г. Пермь |
|
19 декабря 2014 г. |
Дело N А60-35780/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихачевой А. Н.
судей Гладких Д. Ю., Назаровой В. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Макаровой С. Н.
при участии:
от истца, муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети"; Третьякова Я. Ю., паспорт, доверенность от 02.06.2014 года;
от ответчика, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская": Черданцев Д. В., паспорт, доверенность от 15.08.2014 года;
от третьих лиц, открытого акционерного общества "расчетный центр Урала", муниципального образования "городской округ Богданович" в лице Главы городского округа Богданович: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 сентября 2014 года
по делу N А60-35780/2013,
принятое судьёй Л. А. Анисимовым
по иску муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (ОГРН 1106633000660, ИНН 6633016986)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (ОГРН 1106633000715, ИНН 6633017027)
о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, процентов за пользование чужими денежными средствами
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (ОГРН 1106633000715, ИНН 6633017027)
к муниципальному унитарному предприятию "Богдановичские тепловые сети" (ОГРН 1106633000660, ИНН 6633016986)
третьи лица: открытое акционерное общество "Расчетный центр Урала", муниципальное образование "городской округ Богданович" в лице Главы городского округа Богданович
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Богдановичские тепловые сети" (далее - МУП "Богдановичские тепловые сети", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (далее - ООО "УК "Богдановичская", ответчик) 11 711 004 руб. 34 коп., в том числе основного долга в сумме 11 398 099 руб. 27 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 21.07.2013 по 05.12.2013 в размере 312 905 руб. 07 коп., с начислением процентов на сумму 11 398 099 руб. 27 коп. по учетной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25% годовых по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом на основании норм статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением суда от 12.11.2013 года на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Расчетный центр Урала".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2013 года и дополнительным решением суда от 30.12.2013 года исковые требования удовлетворены: с ООО УК "Богдановичская" в пользу МУП "Богдановичские тепловые сети" взыскан основной долг в размере 11 398 099 руб. 27 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 21.07.2013 по 05.12.2013 в сумме 312 905 руб. 07 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами начиная с 06.12.2013 начисляя их на сумму 11 398 099 руб. 27 коп. по учетной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25% годовых по день фактической оплаты долга (т.1, л.д.170-175, 191-193).
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось. Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 года апелляционная жалоба ООО УК "Богдановичская" возвращена заявителю по пункту 3 части 1 статьи 264 АПК РФ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.05.2014 года решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2013 по делу N А60-35780/2013 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области (т. 2, л.д. 51-58).
При новом рассмотрении дела ООО УК "Богдановичская" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области со встречным иском к МУП "Богдановичские тепловые сети" о взыскании 1 615 343 руб. 74 коп. неосновательного обогащения на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (т. 3, л.д. 105-107).
Встречное исковое заявление принято к производству суда для совместного рассмотрения с первоначальным иском на основании статьи 132 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 АПК РФ привлечена муниципальное образование "городской округ Богданович" в лице Главы городского округа Богданович (т.3, л.д. 1-2).
В судебном заседании 25.09.20144 года МУП "Богдановичские тепловые сети" на основании статьи 49 АПК РФ полностью отказалось от исковых требований в связи с добровольной оплатой основного долга (т.3, л.д. 5-7, т. 4, л.д. 79).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2014 года (резолютивная часть от 26.09.2014 года, судья Л. А. Анисимов) производство по первоначальному иску прекращено. С ООО УК "Богдановичская" в доход федерального бюджета взыскано 69 779 руб. 73 коп. госпошлины по иску. С МУП "Богдановичские тепловые сети" в доход федерального бюджета взыскано 11 775 руб. 29 коп. госпошлины по иску. Встречный иск удовлетворен: с МУП "Богдановичские тепловые сети" в пользу ООО УК "Богдановичская" взыскано 1 615 343 руб. 74 коп. неосновательного обогащения, 29 153 руб. 44 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по встречному иску (т.4, л.д.83-91).
МУП "Богдановичские тепловые сети", не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения встречного иска, обратился с апелляционной жалобой.
По мнению истца, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права; неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем МУП "Богдановичские тепловые сети" просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения встречного иска отменить; принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении встречного иска.
