г. Воронеж |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А14-4295/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.12.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Протасова А.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Медведева Михаила Дмитриевича (ОГРНИП 304361630800080, ИНН 365100222980, г. Нововоронеж, ул. Вокзальная, д. 2-Б):
от Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области (ОГРН 1033657500480, ИНН 3651002846, г. Нововоронеж, ул. Космонавтов, д. 4): |
Асеев К.А., согласно ордера N 31712 от 12.11.2014;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Медведева Михаила Дмитриевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.08.2014 по делу N А14-4295/2014 (судья Пименова Т.В.), по заявлению индивидуального предпринимателя Медведева Михаила Дмитриевича (ОГРНИП 304361630800080, ИНН 365100222980) к Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области (ОГРН 1033657500480, ИНН 3651002846) о признании незаконным решения от 17.01.2014 N 273 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Медведев Михаил Дмитриевич (далее - ИП Медведев М.Д., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо), изложенное в письме от 17.01.2014 года N 273 об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого встроенного помещения площадью 74,2 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. Строителей, д. 13, как несоответствующее статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации", и обязании устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем принятия решения об условиях приватизации арендуемого муниципального имущества - нежилого встроенного помещения площадью 74,2 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. Строителей, д. 13.
Решением Арбитражного суда Воронежской области в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Медведев М.Д. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда области отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявитель указывает, что:
- суд области ошибочно пришел к выводу о нахождении спорного имущества на праве хозяйственного ведения у Муниципального унитарного предприятия городского округа г. Нововоронеж "Нововоронежский ОРС" (далее - МУП "Нововоронежский ОРС;
- Администрацией 23.01.2013 вынесено постановление N 61 "Об изъятии имущества из хозяйственного ведения МУП "Нововоронежский ОРС" с последующим включением в состав муниципальной казны". В соответствие с пунктом 1 указанного постановления спорное имущество, а именно нежилое встроенное помещение, площадью 74,2 кв. м., расположенное по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. Стротелей, д. 13, изъято из хозяйственного ведения МУП "Нововоронежский ОРС". Согласно пункту 2 указанного постановления спорное имущество включено в состав муниципальной казны городского округа г. Нововоронеж.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ИП Медведева М.Д. поддержал доводы апелляционной жалобы, полагая решение суда области незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просил суд отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных требований заявителем представлены копия постановления Администрации городского округа г. Нововоронеж от 23.01.2013 N 61 "Об изъятии имущества из хозяйственного ведения МУП "Нововоронежский ОРС" с последующим включением в состав муниципальной казны", копия платежного поручения N 94 от 25.03.2013, копия платежного поручения N 41 от 12.02.2013, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.08.2014, сообщение Администрации от 27.11.2014 N 9338, копия письма Управления Росреестра по Воронежской области от 28.11.2014 N 355/04-34/09, копия акта приема-передачи от 01.02.2013, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 01.12.2014, заявление ИП Медведева М.Д. от 26.11.2014.
Суд апелляционной инстанции приобщил указанные документы к материалам дела по мотивом отсутствия возможности представления их в суде первой инстанции в связи с принадлежностью их заинтересованному лицу.
Администрация в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечила, о слушании дела извещена надлежащим образом.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Судебное заседание апелляционной инстанции откладывалось с 15.10.2014 до 12.11.2014, с 12.11.2014 по 10.12.2014.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся и вновь представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между Муниципальным унитарным предприятием городского округа г. Нововоронеж "Нововоронежский ОРС" (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Медведевым М.Д. (Арендатор) при участии и с согласия Администрации городского округа г. Нововоронеж (Собственник) 06.06.2011 заключен договор N 4 о передаче в аренду недвижимого имущества, нежилого встроенного помещения площадью 74,2 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. Строителей, д. 13, являющегося муниципальной собственностью.
Согласно пункту 1.1. указанного договора и акту приема-передачи Арендодатель передал, а Арендатор принял во временное владение и пользование в целях осуществления торговой деятельности указанное нежилое помещение.
Срок аренды определен с 10.06.2011 года по 10.06.2016.
Указанный договор прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию в ЕГРПН.
ИП Медведев М.Д. 19.12.2013 обратился в Администрацию с заявлением о выкупе арендуемого помещения по указанному выше адресу, ссылаясь на наличие у него оснований преимущественного права на его приватизацию в силу части 2 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ.
Письмом от 17.01.2014 N 273 Администрация отказала заявителю в реализации его права, сославшись на то обстоятельство, что спорный объект недвижимости не включен в перечень объектов недвижимого имущества, подлещах приватизации, а также на нецелесообразность его приватизации ввиду того, что арендная плата является одним из значимых источников пополнения бюджета городского округа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Медведева М.Д. в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, Арбитражный суд области пришел к выводу о недоказанности факта нарушения действиями Администрации прав заявителя.
Суд исходил из того, что спорное имущество принадлежит МУП "Нововоронежский ОРС" на праве хозяйственного ведения, в связи с чем, пришел к выводу о том, что Администрация не наделена правом произвольно, не в рамках норм Гражданского Кодекса Российской Федерации, изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципального предприятия.
