г. Самара |
|
19 декабря 2014 г. |
Дело N А65-13165/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой С.Н.,
с участием:
от Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" - представителя Щеголькова А.С. (доверенность от 12.05.2014 N 4),
от Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан - Фугина В.В. (доверенность от 04.02.2014 N 64),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2014 года по делу N А65-13165/2014 (судья Нафиев И.Ф.), принятое по заявлению Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" (ОГРН 1021600001499, ИНН 1654017420), Республика Татарстан, г.Казань, к Управлению по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан (ОГРН 1081690013569, ИНН 1660111252), Республика Татарстан, г.Казань, о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Региональная общественная организация "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" (далее - РОО "Татохотрыболовобщество") обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан о признании незаконными и отмене акта проверки Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан (далее - Управление) от 27.02.2014 N 1 и предписаний, выданные по результатам проверки N 27/1, N 27/3, N 27/5, N 27/7, N 27/23, N 27/33, N 27/36, N 27/40, N 27/45, N 27/48, N 27/52, N 27/53, N 27/54, N 27/58, N 27/61, N 27/64, N 27/67, N 27/72, N 27/73, N 27/75.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.06.2014 по делу N А65-10775/2014 требование о признании незаконным и отмене предписания N27/3 от 27.02.2014 выделено в отдельное производство, делу присвоен номер N А65-13165/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2014 по делу N А65-13165/2014 в удовлетворении заявленных требований РОО "Татохотрыболовобщество" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, РОО "Татохотрыболовобщество" обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение и не правильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно сослался на постановление N 27/51 от 28.03.2014, поскольку оно не вступило в законную силу, так как было обжаловано. По мнению заявителя, сам по себе акт проверки от 27.02.2014 N 1 без проверки законности проведения проверки на территории Агрызского охотхозяйства и законности составления протокола осмотра охотхозяйства не может служить доказательством наличия нарушений. Присутствовавший при осмотре егерь не является полномочным представителем общества. Включение в охотхозяйственное соглашение показателей биотехнических мероприятий не соответствует закону.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление выражает несогласие с позицией РОО "Татохотрыболовобщество", указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель РОО "Татохотрыболовобщество" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель Управления в судебном заседании просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании приказа N 13-сд от 27.01.2014 была проведена плановая выездная РОО "Татохотрыболовобщество".
По итогам проверки Управление составило акт проверки от 27.02.2014 N 1, в котором отразило ряд выявленных нарушений требований Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире". В частности, в Агрызском охотхозяйстве установлено невыполнение в полном объеме мероприятия обеспечивающие воспроизводство животного мира, предусмотренных в условиях охотхозяйственного соглашения, а именно не обустроены кормовые поля для зайцев 2,0 га.
На основании акта проверки от 27.02.2014 N 1 Управление выдало РОО "Татохотрыболовобщество" предписание от 27.02.2014 N 27/3, согласно которому РОО "Татохотрыболовобщество" надлежало в срок до 27.09.2014 обустроить кормовые поля для зайцев 2,0 га на территории Агрызского охотхозяйства.
Не согласившись с выданным предписанием от 27.02.2014 N 27/3, РОО "Татохотрыболовобщество" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие нарушения, на устранение которого Управлением выдано оспариваемое предписания, подтверждается совокупностью доказательств по делу: актом проверки от 27.02.2014, протоколом осмотра от 22.02.2014, постановлением по делу об административном правонарушении N 27/51 от 28.03.2014, протоколом об административном правонарушении от 03.0.03.2014 N 27/46, письмом заявителя от 14.04.2014 N 96 о выполнении предписаний.
Вместе с тем, апелляционный суд считает, что требования РОО "Татохотрыболовобщество" о признании спорного предписания недействительным подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
Из имеющихся в материалах дела доказательств видно, что РОО "Татохотрыболовобщество" осуществляет пользование объектами животного мира на основании охотхозяйственного соглашения от 27.09.2012 N 14.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Из указанных норм следует, что обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства.
Из материалов дела следует, что в качестве правовых оснований для выдачи предписания Управлением указан акт проверки от 27.02.2014 N 27/1.
