г. Москва |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А41-25645/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от ООО "Галактик М" (ИНН 7706528356, ОГРН 1047796187559): Гарин Е.Д., доверенность от 28.03.2014 г.,
от Администрации городского округа Химки Московской области (ОГРН 1025006177525, ИНН 5047009801): Пивоваров Н.Д., доверенность от 22.04.2014 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галактик М" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2014 года по делу N А41-25645/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Галактик М" к Администрации городского округа Химки Московской области о признании постановления недействительным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Галактик М" (далее - ООО "Галактик М", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация, Администрация г.о. Химки, заинтересованное лицо) о признании незаконным Постановления Администрации городского округа Химки Московской области N 140 от 10.02.2014 года "Об отмене постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 13.12.2010 года N 1707 "Об утверждении Проекта планировки территории N 4 г. Химки Московской области в границах: Юбилейный проспект-улица Дружбы - улица 9 Мая - улица Парковая - Нагорное шоссе", и от 26.01.2011 года N 36 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Химки Московской области N 1707 от 13.12.2010 года об утверждении Проекта планировки территории N 4 г. Химки Московской области в границах: Юбилейный проспект-улица Дружбы - улица 9 Мая - улица Парковая - Нагорное шоссе".
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 106-107).
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Галактик М" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 112-117).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в соответствии с договором от 01.04.2013 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N ЮА-38 от 06.08.2007, ООО "Галактик М" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:10:010104:0012 площадью 1700 кв.м. по адресу: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, вблизи д. 84 (территория микрорайона N 4 г. Химки), для использования в целях строительства и эксплуатации торгово-офисного здания с реконструкцией насосной станции (л.д. 23-25, 97-98).
Постановлением Администрации г.о. Химки от 13.12.2010 N 1707 был утвержден Проект планировки территории микрорайона N 4 г.Химки Московской области в границах: Юбилейный проспект - улица Дружбы - улица 9 Мая - улица Парковая - Нагорное шоссе (л.д. 33).
Утвержденный проект планировки был разработан во исполнение Постановления Главы городского округа Химки Московской области от 01.07.2010 г. N 803 "О разработке Проекта планировки территории микрорайона N 4 г.Химки Московской области в границах: Юбилейный проспект - улица Дружбы - улица 9 Мая - улица Парковая - Нагорное шоссе" (л.д. 34).
26.01.2011 Администрацией г.о. Химки было издано постановление N 36 о внесении изменений в постановление N 1707 от 13.12.2010 в связи с допущенными ошибками (л.д. 35).
10.02.2014 Администрацией г.о. Химки было вынесено постановление N 140 "Об отмене постановлений Администрации городского округа Химки Московской области от 13.12.2010 года N 1707 "Об утверждении Проекта планировки территории N 4 г. Химки Московской области в границах: Юбилейный проспект-улица Дружбы - улица 9 Мая - улица Парковая - Нагорное шоссе", и от 26.01.2011 года N 36 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Химки Московской области N 1707 от 13.12.2010 года об утверждении Проекта планировки территории N 4 г. Химки Московской области в границах: Юбилейный проспект-улица Дружбы - улица 9 Мая - улица Парковая-Нагорное шоссе"" (л.д. 36).
Ссылаясь на то обстоятельство, что постановление администрации N 140 от 10.02.2014 является незаконным и нарушает права и интересы ООО "Галактик М" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьей 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 N 486-О-О указал, что решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 4 ст. 7, ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, муниципальный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права; названное полномочие не может быть реализовано произвольно.
Из материалов дела следует, что Администрация г.о. Химки Московской области, принимая постановление N 140 от 10.02.2014, не обосновала правомерность и необходимость отмены постановлений от 13.12.2010 N 1707 и от 26.01.2011 N 36, не указала на несоответствие их содержания нормам права, не представила в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что на момент издания отмененных ненормативных правовых актов они не соответствовали положениям действующего законодательства (л.д. 36).
В оспариваемом постановлении отсутствуют указания на конкретные нарушения, послужившие основанием для признания постановлений Администрации г.о. Химки Московской области от 13.12.2010 года N 1707 и от 26.01.2011 года N 36 недействительными.
Доводы администрации, принятые во внимание судом первой инстанции, о том, что при анализе утвержденного Проекта планировки территории Администрацией г.о. Химки были установлены несоответствия проекта действующему законодательству. В частности, не соответствовали реальным обстоятельствам сведения о численности населения в микрорайоне N 4 г.о. Химки - в проекте было указано 7000 человек, тогда как еще в 2002 году численность населения микрорайона составляла 9100 человек; не соответствовали действительности сведения о количестве человек в учебных заведениях микрорайона, документально не подтверждены.
Кроме того, полномочия администрации по самоконтролю, установленные частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в виде отмены, прекращения действия или приостановления принятого ею ненормативного акта не могут распространяться на неограниченный период времени, если такой ненормативный акт породил соответствующе права и обязанности у лица, в отношении которого он был принят.
При указанных обстоятельствах отмена ненормативных актов администрации без соответствующего судебного акта и соблюдения требований, предусмотренных АПК РФ (в том числе по сроку) для обращения с таким заявлением в арбитражный суд, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы истца. В этом случае (когда отмена принятого ненормативного акта безусловно влечет нарушение уже возникших и реализованных прав заинтересованных лиц) администрация не лишена возможности обращения в суд с требованием к обществу, избрав соответствующий способ защиты, не подменяя собой судебные органы и распространяя свои полномочия по самоконтролю на неограниченный срок.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, поскольку оспариваемое постановление администрации не соответствует Федеральному закону N 131-ФЗ, нарушает права и законные интересы ООО "Галактик М" в сфере предпринимательской деятельности, решение Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2014 года по делу N А41-25645/14 подлежит отмене, а заявленные ООО "Галактик М" требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2014 года по делу N А41-25645/14 отменить.
Признать недействительным Постановление Администрации городского округа Химки Московской области N 140 от 10.02.2014 года "Об отмене постановлений Администрации городского округа Химки Московской области от 13.12.2010 N 1707 "Об утверждении Проекта планировки территории N 4 г. Химки Московской области в границах: Юбилейный проспект - улица Дружбы - улица 9 Мая - улица Парковая - Нагорное шоссе" и от 26.01.2011 N 36 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Химки Московской области 13.12.2010 N 1707"Об утверждении Проекта планировки территории N 4 г. Химки Московской области в границах: Юбилейный проспект - улица Дружбы - улица 9 Мая - улица Парковая - Нагорное шоссе".
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25645/2014
Истец: ООО "Галактика М"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Химки Московской области