г. Ессентуки |
|
19 декабря 2014 г. |
Дело N А63-3243/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2014 по делу N А63-3243/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Темнолесское", ст. Темнолесская, ОГРН 1062645013518, к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, г. Михайловск, ОГРН 1042600631006, и Комитету имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, г. Михайловск, третье лицо - Совет Шпаковского муниципального района Ставропольского края, г. Михайловск, о признании отказа незаконным и об обязании заключить договор (судья Быков А.С.), при участии в судебном заседании: от Комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края - Рудь Н.Н., доверенность от 04.09.2014; от общества с ограниченной ответственностью "Темнолесское" - Тихомировой А.И., доверенность от 17.07.2014, Бычихин В.В., доверенность от 26.05.2014; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Темнолесское" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) со следующими требованиями (с учетом уточнения): признать отказ администрации в заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51, незаконным; обязать администрацию заключить с обществом договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51.
Решением суда от 05.08.2013 исковое требование об обязании заключить договор оставлено без рассмотрения, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано в связи с отсутствием правовых оснований для предоставления участка обществу в собственность.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено и принят новый судебный акт о признании незаконным отказа администрации в заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 и на администрацию возложена обязанность принять решение о предоставлении в собственность обществу земельных участков в порядке пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Апелляционный суд исходил из наличия у общества предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ правовых и фактических оснований для приобретения спорных участков в собственность.
Постановлением суда кассационной инстанции от 01.04.2014 решение суд первой инстанции и апелляционное постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении к участию в дело в качестве второго заинтересованного лица привлечен Комитет имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - комитет) и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Совет Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - совет).
Решением от 25.08.2014 исковое заявление в части обязания администрации заключить договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:35, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 оставлено без рассмотрения. Суд признал незаконным отказ, изложенный в письме комитета от 14.12.2012 N В-3518/12, в заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51. Обязал администрацию в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность общества земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 в порядке пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Взыскал с администрации в пользу общества с 2500 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Взыскал с комитета в пользу общества 2500 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Администрация направила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит удовлетворить апелляционную жалобу и отменить решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель комитета просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители общества просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, дополнения к жалобе, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 20.06.2011 признано право собственности Шпаковского муниципального района Ставропольского края на 4553,46 га земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:491, площадью 7903 2314 кв.м, расположенного на территории Шпаковского района Ставропольского края.
Из земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:491 сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет в марте 2012 года спорные земельные участки с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51, расположенные в Шпаковском районе Ставропольского края, на территории бывшего колхоза СПКк "Заря".
04.09.2012 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о праве собственности Шпаковского муниципального района Ставропольского края на вышеназванные земельные участки.
14.09.2012 в газете "Наша Жизнь" N 68 (10719) в соответствии со статьей 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения комитетом опубликовано сообщение о регистрации права муниципальной собственности Шпаковского муниципального района и предстоящем предоставлении в аренду сроком на 10 лет спорных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Комитет также информировал неопределенный круг лиц о том, что указанные земельные участки передаются использующим их сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если такие организация или хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды участков в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на них. Заявления предложено подавать в течение месяца по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 113.
15.10.2012 общество на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения обратилось в администрацию с заявлением, в котором указало на использование с 2007 года земли, образованной в счет невостребованных долей, принадлежащей по решению Шпаковского районного суда от 20.06.2011 администрации, и просило предоставить ему в собственность земельные участки общей площадью 4553,46 га с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51.
Письмом от 11.10.2012 администрация предложила обществу представить материалы, подтверждающие использование испрашиваемых земельных участков, на что общество представило дополнительные документы.
По результатам рассмотрения заявления общества от 15.10.2012 с учетом дополнительно представленных материалов обществу направлено письмо комитета от 14.12.2012, которым заявителю отказано в заключении договора купли-продажи земельных участков.
Полагая отказ в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, противоречащим действующему законодательству, общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьей 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В пункте 1 указанной нормы в качестве общего правила закреплено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 5.1 настоящей статьи.
В силу пункта 5.1 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Пункт 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, устанавливающий исключительное право сельскохозяйственной организации, использующей земельный, на приобретение земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения".
Суд кассационной инстанции в своем постановлении от 01.04.2014 по данному делу указал на недопустимость ограничения применения на территории Ставропольского края законом Ставропольского края (или иным нормативным правовым актом) норм пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, и такие указания на толкование закона в силу абзаца 2 пункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
В обоснование заявленных требований, и в частности доводов об использовании испрашиваемых земельных участков, обществом представлены следующие документы: протокол собрания собственников земельных долей от 27.11.2008, публикация в газете "Наша жизнь" от 28.10.2008 о выделении земельного участка в натуре для передачи в аренду ООО "Темнолесское", справка администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета, договор аренды земельного участка от 27.11.2008, договоры подряда от 01.05.2009 N 2 и от 01.05.2010 N 3.
