носителе, так и посредством его предоставления по электронной почте уполномоченному лицу, указанному в гл. 7 договора. Заказчик имеет право составить в письменной форме возражения, в том числе по электронной почте в течение указанного выше срока. В случае отсутствия возражений/комментариев со стороны заказчика в указанный срок, маркетинговый план считается принятым заказчиком. Маркетинговые планы, перечни заявок являются приложениями к договору.
Срок оказания услуг по договору установлен п. 1.8. договора: с 01.09.2013 по 31.08.2014.
Согласно п. 3.1. договора оплата услуг, указанных в каждом конкретном приложении, плане, бюджете расходов к договору, осуществляется заказчиком в размере, порядке и на условиях, указанных в соответствующем приложении, плане, бюджете к договору, а также в случае наступления событий, указанных в п. 3.8. договора. Заказчик обязан оплатить оказываемые исполнителем услуги в сроки, указанные в п. 3.8. договора. Заказчик обязан оплатить оказываемые исполнителем услуги в сроки, указанные в соответствующем приложении, плане, бюджете к договору.
Акты оказанных услуг за текущий месяц направляются исполнителем на подпись заказчику в течение 5 дней с момента окончания очередного календарного месяца оказания услуг, согласно соответствующему приложению, плану к договору. Вместе с актами оказанных услуг, исполнитель представляет заказчику иные отчетные документы, предусмотренные характером оказанных в отчетном месяце услуг (в т.ч., но не ограничиваясь, материалы, фотоотчеты, эфирные справки и т.п.). Заказчик обязан в течение 5 дней рассмотреть акт оказанных услуг и подписать его, либо в тот же срок предоставить мотивированный отказ от его подписания. В случае невозвращения и/или не предоставления мотивированного отказа от подписания акта оказанных услуг в указанный срок, акт считается подписанным, а услуги принятыми без замечаний (п. 3.7. договора).
В п. 7.1. договора предусмотрено, что стороны назначили контактных (уполномоченных) лиц, осуществляющих согласование всех необходимых вопросов в процессе оказания услуг по договору. Со стороны заказчика: Николаев Владимир Александрович, e-mail: hugo_05@mail.ru, тел. +7 904 169 99 99, адрес для доставки корреспонденции: Екатеринбург, ул. Малышева, 5, шестой этаж, рецепция фитнес клуба "Экстрим". Со стороны исполнителя: Сагиров Марат Ильясович, e-mail: marat-sagirov@yandex.ru"., тел. +7 963 041 33 33, адрес для доставки корреспонденции: Екатеринбург, ул. Урицкого, 7, офис Morris.
Пунктом 7.3. договора стороны установили, что переписка между уполномоченными лицами по электронной почте, по вопросам согласования сроков, стоимости, объемов, перечня услуг, а также иных необходимых согласований, является законной и приравнивается к нарочному приему требования о согласовании, и при получении согласований является полученным подтверждением согласования поставленного вопроса. Срок согласования указывается в соответствующем требовании.
В п. 7.4.1. договора, стороны установили, что контактное лицо заказчика обладает полномочиями согласовывать маркетинговые планы; формировать задачи, заявки, заказы; обеспечивать сбор и предоставление необходимой информации и документов; согласовывать бюджет; выступать гарантом платежей, согласно бюджету расходов; принимать оказанные услуги/ выполненные работы; оценивать работу исполнителя; координировать работу служб и отделов заказчика по рекомендациям и требованиям исполнителя.
Пунктом 7.4.2. стороны установили, что контактное лицо исполнителя обладает полномочиями: оказывать полный перечень услуг исполнителя; принимать заказы, формировать стоимость услуг; давать комментарии, рекомендации; консультировать заказчика в процессе оказания услуг; принимать информацию от заказчика; составлять маркетинговые планы, бюджеты расходов и иные документы, необходимые для выполнения работ/оказания услуг по договору.
К договору N 102 от 01.09.2013 сторонами подписано приложение N 1 (т. 3 л.д. 38).
Согласно п. 1 приложения N 1 к договору N 102 от 01.09.2013 стороны определили, что стоимость услуг исполнителя, направленных на реализацию маркетинговой стратегии, состоит из постоянной и переменной частей.
Постоянная часть - ежемесячный гонорар исполнителя составляет 200 000 руб. 00 коп и выплачивается ежемесячно до 5 числа текущего месяца исполнителю за услуги, оказываемые исполнителем собственными силами без привлечения третьих лиц, в частности услуги сотрудников исполнителя, направленные на разработку и реализацию: маркетингового плана, медиа плана, пиар плана, креативной концепции, рекламной кампании, анализ работы заказчика (п. 1.1. приложения к договору).
