г. Владивосток |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А51-18411/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Владивостока
апелляционное производство N 05АП-14227/2014
на решение от 15.10.2014
судьи Г.Н. Палагеша
по делу N А51-18411/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Казанцева Александра Ивановича (ИНН 253600106160, ОГРНИП 304253635500036, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 20.12.2004)
к Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 14.04.2014 N 7495/20У в выдаче разрешения на строительство;
при участии:
от администрации города Владивостока: представитель Морошкин А.Н. по доверенности от 30.12.2013 N 1-3/4680, сроком по 31.12.2014, удостоверение N 2084;
от ИП Казанцева А.И.: представитель Мошкович Е.Л. по доверенности от 10.11.2012 25 АА 0807818, сроком на три года, удостоверение N 595;
лично Казанцев А.И., паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Казанцев Александр Иванович (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация), оформленного письмом от 14.04.2014 N 7495/20У в выдаче предпринимателю разрешения на строительство магазина по адресу г. Владивосток, ул. Нерчинская, дом 46. Одновременно заявитель просил суд обязать администрацию выдать предпринимателю разрешение на строительство магазина по адресу г. Владивосток, ул. Нерчинская, дом 46 на срок 6 месяцев.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2014 отказ администрации г. Владивостока, оформленный письмом от 14.04.2014 N 7495/20У в выдаче индивидуальном предпринимателю Казанцеву А.И. разрешения на строительство магазина по адресу г. Владивосток, ул. Нерчинская, дом 46 признан незаконным, как несоответствующий Градостроительному кодекса РФ. На администрацию г. Владивостока возложена обязанность рассмотреть вопрос о выдаче индивидуальном предпринимателю Казанцеву А.И. разрешения на строительство магазина по адресу г. Владивосток, ул. Нерчинская, дом 46 в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, администрация города Владивостока обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что решение об отказе в выдаче разрешения на строительство принято администрацией г. Владивостока в соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, поскольку установлено, что проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана. Заявителем не соблюдены требования нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа в отношении минимального процента озеленения территории земельного участка, а также минимального количества парковочных мест на территории земельного участка.
Кроме того, заявитель жалобы настаивает на том, что предприниматель обратился за получением разрешения на уже фактически построенное здание с целью узаконивания самовольной постройки.
В судебном заседании представитель администрации города Владивостока доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель и его представитель на доводы апелляционной жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что решением Арбитражного суда Приморского края от 28 января 2009 года по делу N А51-12805/2008 34-257 признаны незаконными действия Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее по тексту - департамент) по отказу в предоставлении в аренду земельного участка для строительства магазина, выраженные в письме N 29/8-20-6579 от 25.08.2008. Суд обязал департамент принять решение о предоставлении Казанцеву Александру Ивановичу земельного участка площадью 88 кв.м, расположенного в г. Владивостоке, ул. Нерчинская, дом 46, в аренду для размещения магазина, и направить в адрес Казанцева Александра Ивановича проект договора аренды земельного участка площадью 88 кв.м, расположенного в г. Владивосток, ул. Нерчинская, 46, для подписания.
13 марта 2009 года распоряжением департамента N 207-р "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Казанцеву Александру Ивановичу земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нерчинская, 46" предпринимателю был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 25:28:010009:0121 площадью 88 кв.м, расположенный примерно в 8 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилой дом, находящийся за пределами земельного участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нерчинская, дом 46, согласно прилагаемому кадастровому плану земельного участка от 19.02.2008 N28-208-476 в аренду сроком на три года для размещения магазина. Одновременно департаментом в адрес предпринимателя был направлен договор аренды земельного участка с предложением о его заключении.
Определением суда от 06 мая 2009 года по делу N А51-12805/2008 34-257 исправлена опечатка, допущенная в абзаце 3 резолютивной части решения по настоящему делу от 28 января 2009 года, вместо слов "для размещения магазина" суд определил читать "для строительства магазина".