Кроме того, суд области указал на то, что в целях реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в собственность, ИП Медведев М.Д. должен был сначала обратиться с заявлением в МУП "Нововоронежский ОРС", и в случае получения согласия последнего на продажу имущества, находящегося у него на праве хозяйственного ведения, обратиться за согласованием этого вопроса в Администрацию (собственнику муниципального имущества). В последующем проект договора купли-продажи арендованного имущества ИП Медведеву М.Д. должно направить Муниципальное унитарное предприятие городского округа г. Нововоронеж "Нововоронежский ОРС", а не Администрация.
Суд области исходил из того, что на момент получения ИП Медведевым М.Д. спорного решения Администрации, Муниципальное унитарное предприятие городского округа г. Нововоронеж "Нововоронежский ОРС" своего согласия на продажу спорного имущества не давало.
Арбитражный суд области также пришёл к выводу о том, что заявительный порядок подачи арендатором заявления в орган местного самоуправления применяется только в отношении арендуемого имущества, где арендодателем выступает уполномоченный орган местного самоуправления, и имущество не передано муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав правовую позицию заявителя, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему:
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом основаниями для принятия судом решения о признании незаконным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанным ненормативным актом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Частью 3 статьи 2 Федерального закона N 178-ФЗ установлено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 3 Федерального закона N 178-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Таким образом, нормы закона, устанавливающие специальные правила отчуждения государственного и муниципального недвижимого имущества, являются приоритетными по отношению к нормам Федерального закона N 178-ФЗ. Это касается, в частности, определения цены отчуждаемого недвижимого имущества, способа и порядка его отчуждения.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности их участия в приватизации арендуемого имущества, регулирует Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ преимущественное право на приобретение арендуемого имущества может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Пунктами 2, 3 и 4 ст. 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий этим требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденные перечни государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, необходимо учитывать перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, который определен в Законе исчерпывающим образом (в частности, не имеет значения наличие или отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества). Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
Материалами дела подтверждается, что ИП Медведев М.Д. отвечает требованиям, установленным законодателем в частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и предъявляемым к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Арендуемое предпринимателем имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
По состоянию на 01.07.2013 спорное имущество находилось на правах аренды у ИП Медведева М.Д. непрерывно в течение двух лет в соответствии с договорами аренды указанного имущества от 06.06.2011 N 4, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Отсутствие у ИП Медведева М.Д. задолженности по арендной плате за спорное имущество на день подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества подтверждается письмом Администрации от 21.05.2014 N 3736, не отрицается участвующими в деле лицами.
Следовательно, у ИП Медведева М.Д. имелись достаточные основания для приватизации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности в соответствии с положениями Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ и Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Апелляционной коллегией проверены доводы Администрации о том, что с 11.06.2003 спорное имущество было зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРПН на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием городского округа г. Нововоронеж "Нововоронежский ОРС".
Между тем, из представленных ИП Медведевым М.Д. в материалы дела документов следует, что на момент рассматриваемого обращения предпринимателя в Администрацию (19.12.2013) право хозяйственного ведения у МУП "Нововоронежский ОРС" на спорное имущество было прекращено.
Это подтверждается постановлением Администрации городского округа г. Нововоронеж Воронежской области от 23.01.2013 N 61 "Об изъятии имущества из хозяйственного ведения МУП "Нововоронежский ОРС".
Согласно пункту 1 указанного постановления нежилое встроенное помещение, площадью 74,2 кв.м., расположенное по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. Строителей, д. 13, изъято из хозяйственного ведения МУП "Нововоронежский ОРС".
Из пункта 2 постановления Администрации следует, что спорное имущество включено в состав муниципальной казны городского округа г. Нововоронеж.
Согласно пункту 1 акта приема-передачи от 01.02.2013 МУП "Нововоронежский ОРС" передало, а Администрация приняла в состав муниципальной казны спорное недвижимое имущество.
Как видно из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 01.12.2014 и подтверждается письмом от 28.11.2011 N 355/04-34-09 Управления Росреестра по Воронежской области 27.02.2013 внесена запись о прекращении права хозяйственного ведения на нежилое встроенное помещение площадью 74,2 кв.м., кадастровый номер 36:33:0002501:638 за МУП "Нововоронежский ОРС".
Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу части 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
При таких обстоятельствах, арендодателем по договору аренды спорного имущества начиная с 23.01.2013 выступает уполномоченный орган местного самоуправления - Администрация городского округа г. Нововоронеж, следовательно, заявитель правомерно обратился в Администрацию с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Таким образом, принимая во внимание перечисленные обстоятельства, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение Администрации об отказе в реализации преимущественного права ИП Медведева М.Д. на приобретение арендуемого имущества в собственность в порядке приватизации объекта недвижимости, выраженное в письме от 17.01.2014 N 273 не соответствует нормам действующего законодательства.
Иные основания для отказа в реализации испрашиваемого права в рассматриваемом случае отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах заявленные ИП Медведевым М.Д. требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах, предусмотренных статьей 268 АПК РФ, а также полноту выяснения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, суд апелляционной инстанции в силу пункта 2 статьи 269, статьи 270 АПК РФ пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в полном объеме.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьёй 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.08.2014 по делу N А14-4295/2014 отменить полностью.
Признать незаконным решение Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области, выраженное в письме от 17.01.2014 N 273.
Обязать Администрацию городского округа город Нововоронеж Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
И.А. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4295/2014
Истец: Ип Медведев М. Д.
Ответчик: Администрация ГО г. Нововоронеж