Переменная часть - комиссия исполнителя за услуги исполнителя, оказанные с привлечением третьих лиц, направленные на реализацию маркетинговой стратегии. Размер комиссии исполнителя за услуги третьих лиц указывается отдельно для каждой услуги и подлежит обязательному письменному согласованию заказчиком (п. 1.2. приложения N 1 к договору).
Исполнителем в период с 01.09.2013 по 20.01.2014 заказчику оказывались маркетинговые услуги, направленные на продвижение товаров и услуг заказчика.
27.08.2013 уполномоченным лицом исполнителя на адрес электронной почты уполномоченного лица заказчика направлено письмо о начале совместной работы, содержащее предложения по ее организации и запрос необходимой для оказания маркетинговых услуг информации - письмо от 27.08.2013, направленное с адреса marat-sagirov@yandex.ru на адрес hugo_05@mail.ru. (т. 4 л.д. 32).
Ответом на вышеуказанное письмо уполномоченное лицо заказчика согласовало предложенный формат работы, обязалось предоставить запрашиваемую информацию после 02.09.2013 - письмо от 27.08.2013, направленное с адреса hugo_05@mail.ru на адрес marat-sagirov@yandex.ru" (т. 4 л.д. 34).
26.09.2013 исполнитель сформировал таблицу, содержащую Перечень заявок (п. 1.3. договора), поступивших от заказчика, и отправил его на согласование посредством электронной почты письмом от 26.09.2013 с адреса marat-sagirov@yandex.ru на адрес hugo_05@mail.ru" (т. 4 л.д. 36).
Исполнителем разработаны макеты фирменной продукции фитнес-клубов "EXTREME", а именно пакета, сумки, папка-кейс, бланк документа, клубных карт, ручка, флеш-карта, бланк расписания занятий, содержащие элементы Бренда, который также был разработан исполнителем. Данные материалы были переданы заказчику посредством электронной почты - письмом с вложениями, направленным 09.10.2013 с адреса электронной почты marat-sagirov@yandex.ru на адрес hugo_05@mail.ru (8 файлов в формате JPG) (т. 4 л.д. 41-42).
Исполнителем разработаны рекламные плакаты для СПА-салонов Shambala spa & beauty и направлены уполномоченным лицом исполнителя уполномоченному лицу заказчика письмами с вложениями с адреса электронной почты marat-sagirov@yandex.ru на адрес hugo_05@mail.ru: письмом от 09.10.2013 - файл drift_a2.jpg; (т. 4 л.д. 51), письмом от 11.10.2013 с темой "ШАМБАЛА постеры 3 штуки" - 3 файла в формате JPG (т. 4 л.д. 54).
Данные рекламные макеты были одобрены заказчиком, что подтверждается письмом от 11.10.2013, направленным с адреса hugo_05@mail.ru на адрес marat-sagirov@yandex.ru, содержащим текст "ОК", являющимся ответом на вышеуказанное письмо с темой "ШАМБАЛА постеры 3 штуки" (т. 4 л.д. 59).
Исполнителем разработаны презентации для СПА-салонов Shambala spa & beauty на русском и английском языках. Вариант презентации на русском языке отправлен заказчику письмом от 25.10.2013 с вложением (файл в формате PDF - shmb_pre.pdf), направленным с адреса электронной почты marat-sagirov@yandex.ru на адрес hugo_05@mail.ru" (т. 4 л.д. 61). Вариант презентации на английском языке отправлен заказчику письмом от 25.10.2013 с вложением (файл в формате PDF - shmb_pre-eng.pdf), содержащим текст: "Жду комментарии", направленным с адреса электронной почты marat-sagirov@yandex.ru на адрес hugo_05@mail.ru" (т. 4 л.д. 77).
Заказчиком данные материалы приняты и одобрены, что подтверждается письмом, направленным уполномоченным лицом заказчика 25.10.2013 с адреса hugo_05@mail.ru на адрес marat-sagirov@yandex.ru, содержащим текст "Очень КРАСИВО! Спасибо за работу!", являющимся ответом на вышеуказанные письма (т. 4 л.д. 93).
Исполнителем осуществлена и иная работа.
Исполнителем в соответствии с п. 3.7. договора на подпись заказчику почтой ценными письмами с описью вложения направлялись акты оказанных услуг: Акт N 106 от 30.09.2013 на сумму 200 000 руб. 00 коп. (т. 5 л.д. 29), что подтверждается описью вложения от 15.11.2013 (т. 5 л.д. 30), описью вложения от 05.12.2013 (т. 5 л.д. 31); Акт N 136 от 31.10.2013 на сумму 200 000 руб. 00 коп. (т. 5 л.д. 32), что подтверждается описью вложения от 15.11.2013 (т. 5 л.д. 33), описью вложения от 05.12.2013 (т. 5 л.д. 34); Акт N 146 от 29.11.2013 на сумму 200 000 руб. 00 коп. (т. 5 л.д. 35), что подтверждается описью вложения от 05.12.2013 (т. 5 л.д. 36).
