г. Хабаровск |
|
23 декабря 2014 г. |
А04-6887/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.,
при участии в заседании:
от Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее -УГАДН по Амурской области): представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Васильев": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Васильев"
на решение от 28.10.2014
по делу N А04-6887/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее -УГАДН по Амурской области) (ОГРН 1022800531269, ИНН 2801030057, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шевченко,20)
к обществу с ограниченной ответственностью "Васильев" (ОГРН 1022700860698, ИНН 2720022890, место нахождения: 680509, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Ильинка, ул. Совхозная, 2, офис 3)
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, УГАДН по Амурской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Васильев" (далее - общество, ООО "Васильев") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).
Решением от 28.10.2014 заявленные управлением требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статью 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) указывает, что при осуществлении регулярных перевозок необходимо наличие в совокупности: публичного договора (приобретаемого билета) и осуществление перевозки по маршруту регулярных перевозок, а все остальные виды перевозок пассажиров, не подпадающие под термин "регулярные перевозки", соответственно являются нерегулярными (по заказу), условия осуществления которых определяются в каждом отдельном случае по согласованию между заказчиком и перевозчиком; перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (наличие договора фрахтования, оформленного надлежащим образом, является единственным условием для осуществления перевозки по заказу); в материалах дела (путевой лист, заказ-наряд) отсутствуют доказательства того, что деятельность общества по осуществлению разовой заказной перевозки в период с 03 по 05 августа 2014 года не имеет признаков, характеризующих ее как деятельность регулярных перевозок по маршруту "Хабаровск-Благовещенск-Хабаровск", так как такого регулярного маршрута не существует; график отправления заказного автобуса мог меняться в зависимости от наполняемости автобусов туристами, от места подачи автобуса, что свидетельствует об отсутствии утвержденного расписания, возможности задержки автобуса, изменении графика движения.
УГАДН по Амурской области в своем отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 26.09.2014 по результатам проведенного административного расследования установлено: 04.08.2014 в 18 часов 50 минут в г. Благовещенске Амурской области на СПВК (124 км автодороги "Подъезд к г. Благовещенску") выявлено, что в период с 03 по 05 августа 2014 года ООО "ВАСИЛЬЕВ" осуществляло предпринимательскую деятельность по регулярным перевозкам пассажиров по межрегиональному маршруту "г. Хабаровск - г. Благовещенск -г. Хабаровск" (под видом заказных) на автобусе DAEWOO ВН117 регистрационный знак А626ЕС 27RUS с нарушениями (в том числе грубыми) лицензионных требований, предусмотренных лицензией N АСС-27-034755, а именно:
- перевозка осуществлялась по несуществующему (не открытому в установленном порядке и не имеющему паспорт) и не внесённому в реестр, ведущийся Министерством транспорта Российской Федерации, межрегиональному маршруту;
- использование в пассажирской перевозке автобуса, несоответствующего по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и безопасности движения ввиду отсутствия "одобрения типа транспортного средства";
- не обеспечено проведение и допущены 03 августа и 04 августа 2014 года к пассажирской перевозке водители А.В. Фисенко, И.А. Полохова из г. Благовещенска без прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
- не обеспечено проведение и допущен 29 июля 2014 года к пассажирской перевозке автобус из г. Благовещенска без проведения предрейсового и послерейсового технического осмотра;
- ведение путевой документации не отвечает требованиям нормативных документов в части заполнения обязательных реквизитов;
- допущено нарушение установленных правил использования тахографов (в тахографе отсутствует регистрационный лист, что свидетельствует о его неработоспособности);
- допущены нарушения внутреннего оформления автобуса (отсутствие всей необходимой информации).
Указанные нарушения свидетельствуют также о допущенных нарушениях прав потребителей (в данном случае пассажиров) на качественное и безопасное их обслуживание (статьи 4 и 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
По результатам проверки составлен акт проверки от 04.08.2014 N 293.
По факту нарушений в отсутствие представителя общества, надлежаще извещенного, составлен протокол об административном правонарушении от 26.09.2014 N 1122/Ц, нарушения квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением Управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее- Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.
Порядок лицензирования содержится в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 280; Положение).
Пунктом 4 Положения о лицензировании определены требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Как указано в пункте 5 Положения осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Согласно пункту 11 статьи 19 вышеуказанного закона исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Как следует из статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Вина общества в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела. Доказательства надлежащего соблюдения обществом действующего законодательства не представлено, судом не установлено. Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований при осуществлении перевозок пассажиров.
Нарушение приведенных нормативных актов при осуществлении лицензируемого вида деятельности зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, подтверждается актом проверки органом государственного контроля, иными материалами дела.
Срок для привлечения к административной ответственности не истек. Процедура соблюдена. Полномочия административного органа на вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и составление протокола судом проверены.
Доказательств наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, суду не представлено.
Выявленные нарушения общества связаны с безопасностью дорожного движения и перевозкой пассажиров, влекут за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Оценив характер совершенного правонарушения, учитывая отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд первой инстанции обосновано посчитал нарушения, допущенные обществом, грубыми нарушениями лицензионных требований и условий (отсутствие технических осмотров транспортных средств в установленные сроки, медицинского освидетельствования водителей, должностного лица в штате, отсутствие графиков режимов труда и отдыха водителей, отсутствие надлежащей информации в салоне транспортного средства может повлечь прямую угрозу жизни и здоровью пассажиров, иных участников дорожного движения), квалифицировав их по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением обществу наказания в виде штрафа 40 000 рублей, в минимальном размере предусмотренной санкции.
Отклоняется довод жалобы общества о том, что деятельность общества по перевозке пассажиров не является лицензируемой, поскольку не являлась регулярными перевозками, а осуществлялась по заказу, соответственно, по мнению общества отсутствует состав правонарушения.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (статья 787 ГК РФ).
Исходя из положений главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.
Виды перевозок пассажиров и багажа определены в статье 5 Федерального закона N 259-ФЗ.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (часть 1), при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (часть 4).
При этом фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов; фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (пункты 21 и 22 статьи 2 Федерального закона N 259-ФЗ).
Согласно пункту 89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила) перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона N 259-ФЗ.
Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4 к Правилам перевозок:
а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, - фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя;
в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика;
г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак;
д) фамилии и инициалы водителей;
е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования;
з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках;
и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством;
к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи;
л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки;
м) количество перевезенных пассажиров;
н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.
Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 94 Правил).
Таким образом, двухсторонний договор фрахтования в форме указанного заказа-наряда не заключался, поскольку отсутствует другая сторона - фрахтователь.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 28 октября 2014 года по делу N А04-6887/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6887/2014
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по Амурской области)
Ответчик: ООО "Васильев"