На основании указанного определения арбитражного суда департамент вынес распоряжение от 03.07.2009 N 686 "О внесении изменений в распоряжение департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 13.03.2009 N 207-р"; изменения были внесены в части изменения в пункте 1 распоряжения слов "для размещения магазина" на "для строительства магазина".
09 октября 2009 года между предпринимателем и департаментом заключен договор N 01-Ю-11095 аренды земельного участка, в соответствии с которым предпринимателю был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:010009:0121 площадью 88 кв.м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нерчинская, дом 46, для использования в целях строительства магазина промышленных и продовольственных товаров (пункт 1.1 договора аренды).
Пунктом 1.3 срок действия договора был установлен с 13.03.2009 по 12.09.2010. В дальнейшем срок действия договора аренды неоднократно продлевался; соглашением от 08.10.2013 о внесении изменений и дополнений в договор от 13.03.2009 N 01-Ю-11095 срок действия договора был установлен с 13.03.2009 по 12.09.2016.
25 апреля 2013 года во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 28 ноября 2012 года по делу N А51-22790/2012 распоряжением N 747 Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока предпринимателю утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 25:28:010009:121, расположенного в г. Владивостоке, ул. Нерчинская, 46.
Предприниматель неоднократно обращался в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина, устраняя указанные администрацией г. Владивостока несоответствия.
03 апреля 2014 года (вх. N 7495/20У) предприниматель вновь обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного объекта, сообщив о выполнении им мероприятий по устранению замечаний, содержащихся в ответе администрации от 05.06.2013 N 16743/20У.
Письмом от 14.04.2014 N 7495/20У администрация вновь отказала предпринимателю в выдаче разрешения на строительство, указав в обоснование на несоответствие предоставленной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка в части минимального количества парковочных мест и площади озеленения.
Не согласившись с указанным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", разрешение на строительство определяется как основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Порядок выдачи разрешения на строительство предусмотрен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ).
В силу части 1 данной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта, определен частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство возможен при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из материалов дела, в обоснование оспариваемого отказа администрация г. Владивостока указала на несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка в части минимального количества парковочных мест и площади озеленения. Парковочные места запроектированы вне границ предоставленного в аренду земельного участка.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что предприниматель представил в уполномоченный орган все документы, необходимые для надлежащего рассмотрения заявления, в связи с чем администрация необоснованно отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство.
Оценив указанные обстоятельства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 40 ЗК РФ право пользователя земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 2 статьи 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно части 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Исходя из содержания части 1 статьи 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
На территории Владивостокского городского округа действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки).
В соответствии со статьей 5 Правил землепользования и застройки использование и застройка земельных участков на территории Владивостокского городского округа, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, могут осуществляться правообладателями земельных участков, объектов капитального строительств с соблюдением их разрешенного использования, установленного настоящими Правилами.
Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленным указанными Правилами.
В силу части 4 статьи 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В соответствии фрагментом карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока от 10.07.2014 испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Градостроительный регламент территориальной зона Ж-3 установлен статьей 25 Правил землепользования и застройки.
Пунктом 3 статьи 25 Правил землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных в территориальной зоне Ж-3, в том числе:
- минимальный процент озелененной территории земельного участка - 30 %;
- минимальное количество парковочных мест на территории земельных участков - в соответствии с нормативами градостроительного проектирования Владивостокского городского округа.
Согласно статье 44 ЗК РФ градостроительный план земельного участка содержит информацию о градостроительном регламенте, а также сведения о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в выданном предпринимателю градостроительном плане N RU25304000-2504201300000061 земельного участка с кадастровым номером 25:28:010009:121:126, утвержденном распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 25.04.2013 N 747, среди параметров разрешенного строительства указаны требования, аналогичные требованиям Правил землепользования и застройки: минимальный процент озелененной территории земельного участка - 30 %, а минимальное количество парковочных мест на территории земельных участков в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 10.02.2011 N 111.
Общая площадь земельного участка с кадастровым номером 25:28:010009:121:126, на котором планируется осуществлять строительство, составляет 88 кв.м. Таким образом, озеленение должно не менее 30 % площади всего участка, что составляет 29 кв.м.
