г. Санкт-Петербург |
|
19 декабря 2014 г. |
Дело N А21-6133/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Медведевой В.В.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26625/2014) Управления Росреестра по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2014 по делу N А21-6133/2014 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "ЭстСтрой", место нахождения: 236000, Калининградская область, г. Калининград, пр-кт Советский, д. 18, ОГРН 1073917003490,
к Управлению Росреестра по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭстСтрой" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление, Росреестр) от 30.06.2014 по делу N 306/2014 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда от 26.09.2014 заявление Общества удовлетворено, постановление Росреестра признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 26.09.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, делая вывод об отсутствии вины Общества в совершении административного правонарушения, суд первой инстанции неправомерно принял во внимание постановление Правительства Калининградской области от 04.07.2014 N 408, которым согласован проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение", а также решение пятьдесят первой сессии Гурьевского окружного Совета депутатов четвертого созыва от 13.08.2014 N 291 о внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение", поскольку означенные нормативные правовые акта приняты после вынесения постановления по делу об административном правонарушении N 306/2014, в связи с чем пришел к ошибочному выводу о незаконности постановления Росреестра от 30.06.2014.
К судебному заседанию от заявителя в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Общество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Управления несостоятельными.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения плановой проверки земельного законодательства 10.06.2013 Управлением выдано Обществу предписание об устранении нарушений земельного законодательства по делу N 464-2/2013, в соответствии с которым Обществу в срок до 01.06.2014 следовало устранить допущенное нарушение земельного законодательства, выразившееся в том, что принадлежащий ему на праве собственности (дата регистрации в ЕГРП 14.06.2007, N регистрации 39-39-01/186/2007-555) земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:98, расположенный по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, ТОО "Орловское", западнее железной дороги на Зеленоградск, юго-западнее скотомогильника, площадью 168 000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, в нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не используется по целевому назначению.
22.05.2014 управлением издано распоряжение N 1123-ГЗК о проведении внеплановой выездной проверки по контролю исполнения названного выше предписания со сроком проведения с 02.06.2014 по 16.06.2014.
10.06.2014 управлением в присутствии представителя Общества составлен акт проверки N 517/2014, в котором зафиксировано следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:98 площадью 168000 кв.м. был разделен на земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:266, площадью 167848 кв.м и на земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:267, площадью 125 кв.м, и снят с государственного кадастрового учета 27.09.2013.
Земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:267, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, принадлежит Обществу на праве собственности (дата регистрация в ЕГРП 25.09.2013, номер регистрации 39-39-01/332/2013-530), на участок наложены обременения - охранная зона ВЛ, земельный участок используется под опору линий электропередач.
Земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:266, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, принадлежит Обществу на праве собственности (дата регистрации в ЕГРП 25.09.2013, номер регистрации 39-39-01/332/2013-528).
Границы земельного участка с кадастровым номером 39:03:040030:266 совпадают с границами архивного земельного участка с кадастровым номером 39:03:040030:98.
При осмотре земельного участка с выездом на местность установлено, что участок по назначению не используется, признаки работ по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, сенокошения, выпаса скота отсутствуют, земельный участок зарос сорной травянистой и кустарной растительностью, на участке произрастают деревья, закустаренность, закочкаренность земельного участка составляет свыше 30 %, что свидетельствует о наличии признаков неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, состояние земельного участка свидетельствует о длительном его неиспользовании, строения, сооружения на земельном участке отсутствуют, ограждение отсутствует, межевые знаки визуально не обнаружены.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, 18.06.2014 Управлением составлен протокол об административном правонарушении.
Вместе с тем, постановлением Росреестр от 30.06.2014 N 306/2014 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в неиспользовании земельного участка с кадастровым номером 39:03:040030:266, площадью 167848 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 39:03:040030:98 площадью 168000 кв.м., расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, ТОО "Орловское", предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (для сельскохозяйственного использования), оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в указанных целях в течение срока, установленного законом (более трех лет), ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования заявителя суд первой инстанции исходил из отсутствия вины Общества в совершении административного правонарушения, так как им были приняты все зависящие от него меры направленные на недопущение совершения правонарушения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Таким образом, в силу положений пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правообладателям земельных участков предоставлено право самостоятельного выбора (без дополнительных разрешений и согласований) вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
Частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрено, что неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:98 зарегистрировано за Обществом 14.06.2007 на основании свидетельства о государственной регистрации права 39-АА N 500878.
Земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:00:98 относился к категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.
Оборот земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного использования, регулируется Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (часть 1 статьи 1).