Заявитель считает ошибочным вывод о правомерности применения между истцом и ответчиком при расчетах за тепловую энергию, поставленную на нужды отопления, ставок платы за коммунальную услугу отопления, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.20013 N 446 с учетом коэффициентов корректировки. Данное постановление принято во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году", а также Постановления РЭК Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год". Тариф на тепловую энергию и горячую воду для населения на 2014 год для МУП "Богдановичские тепловые сети" утвержден постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2012 N 207-ПК, N 209-ПК. Разница, возникающая между рекомендованной ставкой платы за коммунальные услуги для граждан, и экономически обоснованным тарифов подлежит возмещению за счет субъекта РФ. С 01.07.2013 года вступил в силу Закон Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги", распространивший свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2013 года. Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, мер социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги. С учетом указанных нормативных правовых актов при определении объема обязательств управляющих организаций - исполнителей коммунальных услуг, следует исходить из соответствующих экономически обоснованных тарифов, утвержденных РЭК Свердловской области. Исполнитель коммунальных услуг, в свою очередь, вправе требовать возмещения затрат, возникающих в результате разницы между стоимостью коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам и начисленными платежами населению. В соответствии с указанным порядком ООО УК "Богдановичская" обратилась с заявкой на получение субсидий в целях возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по частичному освобождению граждан от платы за коммунальные услуги в 2013 году, в размере 6 979 864 руб. 43 коп. в Администрацию городского округа Богданович, которая в свою очередь обратилась в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. На основании изложенного заявитель приходит к выводу о наличии у ООО УК "Богдановичская" возможности защиты своих прав; правомерности применения МУП "Богдановичские тепловые сети" при расчете размера платы за тепловую энергию на нужды отопления и ГВС тарифов, утвержденных постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2012 N207-ПК, N 209-ПК.
В судебном заседании представитель МУП "Богдановичские тепловые сети" доводы апелляционной жалобы поддержал, сославшись также на судебные акты по делу N А60-14980/2013 по спору между теми же сторонами, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
ООО УК "Богдановичская" доводы жалобы отклонило по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании 18.12.2014 года представитель ООО УК "Богдановичская" против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, ОАО "Расчетный центр Урала", МО "городской округ Богданович" в лице Главы городского округа Богданович, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между МУП "Богдановичские тепловые сети" и ООО УК "Богдановичская" сложились фактические отношения, связанные со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией в сетевой воде на отопление и горячее водоснабжение части жилищного фонда, переданного ответчику в управление.
В период с апреля по август 2013 года МУП "Богдановичские тепловые сети" отпустило на объекты ООО УК "Богдановичская" тепловую энергия (горячее водоснабжение, отопление, теплоноситель), которая принята ответчиком в соответствии с актами на поставку-получение горячего водоснабжения за спорный период.
Истцом в адрес ответчика выставлены счета-фактуры на оплату поставленного энергоресурса.
Согласно расчету произведенному истцом задолженность ответчика по оплате горячего водоснабжения составила 11 398 099 руб. 27 коп. (с учетом неоднократных уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции на основании норм статьи 49 АПК РФ).
Ненадлежащее исполнение ООО УК "Богдановичская" обязанности по оплате поставленного энергоресурса послужило основанием для обращения МУП "Богдановичские тепловые сети" в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
До вынесения судебного акта по существу спора истец отказался от иска на основании части 2 статьи 49 АПК РФ, в связи с чем производство по делу прекращено судом первой инстанции в силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Решение суда в части прекращения производства по первоначальному иску лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем предметом пересмотра арбитражного апелляционного суда не является (пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд со встречным иском ООО УК "Богдановичская" указала на то, что сумма задолженности, взысканная решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2013 года, оплачена управляющей компанией в полном объеме.
Полагая, что в составе суммы, уплаченной на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2013, отмененного впоследствии, МУП "Богдановичские тепловые сети" необоснованно получило 1 615 343 руб. 74 коп. в виде разницы между тарифом, установленным для ресурсоснабжающей организации на отопление и платой граждан за отопление, применяемой с учетом коэффициентов корректировки, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446, ООО УК "Богдановичская" обратилось в арбитражный суд со встречным иском о взыскании неосновательного обогащения.
