город Воронеж |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А35-4746/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синицыной Е.Г.,
при участии:
от ОГИБДД МО МВД России "Железногорский": Федоров А.А. представитель по доверенности N 18 от 24.06.2014, Ильянина И.С. представитель по доверенности N 14 от 14.03.2014;
от Администрации города Железногорска Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Железногорска Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 16.10.2014 по делу N А35-4746/2014 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по заявлению Администрации города Железногорска Курской области (ОГРН 1024601221127, ИНН 4633006046) к ОГИБДД МО МВД России "Железногорский" о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2014 N 18810346140090009402,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Железногорска Курской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2014 N 18810346140090009402, вынесенного начальником отдела ГИБДД МО МВД России "Железногорский" (далее - административный орган) о привлечении Администрации к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области суда от 16.10.2014, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Железногорска Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Администрация Железногорска Курской области не является надлежащим субъектом вменяемого административным органом правонарушения. В соответствии с решением Железногорской городской Думы от 27.12.2011 N 551-4-РД "Об утверждении структуры администрации города Железногорска" в структуру Администрации города Железногорска входит отраслевой орган - Управление городского хозяйства, осуществляющее управление в области городского хозяйства города Железногорска.
К основным задачам Управления городского хозяйства Администрации города Железногорска Курской области относятся, в том числе, решение отнесенных к ведению органов местного самоуправления вопросов по организации на территории муниципального образования г. Железногорска дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Железногорска, а также осуществление иных технологий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ, является Управление городского хозяйства города Железногорска.
Обращает внимание апелляционного суда на то, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие согласование проверочных мероприятий административного органа с органами прокуратуры.
Указывает, что Администрацией были приняты все меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
ОГИБДД МО МВД России "Железногорский" в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, настаивает на том, что Администрация города Железногорска является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ. Тот факт, что на Управление городского хозяйства возложена функция по решению вопросов дорожной деятельности, не освобождает Администрацию от исполнения возложенных на нее функций, не изменяет лицо, ответственное за состояние дорог. Администрация города Железногорска согласно нормам действующего законодательства, Устава города Железногорска является лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Указывает, что в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума N 3369/13 от 09.07.2013, лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления. Образование в структуре местной администрации профильного управления с правами юридического лица, не наделяет это управления статусом органа местного самоуправления.
Считает решение арбитражного суда законным и обоснованным.
Представитель административного органа в судебном заседании просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Администрация явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие представителей.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участника процесса, оценив все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Администрация города Железногорска Курской области расположена по адресу: 307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина, д. 52, 26.02.1998 зарегистрирована в качестве юридического лица в установленном законом порядке.
Государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Железногорский" капитаном полиции Федоровым А.А. 12.05.2014 в 15 час. 30 мин. выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно: на ул. Мира д.7 (детсад N 24) на ул. Голенькова д. 15 (СОШ N 6), на ул. Ленина д. 15 (СОШ N 2), на ул. Курская дом N 41/2 (СОШ N 7), на ул.Курская д. 70 (СОШ N8), на ул.Курская д. 21 (СОШ N 5), на ул.Курская д. 7 (СОШ N 4), на ул. Молодежная д. 4 (детсад N31), на ул. Детский переулок д. 18 (Лицей N12), на ул. Дружбы д. 14 (Лицей N10) г. Железногорска Курской области отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 "зебра".
Данные обстоятельства отражены в актах выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств в организации дорожного движения от 12.05.2014 N 27- N 33, составленных уполномоченным лицом административного органа с участием двух понятых.
Выявленные нарушения, по мнению административного органа, свидетельствуют о несоблюдении Администрацией города Железногорска требований Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п.13 Правил дорожного движения и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N1090, п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, в силу чего действия (бездействие) Администрации образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.
МО МВД России "Железногорский" письмом от 13.05.2014 N 2/6268, уведомил Администрацию города Железногорска о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
14.05.2014 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Железногорский" капитаном полиции Федоровым А.А. в отношении Администрации был составлен протокол об административном правонарушении 46 КУ N 001532 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.
16.05.2014 начальником ОГИБДД МО МВД России "Железногорский" майором полиции Сидориным В.Н. было вынесено постановление 46 КО N 18810346140090009402 по делу об административном правонарушении, которым Администрации города Железногорска было назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.
