г. Челябинск |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А07-12160/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабкиной С.А.,
судей Столяренко Г.М., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурцевой Р.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Комплексная безопасность в строительстве" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2014 по делу N А07-12160/2014 (судья Салиева Л.В.).
В заседании принял участие представитель:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - Усольцева О.С. (паспорт, доверенность N 133 от 13.02.2014).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об исключении сведений о Некоммерческом партнерстве "Саморегулируемая организация "Комплексная безопасность в строительстве" (ИНН 0276980220, ОГРН 1100200004300) (далее - НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве", ответчик) из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью (регистрационный номер 0263 от 08.06.2012) (т. 1, л.д. 4-17).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2014 требования Росреестра удовлетворены, сведения о НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью (регистрационный номер 0263 от 08.06.2012) (т. 3, л.д. 134-144).
НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве" не согласилось с вынесенным судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении требований Росреестра отказать (т. 4, л.д. 3-7).
В обоснование доводов апелляционной жалобы НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве" ссылалось на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Податель жалобы считает, что НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве" не подлежит регистрации органом, осуществляющим контроль (надзор) за строительством - Ростехнадзором, а регистрируются Росреестром. Отмечает, что ростехнадзор осуществляет надзор за саморегулируемыми организациями, сферой деятельности которых является выдача свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с целью выявления не соответствия требованиям в отношении таких допусков. В то время как деятельность НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве" - это самостоятельная и инициативная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с возможностью обеспечения имущественной ответственности путем страхования гражданской ответственности и формирования компенсационного фонда, что приветствуется заказчиками при производстве работ, оказании услуг в области подготовки проектной документации, строительства, дизайнерских решений, реконструкции и капитального ремонта, не оказывающих влияния на безопасность объектов капитального строительства на объектах, в отношении которых не проводится государственная экспертиза.
Податель жалобы отмечает, что согласно уставу НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве", оно является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольном членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области выполнения работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и для выполнения которых не требуется получение Свидетельства о допуске, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщен отзыв Росреестра на апелляционную жалобу, согласно которому обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Росреестра против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явилось, представителей не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве".
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Росреестром 08.06.2012 было принято решение о внесении сведений о НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве" в Реестр саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью, за N 0263 и предметом саморегулирования для него была принята предпринимательская деятельность его членов, не включенная в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624
Придя в ходе осуществления деятельности по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций к выводу о том, что федеральным органом государственной власти, уполномоченным на ведение реестра саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), истец письмом от 05.02.2014 N 07-00559/14 предложил ответчику подать заявление об исключении сведений о нем из реестра, который ведет Росреестр, и обратиться в Ростехнадзор для получения статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по видам работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В связи с тем, что соответствующее заявление ответчиком подано не было, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору независимо от видов осуществляемых их членами работ - влияющих либо не влияющих на безопасность объекта капитального строительства.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В силу пункта 17 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - саморегулируемые организации) - некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Таким образом, законодателем не ограничена возможность создания саморегулируемых организаций в указанных областях деятельности по тому признаку, что выполняемые ими виды работ влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при выполнении работ по подготовке проектной документации, требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации ее подготовки в случае, если виды работ оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Аналогичные требования предусмотрены частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ в отношении работ по инженерным изысканиям, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства. Такое свидетельство могут получить лишь члены саморегулируемой организации и только в отношении конкретного вида работ, входящих в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Статья 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает основные цели деятельности саморегулируемых организаций: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций; повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности. В случае если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. Полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Уполномоченный орган исполнительной власти в области строительства утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно уставу НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве", оно является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольном членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области выполнения работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и для выполнения которых не требуется получение Свидетельства о допуске, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов не усматривается ведение реестров саморегулируемых организаций в сфере строительства различными федеральными органами исполнительной власти в зависимости от критерия выполнения названными организациями работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Функции по государственному строительному надзору вне зависимости от влияния либо не влияния работ на безопасность объектов возложены на Ростехнадзор. Следовательно, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в указанной сфере также осуществляется Ростехнадзором.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы о том, что НП СРО "Комплексная безопасность в строительстве" не подлежит регистрации Ростехнадзором, а регистрируются Росреестром подлежат отклонению.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является: заявление СРО об исключении сведений о ней из государственного реестра СРО; ликвидация или реорганизация некоммерческой организации; вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае нарушения в течение года более двух раз иных требований Федерального закона "О саморегулируемых организациях", требований других федеральных законов в отношении саморегулируемой организации, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер.
При таких обстоятельствах, нахождение сведений об ответчике в реестре саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляется Росреестром, не соответствует требованиям Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем подлежат исключению из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что полномочия по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области строительства возложены на Ростехнадзор независимо от видов осуществляемых их членами работ - влияющих либо не влияющих на безопасность объекта капитального строительства.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2014 по делу N А07-12160/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Комплексная безопасность в строительстве" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
С.А. Бабкина |
Судьи |
Г.М. Столяренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12160/2014
Истец: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Ответчик: Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Комплексная безопасность в строительстве"