Вместе с тем, в соответствии с представленной проектной документацией, площадь застройки здания магазина составляет также 88 кв.м., то есть вся площадь земельного участка занята проектируемым зданием магазина.
В соответствии с пунктом 12.41 Нормативов градостроительного планирования, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 10.02.2011 N 111, требуемое расчетное количество машино-мест для парковки для парковки легковых автомобилей на приобъектных стоянках следует определять в соответствии с таблицей 18 из расчета 2 машино-места на 30 кв.м. общей площади (для предприятия бытового обслуживания).
Как следует из листа 18 тома 6 рабочего проекта "Пояснительная записка" предполагаемый к строительству объект представляет собой магазин продовольственных товаров. Торговая площадь составляет 30 кв.м.
В соответствии с проектной документацией, представленной предпринимателем, на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010009:121:126 размещение парковочных мест не предусмотрено, так как всю территорию земельного участка занимает объект недвижимости.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом администрации г. Владивостока, что проектная документация на объект "Магазин по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, 46" не соответствует требованиям, установленным градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-3 и требованиям, установленным в градостроительном плане RU25304000-2504201300000061.
Как указывалось выше, в соответствии со статьей 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, выдача разрешения на строительство объекта, проектная документация которого не соответствует градостроительному плану земельного участка не соответствует градостроительному законодательству.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Доводы заявителя о том, что на территории магазина предусмотрена посадка деревьев, кустарников, устройство цветников, укрепление откосов посевом трав, применительно к установленным требованиям к озеленению, судебной коллегий отклоняются, поскольку указанные элементы озеленения и благоустройства в соответствии представленными материалами проектной документации (том 5 "Генеральный план и благоустройство", том 6 "Пояснительная записка") запроектированы за границами земельного участка с кадастровым номером 25:28:010009:121.
Доводы о наличии вертикального озеленения также не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку они противоречат содержанию томов 5, 6 Рабочего проекта "Генеральный план и благоустройство", "Пояснительная записка", а также схеме планировочной организации, поскольку не предусматривают таких указаний, а содержат сведения о наличии элементов озеленения за границами земельного участка.
Коллегия соглашается с доводами администрации г. Владивостока о том, что изменения в пункт 1.4 тома 6 Рабочего проекта "Пояснительная записка" о запроектированном вертикальном озеленении не могут быть приняты во внимание, в отсутствие доказательств внесения изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Доводы предпринимателя о том, что нормативные акты, устанавливающие требования о предельных параметрах озеленения и минимальном количестве машино-мест были приняты после составления проектной документации, и предоставления земельного участка, коллегия отклоняет.
Как следует из материалов дела, проектная документация изготовлена в 2002 году, в то время как земельный участок с кадастровым номером был предоставлен предпринимателю в 2009 году, градостроительный план утвержден в 2013 году.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает после получения градостроительного плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информации.
В связи с чем риск, связанный с несоответствием проектной документации, изготовленной до получения градостроительного плана земельного участка, требованиям указанным в нем, несет заявитель.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения администрацией заявления предпринимателя, представленная проектная документация на объект "Магазин по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, 46" не соответствовала требованиям действующего законодательства в отношении минимального процента озеленения участка, а также в отношении количества парковочных мест, установленным градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-3, и указанным в градостроительном плане N RU25304000-2504201300000061 земельного участка с кадастровым номером 25:28:010009:121.
Поскольку согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, то у администрации г. Владивостока имелись законные основания для принятия решения, оформленного письмом от 14.04.2014 N 7495/20У.
Иные обстоятельства, и доводы, приведенные в апелляционной жалобе, с учетом предмета заявленных требований не оцениваются судом апелляционной инстанции, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно изучив материалы дела с учетом требований ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления предпринимателя.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2014 по делу N А51-18411/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18411/2014
Истец: ИП Казанцев Александр Иванович
Ответчик: Администрация города Владивостока