Согласно протоколу от 27.11.2008 собрания собственников земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, прилегающий к административным границам ст. Темнолесская Шпаковского района Ставропольского края, приняли решение о передаче в аренду обществу земельных участков из невостребованных долей, в счет причитающихся земельных долей в праве общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на землях СПК колхоза "Заря", Шпаковского района, Ставропольского края.
Собственники земельных долей по договору аренды от 27.11.2008 передали обществу в аренду земельный участок в праве общей долевой собственности, имеющий кадастровый номер 26:11:000000:491, площадью 8118,9 га, с местоположением: установлено относительно ориентира территория СПКк "Заря", для производства сельскохозяйственной продукции: семеноводства, растениеводства, животноводства - и других видов деятельности, связанных с сельскохозяйственным производством.
В соответствии со справкой от 23.07.2013 N 509 администрация муниципального образования Темнолесского сельсовета подтвердила факт использования обществом сельскохозяйственных угодий на земельном участке с кадастровым номером 26:11:0:491 (из невостребованных долей), для производства сельскохозяйственной продукции, а также производило поиск собственников, не востребовавших свои земельные доли с 2008 года.
По договорам подряда от 01.05.2009 N 2 и от 01.05.2010 N 3 подрядчик по заданию общества осуществлял работы по сенокошению, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 26:1 1:000000:491.
Поскольку пункт 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не содержит перечня документов, подлежащих представлению вместе с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что доводы заинтересованных лиц о непредставлении обществом надлежащих доказательств использования им земельных участков не обоснованы.
С учетом того, что административный регламент по предоставлению муниципальных услуг по предоставлению в собственность или аренду земель в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не разработан, на муниципальное образование в лице уполномоченного органа возложена обязанность опровергнуть доводы заявителя об использовании им земельных участков, подтвержденных первичными документами, и в силу статьи 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать законность принятия оспариваемого решения.
Доказательств, свидетельствующих о законности отказа в представлении обществу земельных участков, не представлено.
С учетом пояснений администрации и комитета, а также постановления администрации от 07.08.2012 N 743 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством" на территории Шпаковского района" отказ в предоставлении земельных участков подготовлен и дан обществу комитетом (пункты 2.3 и 3.2.5), при этом положительный результат процедуры оформляется постановлением администрации (пункты 2.3 и 3.2.3).
Таким образом, отказ, изложенный в письме комитета от 14.12.2012 N В-3518/12, в заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 не соответствует пункту 5.1 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ и подлежит признанию незаконным, а на администрацию в силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит возложить обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность общества земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Доводы заинтересованных лиц о том, что на публикацию были поданы заявки иных лиц, судом оценены и не принимаются, поскольку из содержания представленных в дело заявок и пояснений комитета и администрации следует, что заявки поданы на представление в аренду спорных земельных участков по правилам пункта 2 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ и не основаны на исключительном праве, закрепленном в пункте 5.1 статьи 10 названного закона, в связи с чем не являются конкурентными заявками относительно заявки общества и не возлагают на уполномоченный орган обязанности провести торги. При таких обстоятельствах представление обществу в собственность земельных участков не нарушает права и обязанности иных лиц.
Ссылки на то, что спорные участки являются частью единого землепользования участка с кадастровым номером 26:11:000000:491, судом оценены и не принимаются как противоречащие представленным в дело доказательствам и в частности сведениям, указанным в кадастровых выписках в отношении спорных участков и сведения из ЕГРП о зарегистрированном на них праве собственности Шпаковского муниципального района.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. При уклонении от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. При уклонении от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Таким образом, требование о понуждении заключить договор купли-продажи земельных участков может быть заявлено в суд только после направления истцом органу местного самоуправления (для которого заключение такого договора является обязательным), оферты (проекта договора) и получения от обязанной стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в установленный законом срок.
Доказательств направления проекта договора купли-продажи испрашиваемых земельных участков обществом в адрес администрации не имеется.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о несоблюдении обществом досудебного порядка урегулирования спора в части обязания администрации заключить договор купли-продажи и оставил исковое заявление без рассмотрения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу правомерно отнесена на ответчиков.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2014 по делу N А63-3243/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3243/2013
Истец: ООО "Темнолесское"
Ответчик: Администрация Шпаковского муниципального района, Администрация Шпаковского муниципального района СК, Администрация Шпаковского муниципального района СК в лице комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района СК
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1075/15
18.02.2015 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13
19.12.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3177/13
07.08.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13
01.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1288/14
13.01.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3177/13
05.08.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13