г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А21-6057/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Медведевой В.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Пясковский О.В. - по доверенности от 11.08.2014 N 26;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26628/2014) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.10.2014 по делу N А21-6057/2014 (судья Иванов С.А.), принятое
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
к ООО "Компания "ТВ", место нахождения: 236013, Калининградская область, г. Калининград, ул. Алтайская 1-я, д. 29, ОГРН 1023901003653,
3-е лицо: Управление по экономической безопасности и противодействию коррупции УМВД России по Калининградской области
о привлечении к административной ответственности
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Компания "ТВ" (далее - Общество, ООО "Компания "ТВ") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление по экономической безопасности и противодействию коррупции УМВД России по Калининградской области.
Решением суда от 06.10.2014 требования Управления о привлечении Общества к административной ответственности оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, административный орган направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку лицензия на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции не дает право организации осуществлять деятельность по хранению алкогольной продукции, не являющейся собственностью данной организации.
К судебному заседанию от Общества в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ООО "Компания "ТВ" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Управления несостоятельными.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Общество и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании определения от 12.05.2014 N 08-97 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, Управлением произведен осмотр складских помещений ООО "Компания "ТВ" по адресу: г. Калининград, ул. Алтайская 1-ая, д. 29, лит М., в ходе которого у Общества обнаружена алкогольная продукция, маркированная федеральными специальными марками с признаками поддельности, определяемыми визуальным способом: водка "Хлебная, емкостью 0,5 л., в количестве 408 бутылок; вино специальное "Портвейн 777", емкостью 1,5 л., в количестве 299 бутылок; водка "Хлебная, емкостью 0,25 л., в количестве 822 бутылок.
По результатам осмотра по две бутылки от каждого наименования обнаруженной алкогольной продукции изъяты для направления на экспертизу в ФГУП "ГОСЗНАК", о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 14.05.2014 N 08-97, в отношении остальной продукции наложен арест.
Согласно заключению технического исследования ФГУП "ГОЗНАК" от 26.05.2014 N 1-09.2-7/2795 изъятая алкогольная продукция маркирована поддельными федеральными специальными знаками.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, 03.07.2014 Управлением составило протокол об административном правонарушении N 08-109 и на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Компания "ТВ" к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения, так как оно хранило алкогольную продукцию на основании пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения, поскольку при его вынесении суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Пунктом 2 статьи 18 Федеральный закон N 171-ФЗ предусмотрено, что хранение алкогольной продукции должно лицензироваться как отдельный вид деятельности.
Пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещает оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Следовательно, как верно указано Управлением, из норм Закона N 171-ФЗ следует, что наличие у организации лицензии на хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции не дает права на хранение такой продукции, не являющейся собственностью данной организации (принадлежащей иным лицам), поскольку иные организации также обязаны хранить названную продукцию по адресам, указанным в их лицензиях.
Однако, исключение из названного правила составляют случаи, прямо предусмотренные действующим законодательством.
Аналогичная позиция изложена в решении Верховного суда Российской Федерации от 06.03.2008 N ГКПИ07-1425.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 171-ФЗ хранение изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольная и спиртосодержащая продукции осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено ее изъятие.
При этом сотрудники полиции руководствуются в таких случаях Приказом МВД РФ от 31.12.2009 N 1025 "Об утверждении Инструкции о порядке хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении", в соответствии с пунктом 7 которой хранение изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N883 "Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 883 утратило силу с 01.07.2013 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.05.2013 N 430, пунктом 5 которого также предусмотрено, что продукция (до ее передачи организациям) хранится в местах, определенных решением органов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации произведено ее изъятие (далее - уполномоченные органы).
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела документами, и не оспаривается Управлением, письмом от 15.04.2014 N 5/2753 УЭБиПК УМВД России по Калининградской области в адрес Общества с просьбой оказать безвозмездную помощь и принять на ответственное хранение указанную продукцию и выдать её по первому требованию сотрудникам полиции, в связи с чем ООО "Компания "ТВ" приняло на ответственное хранение спорную алкогольную продукцию, предоставив соответствующую расписку.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, в силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорная продукция хранилась Обществом на основании пункта 3 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, в связи с чем правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявления о привлечении ООО "Компания "ТВ" к административной ответственности.
В апелляционной жалобе Управление не приводит каких-либо доводов со ссылками на нормы права, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции или указывали на их несоответствие представленным в материалы дела доказательствам.
На основании изложенного и части 3 статьи 29.10 КоАП РФ правомерно разрешен судом первой инстанции и вопрос об изъятой Управлением алкогольной продукции путем её оставления на ответственном хранении ООО "Компания ТВ".
В апелляционной жалобе Управление не приводит каких-либо доводов со ссылками на нормы права, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции или указывали на их несоответствие представленным в материалы дела доказательствам.
Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основание к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 06.10.2014 судом также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.10.2014 по делу N А21-6057/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6057/2014
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "Компания ТВ"
Третье лицо: Управление по экономической безопасности и противодействию коррупции УМВД России по Калининградской области