Оплата заказчиком за оказанные исполнителем маркетинговые услуги произведена по платежным поручениям N 2192 от 20.09.2013 на сумму 200 000 руб. 00 коп. (т. 3 л.д. 39), N 2740 от 18.11.2013 на сумму 200 000 руб. 00 коп. (т. 3 л.д. 40).
Акты N 106 от 30.09.2013, N 136 от 31.10.2013 заказчиком оплачены, но не подписаны, Акт N 146 от 29.11.2013 заказчиком не подписан и не оплачен.
20.01.2014 ООО "ИнтерТрейд" в адрес ООО "Морис" направлено уведомление об отказе от исполнения договора, которым заказчик, руководствуясь п. 1 ст. 782 ГК РФ, известил исполнителя об отказе от исполнения договора возмездного оказания услуг, просил в срок до 20.02.2014 вернуть уплаченные им по договору 400 000 руб. 00 коп. (т. 3 л.д. 41).
Истец, ссылаясь на расторжение договоров N 101 от 26.08.2013, N 102 от 01.09.2013, и на неисполнение ответчиком требований о возвращении уплаченных им денежных средств, обратился в арбитражный суд с первоначальным иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении первоначального иска, исходил из факта оказания исполнителем услуг надлежащего качества, факта принятия заказчиком оказанных услуг, частичной оплаты заказчиком оказанных услуг, наличия потребительской ценности для заказчика оказанных ему услуг.
Ответчик, ссылаясь на наличие задолженности по оплате оказанных услуг по договору N 101 от 26.08.2013, обратился в арбитражный суд со встречным иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя встречный иск, исходил из доказанности факта оказания услуг, принятия оказанных услуг исполнителем, документального подтверждения размера задолженности.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя ответчика в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены (изменения) судебного акта на основании следующего.
Проанализировав условия заключенных между истцом и ответчиком договоров, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что по своей правовой природе заключенные договора являются договорами возмездного оказания услуг и для регулирования правоотношений сторон подлежат применению положения гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Исходя из указанной нормы, и поскольку стороны в силу статьи 421 ГК РФ вправе определять условия договора по своему усмотрению, обязанности исполнителя по договору возмездного оказания услуг могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и представление заказчику результата своих действий, (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
На основании пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пункт 1 статьи 782 ГК РФ предусматривает право заказчика отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно п. 4 ст. 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора.
В соответствии с п. 3 ст. 75 АПК РФ документы, полученные посредством электронной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены, в том числе, договором.
Электронные документы в силу ст. 5, 309 ГК РФ могут быть приняты судом во внимание.
Между сторонами настоящего спора сложился, прежде всего, электронный документооборот.
На основании п. 3 ст. 450 ГК РФ договор N 101 на разработку маркетинговой концепции от 26.08.2013 считается расторгнутым в связи с отказом от его исполнения со стороны заказчика.
Суд первой инстанции с учетом предусмотренных договором условий и обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу о том, что представленная электронная переписка позволяет установить факт оказания исполнителем заказчику услуг, является достоверным доказательством передачи и получения заказчиком указанных материалов по электронной почте. Результат выполненных ООО "Морис" работ (в части SPA - cалонов Shambala & beauty) представляет для истца по первоначальному иску потребительскую ценность, фактически им используется для целей, указанных в договоре, что подтверждается материалами дела и не опровергнуто документально ООО "ИнтерТрейд".
Следовательно, до момента расторжения договора услуги, предусмотренные приложением N 1 к договору N 101 от 26.08.2013, оказывались, результат услуг передавался заказчику.
Таким образом, у ООО "Интер Трейд" сохранилась обязанность оплатить оказанные ООО "Морис" услуги до момента расторжения договора в связи с отказом заказчика от дальнейшего его исполнения.
Как было указано выше, исполнитель разработал и передал заказчику способом, согласованным в договоре, маркетинговую программу (стратегию) продвижения продуктов фитнес-клуба "EXTREME", бренд-бук для SPA-салонов Shambala Spa & beauty, бренд-бук для фитнес-клубов "EXTREME", креативную платформу (концепцию) для фитнес-клубов "ЕХТRЕМЕ", медиа-стратегию и схему взаимодействия с клиентами для фитнес-клубов "EXTREME".
Данные документы являются основополагающими среди прочих, перечисленных в п. 1.2. приложения N 1 к договору.