Удовлетворяя встречный иск, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1107 ГК РФ, абзацем 6 пункт 38 Правил N 354, правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 27.07.2010 N 3779/10, в соответствии с которой соответствующие обязательства управляющей организации, выступающей в имущественном обороте в интересах жильцов, не могут быть большими, чем при заключении прямых договоров жильцов в с ресурсоснабжающей организацией, пришел к выводу о том, что стоимость тепловой энергии для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, подлежит определению на основании размеров платы, утвержденных постановлениями Главы городского округа Богданович N 446, N 1703. Довод МУП "Богдановичские тепловые сети" о возмещении ООО УК "Богдановичская" спорной суммы в виде субсидий по выпадающим доходам отклонен судом первой инстанции с учетом того, что материалами дела подтвержден лишь факт обращения ООО УК "Богдановичская" с подобной заявкой, но не факт получения денежных средств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд находит доводы жалобы МУП "Богдановичские тепловые сети" заслуживающими внимания.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 3 статьи 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки МУП "Богдановичские тепловые сети" в период с апреля по август 2013 года тепловой энергии на нужды отопления, горячего водоснабжения в спорный период на объекты ООО УК "Богдановичская" последним не оспаривается.
Разногласия у сторон возникли относительно применения тарифов на тепловую энергию на нужды отопления.
МУП "Богдановичские тепловые сети" при определении стоимости тепловой энергии и теплоносителя применяло утвержденные постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2012 N 207-ПК, N 209-ПК тарифы на тепловую энергию и теплоноситель на 2013 год в размере 1090,86 руб./Гкал, 25,97 руб./куб.м. (т.1, л.д.45-49).
Заявляя требование о взыскании с МУП "Богдановичские тепловые сети" 1 615 343 руб. 74 коп. неосновательного обогащения, ООО УК "Богдановичская" ссылается на излишнюю оплату поставленной в спорный период тепловой энергии в связи с необходимостью применения в расчетах между сторонами Постановления Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446 "О рекомендуемых коэффициентах корректировки, применяемых исполнителями коммунальных услуг при расчете платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года" (т.1, л.д.79-80).
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях ограничения роста платы за коммунальные услуги и реализации предусмотренного в Основах формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708, принципа доступности для граждан совокупной платы за все потребленные коммунальные услуги, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются предельные индексы.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году", принятым в соответствии со статьей 44 Устава Свердловской области, с учетом установленных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014-2016 годов предельных параметров роста тарифов и в целях ограничения темпов роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году, РЭК Свердловской области предписано до 31.12.2012 утвердить предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.
Кроме того, названным указом обращено внимание Глав муниципальных образований Свердловской области на необходимость принятия мер по защите прав потребителей в сфере коммунального хозяйства по вопросам, связанным с несоблюдением установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги.
Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год (т.3, л.д. 138-142).
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ, постановления РЭК Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК, а также в целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги сверх утвержденного предельного индекса в городском округе Богданович в первом полугодии 2013 года Главой городского округа Богданович принято постановление от 22.02.2013 N 446 "О рекомендуемых коэффициентах корректировки, применяемых исполнителями коммунальных услуг при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года".
Указанное постановление Главы городского округа Богданович на момент рассмотрения спора не отменено, в установленном порядке недействительным не признано.
В силу абзаца 6 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 27.07.2010 N 3779/10, при расчетах за потребленную тепловую энергию исполнитель коммунальных услуг вправе рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемому для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Учитывая, что управляющая организация выступает в имущественном обороте в интересах жильцов, следовательно, соответствующие обязательства управляющей организации не могут быть большими, чем при заключении прямых договоров жильцов с ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку ООО УК "Богдановичская" приобретала тепловую энергию в целях оказания коммунальных услуг населению, стоимость тепловой энергии для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, правомерно определена управляющей организацией на основании размеров платы, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
В целях осуществления фактической компенсации межтарифной разницы в Свердловской области приняты Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги", Закон от 25.04.2014 N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги".
При этом Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ, вступивший в силу с 01.07.2013, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2013.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона от 25.04.2013 N 40-ОЗ затраты, связанные с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещаются осуществившим их организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета (статья 3 Закона от 25.04.2013 N 40-ОЗ).