Согласно акту проверки от 27.02.2014 N 27/1 сотрудниками Управления в ходе проверки были выявлены нарушения положений ст. 35, 40 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", а именно РОО "Татохотрыболовобщество" не выполнены в полном объеме мероприятия обеспечивающие воспроизводство животного мира, предусмотренных в условиях охотхозяйствующего соглашения, а именно не обустроены кормовые поля для зайцев 2,0 га.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с указанным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
В статье 40 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" закреплены обязанности пользователей животным миром, которые должны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды и обитания; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; обеспечивать охрану воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.
Из материалов дела следует, что 22.02.2014 произведен осмотр территории Агрызского охотхозяйства, на основании которого 27.02.2014 должностными лицами Управления составлен акт проверки N 1.
В возражениях на акт проверки председатель Совета РОО "Татохотрыболовобщество" указал, что с фактами, выводами, изложенными в акте, не согласен.
Как видно из материалов дела, должностные лица Управления, составившие акт проверки от 27.02.2014 N 1, в осмотре территории Агрызского охотхозяйства 22.02.2014 участия не принимали.
В осмотре территории Агрызского охотхозяйства участвовали начальник МРО по охране и использованию животного мира Фатыхов И.Р., егерь Агрызского охотхозяйства Кузнецов П.С. и два понятых, которые удостоверили своей подписью в протоколе факт совершения процессуальных действий.
Однако, как установлено судом апелляционной инстанции, в протоколе осмотра территории Агрызского охотхозяйства от 22.02.2014 не зафиксировано отсутствие на территории Агрызского охотхозяйства кормовых полей для зайцев.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция находит, что отраженные в акте проверки от 27.02.2014 N 1 нарушения РОО "Татохотрыболовобщество", связанные с не выполнением в полном объеме мероприятий обеспечивающих воспроизводство животного мира, предусмотренных в условиях охотхозяйствующего соглашения от 27.09.2012 N 14, а именно не обустройство кормовых поля для зайцев 2,0 га на территории Агрызского охотхозяйства, документально не подтверждены.
Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управлением не представлено.
Постановление по делу об административном правонарушении от 28.03.2014 N 27/51 не может быть признано в качестве доказательства, подтверждающего наличие в действиях РОО "Татохотрыболовобщество" нарушений статей 35, 40 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", поскольку решением Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 16.10.2014 данное постановление от 28.03.2014 N 27/51 отменено.
В свою очередь, РОО "Татохотрыболовобщество" представлена в материалы дела договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 02.04.2013, согласно пункту 1.1 данного договора арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, расположенный на территории ООО "С-Омга" с посевами многолетней травы (клевер) земельные участки общей площадью двух гектаров для использования корма для диких животных (заяц).
Ссылка Управления на акт проверки от 07.11.2014 N 27/15, в котором установлено, что нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами невыявлено, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку данный акт не опровергает, что кормовые поля в Агрызском охотхозяйстве для зайцев общей площадью 2,0 га на день составления акта проверки от 27.02.2014 N 1, у РОО "Татохотрыболовобщество" имелись.
Суд апелляционной инстанции полагает, что вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не доказало нарушение РОО "Татохотрыболовобщество" статей 35, 40 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", охотхозяйственного соглашения от 27.09.2012 N14 в части не выполнения в полном объеме мероприятий обеспечивающих воспроизводства животного мира, предусмотренных в условиях охотхозяйственного соглашения, а именно не обустройство кормовых полей для зайцев 2,0 га на территории Агрызского охотхозяйства, как следствие, не доказало законность и обоснованность предписания от 27.02.2014 N 27/3.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание от 27.02.2014 N 27/3 не соответствует положениям Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.06.2009 N 401 "О государственных инспекторах Республики Татарстан в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания", нарушает права и законные интересы заявителя сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, в соответствии с положениями части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.
На основании указанного суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значения для дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении требований РОО "Татохотрыболовобщество".
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом изложенного и результатов рассмотрения апелляционной жалобы суд взыскивает с Управления в пользу РОО "Татохотрыболовобщество" судебные расходы в размере 3000 рублей, в том числе 2000 рублей за подачу заявления в суд первой инстанции, 1000 рублей - за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2014 года по делу N А65-13165/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" удовлетворить.
Признать недействительным предписание Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан от 27 февраля 2014 N 27/3.
Взыскать с Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан в пользу Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстана" 3 000 (три тысячи) рублей в возмещение судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13165/2014
Истец: Региональная общественная организация "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан", г. Казань
Ответчик: Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан, г. Казань