Разработка остальных документов, являющихся также результатом оказания услуг по приложению N 1 к договору, во многом основана на данных документах. Однако поскольку заказчиком не исполнялась обязанность по оплате оказываемых услуг, оставшиеся документы ему переданы не были.
Стоимость оказанных исполнителем и принятых заказчиком в порядке п. 3.6. договора услуг составляет 600 000 руб. 00 коп., исходя из расчета: 120 000 руб. 00 коп. - по Акту N 105 от 30.09.2013, 240 000 руб. 00 коп. - по Акту N 147 от 31.10.2013, 240 000 руб. 00 коп. - по акту N 148 от 29.11.2013.
Заказчиком данные услуги оплачены лишь частично в сумме 120 000 руб. 00 коп.
Заказчик свои обязательства не исполнил, акты выполненных работ либо мотивированные претензии об отказе от их подписания не представил.
Учитывая факт доказанности оказания услуг исполнителем по договору, а также отсутствия сведений об исполнении ООО "ИнтерТрейд" обязанности по оплате оказанных услуг, суд первой инстанции правомерно удовлетворил встречные исковые требования ООО "Морис" в части взыскания задолженности в размере 480 000 руб. 00 коп. по договору N 101 от 26.08.2013.
Поскольку встречные исковые требования ООО "Морис" судом первой инстанции удовлетворены, расходы по оплате государственной пошлины и судебные расходы на оплату услуг представителя относятся на ООО "ИнтерТрейд" на основании ст. 110 АПК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 450 ГК РФ договор N 102 на комплексное маркетинговое обслуживание от 01.09.2013 считается расторгнутым в связи с отказом от его исполнения со стороны заказчика.
Имеющаяся электронная переписка между уполномоченными представителями сторон подтверждает факт оказания маркетинговых услуг и по договору N 102 от 01.09.2013. При этом указанная переписка позволяет с достоверностью установить фактическое принятие оказываемых услуг и отсутствие возражений со стороны заказчика.
Следовательно, требования истца по первоначальному иску являются необоснованными и в их удовлетворении судом первой инстанции правомерно отказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что исполнитель не доказал размер фактически понесенных к моменту расторжения договора расходов и их необходимость, а также, что электронная переписка сторон не подтверждает факт принятия услуг, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 3 ст. 75 АПК РФ документы, полученные посредством электронной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены, в том числе, договором.
Электронные документы в силу ст. 5, 309 ГК РФ могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии с условиями договора, между сторонами настоящего спора сложился, электронный документооборот. Имеющаяся электронная переписка между уполномоченными представителями сторон подтверждает факт оказания услуг по договору N 101 от 26.088.2013 и по договору N 102 от 01.09.2013. При этом указанная переписка позволяет с достоверностью установить фактическое принятие оказываемых услуг и отсутствие возражений со стороны заказчика.
Доводы апелляционной жалобы о том, что маркетинговая стратегия, разработка которой являлась предметом договора N 101, не была разработана и передана истцу, промежуточные результаты по разработке маркетинговой стратегии в рамках договора N 102 не передавались истцу и не могут представлять для истца потребительской ценности, работа по реализации маркетинговой стратегии не выполнена, опровергаются электронной перепиской сторон и сведениями с интернет-сайта о фактическом использовании истцом результата выполненных ООО "Морис" работ (в части SPA - cалонов Shambala & beauty).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что акты оказанных услуг не могут считаться подписанными, а услуги оказанными без замечаний, являются несостоятельными на основании следующего.
Согласно п. 3.7. договоров акты оказанных услуг за текущий месяц направляются исполнителем на подпись заказчику в течение 5 дней с момента окончания очередного календарного месяца оказания услуг, согласно соответствующему приложению, плану к договору. Вместе с актами оказанных услуг исполнитель представляет заказчику иные отчетные документы, предусмотренные характером оказанных в отчетном месяце услуг (в т.ч., но, не ограничиваясь, материалы, фотоотчеты, эфирные справки и т.п.). Заказчик обязан в течение 5 дней рассмотреть акт оказанных услуг и подписать его, либо в тот же срок предоставить мотивированный отказ от его подписания. В случае невозвращения и/или не предоставления мотивированного отказа от подписания акта оказанных услуг в указанный срок, акт считается подписанным, а услуги принятыми без замечаний.
Заказчиком не представлено мотивированного отказа от подписания актов оказанных услуг, оформленных в одностороннем порядке, и направленных исполнителем в адрес заказчика.
Указанные акты об оказании услуг являются доказательствами надлежащего оказания услуг и основанием для оплаты оказанных услуг.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, и им дана надлежащая оценка. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 сентября 2014 года по делу N А60-7018/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
Н.А.Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7018/2014
Истец: ООО "ИНТЕРТРЕЙД"
Ответчик: ООО "Морис"