В целях реализации Законов Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ, от 25.04.2013 N 41-ОЗ Правительством Свердловской области Постановлением N 1539-ПП от 18.12.2013 утверждены, в частности:
1 "Порядок предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги" (далее - "Порядок предоставления меры социальной поддержки");
2. "Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги", определяющий условия предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (далее - "Порядок предоставления и расходования субсидий").
Согласно пункту 3 "Порядка предоставления меры социальной поддержки" возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется исполнителям коммунальных услуг в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Пунктом 5 "Порядка предоставления меры социальной поддержки" предусмотрено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг на основании соответствующих документов. Возмещение затрат исполнителей коммунальных услуг, связанных с предоставлением меры социальной поддержки в 2013 году, осуществляется в 2014 году.
Пунктом 3 "Порядка предоставления и расходования субвенций" предусмотрено предоставление субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субвенций, является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (пункт 4 "Порядка предоставления и расходования субвенций").
В соответствии с пунктом 6 "Порядка предоставления и расходования субвенций" таковые перечисляются для осуществления расходов на предоставление гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги.
Как следует из представленного в материалы дела письма ООО УК "Богдановичская" от 31.01.2014 N 142 (т. 3, л.д. 130), отзыва администрации городского округа Богданович (т.4, л.д. 1-2), письма Администрации городского округа Богданович от 13.03.2014 N 01-57/290 (т.4, л.д. 3-4, 7-11) ООО УК "Богдановичская" на основании Постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП обратилось в администрацию городского округа Богданович за предоставлением компенсации затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по частичному освобождению граждан от платы за коммунальные услуги.
Письмом от 25.06.2014 года N 1177 Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области подтвердило факт поступления заявки от городского округа Богданович на предоставление субсидий областного бюджета на осуществление переданного органам местного самоуправления государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в том числе с учетом убытков ООО УК "Богдановичская", с нарушением установленного срока (т.3, л.д.131).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание избранный ООО УК "Богдановичская" способ правового поведения и, соответственно, способ защиты своих законных прав и интересов (обращение ООО УК "Богдановичская" в орган местного самоуправления с заявкой на получение субсидии в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы), а также в связи с установлением на территории Свердловской области Порядка предоставления компенсации в виде субсидий из областного бюджета исполнителям коммунальных услуг, неосновательное обогащение на стороне МУП "Богдановичские тепловые сети" за счет ООО УК "Богдановичская" ответствует.
Истец по встречному иску не лишен права в рамках самостоятельного производства обратиться к соответствующему публично-правовому образованию за компенсацией межтарифной разницы.
С учетом изложенного решение суда от 30.09.2014 года подлежит отмене в обжалованной части на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В связи с отказом в удовлетворении встречного иска и удовлетворением апелляционной жалобы МУП "Богдановичские тепловые сети" судебные расходы по уплате госпошлины по встречному иску и апелляционной жалобе относятся на ООО "УК Богдановичская".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266-269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 сентября 2014 года по делу N А60-35780/2013 в обжалованной части отменить.
Резолютивную часть изложить в следующей редакции:
"Производство по первоначальному иску прекратить.
Взыскать с ООО "Управляющая компания "Богдановичская" в доход федерального бюджета 69 779 (шестьдесят девять тысяч семьсот семьдесят девять) руб. 73 коп. госпошлины.
Взыскать с МУП "Богдановичские тепловые сети" в доход федерального бюджета 11 775 (одиннадцать тысяч семьсот семьдесят пять) руб. 29 коп. госпошлины.
В удовлетворении встречного иска отказать".
Взыскать с ООО "Управляющая компания "Богдановичская" в пользу МУП "Богдановичские тепловые сети" 2 000 (две тысячи) руб. в возмещение госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
А.Н.Лихачева |
Судьи |
Д.Ю.Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35780/2013
Истец: МУП "Богдановичские тепловые сети"
Ответчик: ООО УК "Богдановичская"
Третье лицо: ОАО "Расчетный центр Урала"
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-411/14
30.09.2014 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-35780/13
12.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1352/14
31.01.2014 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-411/14
16.01.2014 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-411/14
10.12.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-35780/13