Факт неиспользования Обществомземельного участка с кадастровым номером 39:03:040030:266, площадью 167848 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 39:03:040030:98 площадью 168000 кв.м., расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, ТОО "Орловское", предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (для сельскохозяйственного использования), оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в указанных целях в течение срока, установленного законом (более трех лет), установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что в свою очередь образует в его действиях объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, в силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, как следует из материалов дела следует, 13.08.2007 Обществом (инвестор), ООО "Ар-Деко" (подрядчик) и Администрацией Гурьевского городского округа (заказчик) заключен договор N 70 на выполнение проектных работ по корректировке проекта границ поселка Дорожный Гурьевского района Калининградской области.
Основная цель проекта границ поселка - выявление и оценка резервов и ограничений, связанных с территориальным развитием поселка и прилегающих земель и, как следствие, по выполнению и согласованию проектной документации, перевод прилегающих земель, включенных в границу поселка, в категорию "земли поселений", в том числе и земельный участок Общества с кадастровым номером 39:03:040030:00:98, по согласованию которой подлежало вынесению постановление Правительства Калининградской области "О включении в границы поселка Дорожный Гурьевского района Калининградской области отдельных земельных участков".
27.05.2011 в Администрацию Гурьевского муниципального района поступило письмо Общества исх. N 17 от 27.05.2011, в котором последнее просило рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности включения в проект генерального плана Кутузовского сельского поселения Муниципального образования Гурьевского муниципального района Калининградской области, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 39:03:040030:00:98 для комплексного освоения территории в целях строительства производственного комплекса по изготовлению и выпуску мебели, с развитой инженерной инфраструктурой, дорогой и подъездными путями.
04.03.2013 Администрацией Гурьевского муниципального района принято постановление N 815 о подготовке изменений в генеральный план МО "Кутузовское сельское поселение", согласно которым в состав Муниципального образования "Кутузовское сельское поселение" должны быть включены принадлежащие Обществу земельные участки, согласно обращениям, направленным им в соответствующие органы.
02.12.2013 комиссией по разработке правил землепользования и застройки Гурьевского муниципального района были проведены публичные слушания по проекту внесения изменения в генеральный план Муниципального образования "Кутузовское сельское поселение".
Проектом изменений в генеральный план Муниципального образования "Кутузовское сельское поселение" территория земельных участков, в том числе с КН 39:03:040030:266 предусмотрена для последующего перевода в категорию земель "земли промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Письмом от 16.06.2014 исх. N 06/7812 Администрация Гурьевского городского округа известила Общество о принятии решение о подготовке внесения изменении в генеральный план Муниципального образования Кутузовское сельское поселение (постановление администрации Гурьевского муниципального района от 04.03.2013 N 815).
Постановлением Правительства Калининградской области от 04.07.2014 N 408 согласован проект внесения изменений в генеральный план Муниципального образования "Кутузовское сельское поселение" с учетом положений сводного заключения о согласовании проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение".
13.08.2014 пятьдесят первой сессией Гурьевского окружного Совета депутатов четвертого созыва принято решение N 291 о внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение", утвержденный решением пятьдесят второй сессии Кутузовского сельского Совета депутатов первого созыва от 26.12.2012 N 152 "Об утверждении генерального плана Кутузовского сельского поселения".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Обществом приняло все зависящих от него мер по своевременному изменению категории земельного участка и использованию его по назначению, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии вины заявителя во вменяемом ему административном правонарушении, а, следовательно, и об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ.
В свою очередь доводы Управления о том, что суд первой инстанции неправомерно принял во внимание постановление Правительства Калининградской области от 04.07.2014 N 408, которым согласован проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение", а также решение пятьдесят первой сессии Гурьевского окружного Совета депутатов четвертого созыва от 13.08.2014 N 291 о внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение", поскольку означенные нормативные правовые акта приняты после вынесения постановления по делу об административном правонарушении N 306/2014, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку указанные акты (результат принятых Обществом мер), учитывая длительность и сложность процедуры переоформления категории земельного участка, как раз и свидетельствует о неправильной оценки Управлением действий Общества, направленных на соблюдение действующего земельного законодательства в спорный период.
Таким образом, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление Росреестра незаконным и отменил его, так как в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом не допущено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2014 по делу N А21-6133/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6133/2014
Истец: ООО "ЭстСтрой"
Ответчик: Отдел государственного земельного надзора Управления Росреестра по Калининградской области, Управления Росреестра по Калининградской области