Считая данное постановление незаконным, Администрация обратилась в Арбитражный суд Курской области за защитой прав и законных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд области пришел к выводу о том, что состав вменяемого Администрации административного правонарушения доказан ОГИБДД МО МВД России "Железногорский".
Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его правомерным и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из требований части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения по статье 12.34 КоАП РФ является нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии либо непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса, являются лица (должностные, юридические), ответственные за состояние дорог.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) безопасность дорожного движения определена как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеназванные нормы, в данном конкретном случае, Администрация города Железногорска является органом местного самоуправления, в обязанности которого входит содержание дорог местного значения в городе Железногорск, в том числе, обеспечение наличия соответствующей требованиям нормативных правовых актов и государственных стандартов дорожной разметки, в силу чего она является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 утверждены Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 13 указанных Основных положений, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст утвержден государственный стандарт ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", который устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
В соответствии с п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.14.1 ("зебра") и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части (рисунок В.7).
Как следует из протокола об административном правонарушении от 14.05.201446 КУ N 001532, административный орган в ходе проверки установил, что Администрация города Железногорска не выполнила требования по обеспечению безопасности дорожного движения,чем нарушила п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N1090.
Данное нарушение было выявлено на улице Мира д.7 (детсад N 24), на ул. Голенькова д. 15 (СОШ N 6), на ул. Ленина д. 15 (СОШ N 2), на ул. Курская дом N 41/2 (СОШ N 7), на ул.Курская д. 70 (СОШ N8), на ул.Курская д. 21 (СОШ N 5), на ул.Курская д. 7 (СОШ N 4), на ул. Молодежная д. 4 (детсад N31), на ул. Детский переулок д. 18 (Лицей N12), на ул. Дружбы д. 14 (Лицей N10) г. Железногорска, Курской области, что подтверждается соответствующими актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств в организации дорожного движения, представленных в материалах дела.
Довод Администрации о том, что в рассматриваемом случае именно Управление городского хозяйства Администрации города Железногорска Курской области является надлежащим субъектом административной ответственности, так как в соответствии с Положением об Управлении городского хозяйства Администрации города Железногорска Курской области, утвержденным решением Железногорской городской Думы от 18.12.2007 N 608-3-РД на Управление была возложена обязанность по ведению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Железногорска был правомерно отклонен судом области. Образование в структуре местной Администрации профильного Управления с правами юридического лица не наделяет этот комитет статусом органа местного самоуправления. Данный подход соответствует правовой позицией, изложенной в Постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 3369/13 по делу N А09-7558/2012.
Отклоняя ссылку Администрации на заключенный 02.06.2014 муниципальный контракт N 1 на выполнение работ по нанесению линий горизонтальной разметки в г. Железногорске Курской области, суд первой инстанции правомерно отметил, что именно на Администрации лежит обязанность принятия своевременных и действенных мер к организации таких работ, в том числе по своевременному проведению структурными подразделениями необходимых конкурсных процедур, размещению заказа и заключению соответствующего контракта. Как установлено судом области объявление о проведении аукциона размещено только в апреле, аукцион состоялся в мае текущего года, исполнение заключенного муниципального контракта имело место только в июне, то есть, практически по прошествии первого полугодия 2014 года, в то время как нанесение разметки предполагалось на пешеходных переходах двунаправленных рядом с социально значимыми учреждениями (школы, детские сады). Указанное не может свидетельствовать о надлежащем исполнении Администрацией своих публичных обязанностей, возложенных на нее нормами действующего законодательства.
Кроме того, в материалах дела не представлено и документальных доказательств, свидетельствующих о принятии незамедлительных мер по устранению выявленных административным органом нарушений.
Суд области правильно отметил, что все требования стандартов, в том числе, ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 50597-93, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Положения ст. 3 Федерального Закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" предусматривают, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, а необходимость устранения выявленных нарушений в содержании дороги в части отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 "зебра" носит незамедлительный характер.
Ссылка Администрации о том, что у административного органа отсутствовали полномочия по привлечению органа местного самоуправления к административной ответственности по основаниям ст. 12.34 КоАП РФ, была правильно отклонена судом первой инстанции за неверном толкованием норм действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается факт совершения Администрацией города Железногорска административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление принято должностным лицам в пределах их компетенции и соответствует действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Администрацией на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 16.10.2014 по делу N А35-4746/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4746/2014
Истец: Администрация г. Железногорска
Ответчик: ОГИБДД МО МВД России "Железногорский"
Третье лицо: МО МВД РФ "Железногорский"