г. Ессентуки |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А63-12047/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтавАкваТерм" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2014 по делу N А63-12047/2013 (судья Гинтовт Е.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "СтавАкваТерм" (ОГРН 1112651005720, ИНН 2635803491)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница" (ОГРН 1022601953032, ИНН 2633002619),
к Ставропольскому краю в лице министерства имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351),
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью Фирма "Жилье комфорт" (ОГРН 1022601457174, ИНН 2630005001),
министерство здравоохранения Ставропольского края (ОГРН 1022601995712, ИНН 2633005994),
министерство финансов Ставропольского края (ОГРН 1022601983337, ИНН 2634038135)
о взыскании 3 706 651 руб. 18 коп. неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "СтавАкваТерм" - не явились, извещены;
от ответчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница" - Шатурин А.В. (доверенность от 01.12.2014);
от ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края - Соколец М.А. (доверенность от 12.11.2014N 7810/07);
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью Фирма "Жилье комфорт",
министерства здравоохранения Ставропольского края, министерства финансов Ставропольского края - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтавАкваТерм" /далее - ООО "СтавАкваТерм", общество, истец/ обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница" /далее - ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница", больница, 1 ответчик/, к Ставропольскому краю в лице министерства имущественных отношений Ставропольского края /далее - министерство, 2 ответчик/, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: общества с ограниченной ответственностью Фирма "Жилье комфорт" /далее - ООО "ЖИЛЬЕ КОМФОРТ"/, министерства здравоохранения Ставропольского края, министерства финансов Ставропольского края, о взыскании 3 706 651 руб. 18 коп. неосновательного обогащения, в связи с выполнением дополнительного объема работ на объекте ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" (здание поликлиники), не предусмотренного технической документацией к договору N 3293 от 25.10.2012.
Исковые требования основаны на том, что истец при исполнении обязательств по договору N 3293 от 25.10.2012 выполнил дополнительный объем работ, не предусмотренный технической документацией, а ответчик отказался оплачивать дополнительно выполненный объем работ.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2014 в удовлетворении иска отказано.
Решением мотивировано тем, что работы, стоимость выполнения которых истец просит взыскать, выполнены истцом без заключения государственного /муниципального/ в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке. В жалобе указал, что выполненные обществом объемы и стоимость строительно-ремонтных работ в рамках исполнения гражданско-правового договора N 3293 от 25.10.2012 превышает объемы и стоимость работ, отраженных в актах приемки работ, фактически приняв результаты работ у истца в отсутствие договорных отношений, заказчик неосновательно сберег за счет подрядчика денежные средства в размере стоимости выполненных работ, что является неосновательным обогащением, которое на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежал взысканию с ответчика в пользу истца.
В отзыве на жалобу ответчик - ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" указал, что выполнение дополнительных работ должно подтверждаться документально, т.е. доказыванию подлежит не только уведомление и согласие заказчика на выполнение дополнительных работ, но и сам факт выполнения работ и их объемы. Сторонами договора подряда не пописывались акты по форме КС- и КС-3. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчиков против доводов апелляционной жалобы возражали, поддержали доводы отзывов на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили. ООО "ЖИЛЬЕ КОМФОРТ" направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
От истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания на другой срок, мотивированное нахождением представителя общества за пределами Ставропольского края.
В соответствии со статьями 156, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении ходатайства истца об отложении судебного заседания на другой срок судом отказано, поскольку причины указанные в ходатайстве не являются уважительными, истец является юридическим лицом и не ограничен в возможности направления в суд другого представителя по доверенности, апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей истца и третьих лиц.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 25.10.2012 по итогам открытого аукциона в электронной форме N 2510-ЭА SBR (0121200002812003293) на основании протокола комиссии комитета Ставропольского края по государственному заказу от 28.09.2012 N 2510-ЭА, между ООО "СтавАкваТерм" (подрядчик) и государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница" (заказчик, ГБУЗ СК "КДБК") заключен гражданско-правовой договор N 3293, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства выполнить подрядные работы по капитальному ремонту объекта "Государственное детское бюджетное учреждение здравоохранения "Краевая детская клиническая больница (капитальный ремонт поликлиники)", расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Семашко, 3, для нужд бюджетного учреждения Ставропольского края и сдать результаты выполненных работ заказчику, а заказчик - принять и оплатить результаты работ в порядке и на условиях, предусмотренных договором (п. 1.1 договора).
Пунктом 1.2 договора установлено, что объем, содержание и другие предъявляемые к работам требования определяет техническая документация в следующем составе: локальный сметный расчет N 1 - капитальный ремонт помещений 1 этажа поликлиники; локальный сметный расчет N 2 - капитальный ремонт помещений 2 этажа поликлиники; локальный сметный расчет N 3 - капитальный ремонт помещений 3 этажа поликлиники; локальный сметный расчет N 4 - капитальный ремонт лестниц в здании поликлиники; локальный сметный расчет N 5 - капитальный ремонт кровли здания поликлиники; локальный сметный расчет N 6 - капитальный ремонт подвала в здании поликлиники ; локальный сметный расчет N 7 - капитальный ремонт отопления в помещении поликлиники; локальный сметный расчет N 8 - капитальный ремонт водоснабжения и канализации в помещении поликлиники; локальный сметный расчет N 9 - капитальный ремонт вентиляции в помещении поликлиники; локальный сметный расчет N 10 - тепловой узел в помещении поликлиники; локальный сметный расчет N 11 - электромонтажные работы в помещении поликлиники.
