Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2015 г. N Ф09-860/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
19 декабря 2014 г. |
Дело N А60-24358/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Паньковой Г.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы": Наговицина Е.А., паспорт, доверенность от 27.01.2012,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились,
от третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата "Росреестра" по Свердловской области: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 октября 2014 года
по делу N А60-24358/2014
принятое судьей Куклевой Е.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата "Росреестра" по Свердловской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,
установил:
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в государственной регистрации права собственности N 01/360/2013-315 от 21.03.2014, обязании зарегистрировать право собственности Общества на основании ранее представленных документов и выдать свидетельство о праве собственности на объект недвижимого имущества - Сооружение: внутриплощадочные дороги, проезды и площадки, назначение: передаточное устройства, протяженностью 221-м. (год ввода в эксплуатацию 2013), расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пер. Энергетиков, д. 7, ПС 500 кВ Южная.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата "Росреестра" по Свердловской области (ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 07.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает вывод суда о том, что регистрируемый объект (внутриплощадочные дороги, проезды и площадки) не является недвижимым имуществом, полагает, что заявителем на регистрацию представлены все необходимые документы подтверждающие факт создания объекта, их совокупность позволяет идентифицировать данный объект как объект недвижимости. Указанные внутриплощадочные дороги, проезды и площадки, представляющие собой сооружение протяжённостью 221 м, имеют специальное назначение - внешнее благоустройство, прочно связаны с землей и не могут быть перемещены без соразмерного ущерба его назначению.
Со ссылкой на письмо Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений г. Екатеринбурга от 23.07.2013 N 219/12/3815 утверждает, что на регистрируемый объект не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию в силу того, что тот является вспомогательным объектом, не может самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению независимо от земельного участка и главного объекта капитального строительства ПС 500 кВ Южная.
Обращает внимание суда на то, что в отзыве третьего лица спорный объект признается недвижимым имуществом, поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 66:41:0505029:172.
Считает, что обязанность доказывания соответствия обжалуемого ненормативного акта закону лежит на принявшем его государственном органе, однако заинтересованным лицом таких доказательств не представлено.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, арбитражным судом апелляционной инстанции признается соответствующим фактическим обстоятельствам, ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС" 12 ноября 2013 года обратилось в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект - сооружение: внутриплощадочные дороги, проезды и площадки, назначение: внешнее благоустройство, протяженностью 221 м. (год ввода в эксплуатацию-2013 год), расположенные по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пер. Энергетиков, д.7, ПС 500 кВ Южная, с приложением следующих документов: кадастровый паспорт, письмо от 23.07.2013, платежное поручение от 04.06.2013, доверенность представителя от 26.06.2013,.
В соответствии с декларацией об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Свердловская область, г. Екатеринбург, пер. Энергетиков, д.7, ПС 500 кВ Южная, составленной ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС" по состоянию на 03.03.2014, сооружение создано в 2013 году, расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0505029:17, 66:41:0505029:29. Государственная регистрация прав 29.11.2013 была приостановлена в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для совершения соответствующих регистрационных действий. 26.12.2013 государственная регистрация была приостановлена на основании заявления представителя заявителя.
Заинтересованное лицо направило сообщение об отказе в государственной регистрации от 21.03.2014 N 01/360/2013-315 в котором указано со ссылкой на абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в государственной регистрации), что в регистрации права собственности на объект отказано, поскольку, заявленный на государственную регистрацию объект не отвечает критериям, позволяющим отнести его к объектам недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, декларация от 03.03.2014 оформлена с нарушением требований действующего законодательства.
Заявитель, полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности на сооружение: внутриплощадочные дороги, проезды и площадки, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленные требования, суд первой инстанции исходил отсутствии оснований для их удовлетворения.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), им дана надлежащая правовая оценка.
В силу ст. 16 Закона в государственной регистрации государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно п. 2 ст. 13 Закона в государственной регистрации государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничения (обременения) регистрируются не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 данного закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).
В силу п. 1 ст. 13 Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов, правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона в государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав).
В силу п. 1 ст. 17 Закона в государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав).
Как следует из абз. 2, 10 п. 1 ст. 20 Закона в государственной регистрации, в государственной регистрации может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с данным Федеральным законом; не представлены документы, необходимые в силу названного Федерального закона для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона в государственной регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
При этом п. 1 ст. 25.3 Закона в государственной регистрации установлено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной нормы прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
Суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в п. 1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09).
Основанием для отнесения зданий и сооружений к числу недвижимых вещей является то, что они в состоянии служить своему функциональному назначению только в соединении с каким-либо земельным участком.
Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений. При этом, твердое покрытие (площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, входящему в такой имущественный комплекс.
Довод заявителя жалобы о том, что оценка в обжалуемом судебном акте спорного объекта как элемента благоустройства не соответствует материалам дела, подлежит отклонению. Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие признаков недвижимости спорного объекта.
Довод общества о том, что суд не учел наличие кадастрового паспорта, подтверждающего инвентаризацию и учет спорного имущества как недвижимого, несостоятелен. Кадастровый паспорт содержит описание спорных объектов, указание их месторасположения, однако не относит спорное имущество к недвижимому, в отношении которого может быть осуществлена регистрация. Как правильно определено судом первой инстанции, в данном случае речь идет о благоустройстве земельного участка, но не об объекте недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, правильно установив и оценив все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, а также представленные сторонами доказательства.
Иные доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные, поскольку по существу, сводятся к несогласию Общества с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств и исследованных обстоятельств.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения, иной вывод повлечь не могут.
Решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2014 по делу N А60-24358/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24358/2014
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2015 г. N Ф09-860/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: ФГБУ "федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области