Согласно п. 2.1 договора цена определена в размере 46 124 201 руб. 00 коп. (п. 2.1 договора). Оплата за выполненные работы производится за счет средств бюджета Ставропольского края на 2012 год (краевая Программа модернизации здравоохранения Ставропольского края на 2011-2012 годы) по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в следующем порядке: без авансирования, по факту выполнения работ, поэтапно до 25 числа месяца, следующего за расчетным, с момента подписания сторонами акта приемки выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) и предоставления счетов, счетов-фактур подрядчиком в адрес заказчика не позднее 25.12.2012 (п.2.2 договора). Цена договора является фиксированной и изменению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (п. 2.3 договора).
Срок выполнения работ установлен с момента заключения договора до 10.12.2012 (п. 3.1 договора).
В соответствии с п. 6.4 договора приемка выполненных работ осуществляется комиссией в составе представителей заказчика, подрядчика и других заинтересованных лиц и оформляется составлением акта приемки по форме КС-2.
В ходе исполнения договора между сторонами были подписаны акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 на общую сумму 45 310 355 руб. 10 коп.
Данная стоимость работ была оплачена заказчиком в полном объеме.
Истец указал, что обществом при исполнении своих обязательств по договору был выполнен дополнительный объем работ, не предусмотренный технической документацией, на сумму 3 706 651 руб. 18 коп. Данные работы были выполнены подрядчиком, так как в ходе исполнения договора было установлено, что часть работ, предусмотренных сметой, невозможно выполнить надлежащим образом и в полном объеме без производства дополнительных работ.
В связи с этим 22.11.2012 общество направило в адрес заказчика уведомление о необходимости выполнения дополнительных работ, представив ему на согласование и утверждение предварительный локальный сметный расчет N 1 на сумму 3 706 651 руб. 18 коп. Письмом от 27.11.2012 исх. N 2157-1 заказчик сообщил об отказе в подписании представленных истцом документов со ссылкой на п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", устанавливающий недопустимость изменения условий договора в одностороннем порядке и по соглашению сторон. Вместе с тем заказчик потребовал от подрядчика завершить ремонтные работы в полном объеме, обеспечивая при этом непрерывность функционирования учреждения. Руководствуясь указаниями заказчика, подрядчик продолжил осуществление работ, производство которых сопровождалось выполнением дополнительных работ, не предусмотренных сметой.
19 декабря 2012 года общество уведомило о выполнении работы по монтажу силового и поэтажного электроснабжения, а также о проведении дополнительных общестроительных работ, в том числе необходимых для дальнейшего исполнения обязательств по договору N 3293 от 25.11.2012.
В ответ на данное сообщение письмом от 21.12.2012 ГБУЗ СК "КДБК" уведомило, что выполнение работ должно быть продолжено до готовности помещений к эксплуатации.
20 декабря 2012 года истец обратился к заказчику с письменным уведомлением о выполнении им дополнительных работ по гражданско-правовому договору N 3293 от 25.10.2012 и требованием дать указания по I дальнейшему производству работ.
Общество 20.12.2012 представило заказчику акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости работ по форме КС-3 на работы, выполненные за пределами сметы к договору.
В ответ на указанные обращения заказчик в письмах от 28.12.2012 N 2364/2 сообщил об отказе в подписании актов о выполнении дополнительных работ, а также потребовал завершить ремонтные работы, передать готовые к эксплуатации помещения, а возникшие разногласия разрешить в судебном порядке.
Впоследствии общество, исполняя свои обязательства по договору, завершило выполнение работ по нему и передало их результат заказчику. Работы были приняты ответчиком без замечаний и оплачены в соответствии с подписанными сторонами актами о приемке выполненных работ.
Дополнительно выполненные работы на сумму 3 706 651 руб. 18 коп. оплачены не были.
Соглашением от 30.06.2013 договор N 3293 от 25.10.2012 расторгнут.
Таким образом, обществом в целях исполнение договора были выполнены работы, стоимость которых вышла за пределы его цены.
В связи с отказом оплатить стоимость фактически выполненных работ в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения.
Оценив законность и обоснованность заявленных истцом требований, суд первой инстанции правомерно отказал в их удовлетворении исходя из следующего.
По смыслу статьи 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Названный Закон принят для достижения общественно полезных целей, в том числе для обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно пункту 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 названной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Изменение цены государственного или муниципального контракта при его исполнении в силу части 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ не допускается, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, а также в случаях, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного Закона.
Условиями контракта возможность увеличения цены контракта не предусмотрена, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 9 Закон N 94-ФЗ.
Суд установил, что работы выполнены истцом без заключения государственного (муниципального) контракта в соответствии с порядком, установленным Законом N 94-ФЗ.
Общество, предъявляя требование о взыскании неосновательного обогащения, сослалось на факт выполнения дополнительных подрядных работ, которые имеют для муниципального образования потребительскую ценность.
Согласно пункту 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Однако взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного (муниципального) контракта работы открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 94-ФЗ. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13 выполнение работ без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 94, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства. Никто не вправе приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 94-ФЗ. В отсутствие государственного контракта на выполнение работ фактическое выполнение обществом работ не влечет возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения. Аналогичная судебная практика рассмотрения такого рода дел сложилась в Федеральном Северо-Кавказском округе РФ (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2014 по делу N А63-13596/2013).
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки указанного вывода суда первой инстанции.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательств обратного истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом как противоречащие обстоятельствам дела и основанные на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску распределены судом в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции при проверке дела в апелляционном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2014 по делу N А63-12047/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12047/2013
Истец: ООО "СтавАкваТерм"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница", Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Ставропольский край в лице Министерства имущественных отношений Ставропольского края
Третье лицо: Министерство здравоохранения Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края, ООО "Строй-УМ", ООО Фирма "Жилье Комфорт", Криулин А. А., Куликов Константин Анатольевич, Кущеев Сергей Юрьевич, Разумов Павел Владимирович, Трофим Сергей Георгиевич